У нее были большие глаза цвета спелой темной вишни, ее голова посаженная на лебединую шею — была совершенна. Она подчиняла себе всех и вся. 12 февраля 140 лет назад в Петербурге родилась Анна Павлова(1881-1931). Женщина-чудо природы, величайшая русская балерина всех времен и народов, чей танец был самой высокой поэзией, чья душа рвалась на волю и жаждала свободы и любви.
Выросшая на Лиговке, дочь прачки Нюра Павлова, никогда не знала своего отца. Замкнутая и молчаливая, будущая великая балерина покорила экзаменаторов Петербургского балетного училища своей музыкальностью и грациозностью. Она уже тогда танцевала неистово, как будто чувствовала, что век ее недолог.
Ей было суждено стать символом русского классического балета еще при жизни. Она принимала участие в первом Русском сезоне Сергея Дягилева. Успех был громадный.
Покинув Россию навсегда в 1912 году, она никогда не забывала о том, что она русская балерина и не забывала своих великих учителей -Павла Гердта, Александра Облакова, Екатерину Вазем.
В голодные революционные годы Павлова посылала из Англии продуктовые посылки артистам Мариинского театра. Всем поименно. Она не понаслышке знала слово нужда.
Прославленный «Умирающий Лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса увековечил имя Павловой. Сила воздействия ее танца на зрителя не слабела до конца ее дней. Хрупкая и болезненная, гениальная Павлова сильно простудилась в поезде, шедшем в Амстердам.
Уже в Амстердаме, королева Нидерландов Вильгельмина, направила к ней своего лечащего врача. Диагноз- плеврит. Ее можно было спасти- ей была необходима срочная резекция ребра, чтобы отсосать скопившуюся жидкость. Но это ставило приговор на ее дальнейшей карьере. Павлова -отказалась. Танец был всей ее жизнью и жизнь без него ей была не нужна.
23 января 1931 года великая балерина ушла. Нет, вернее не ушла, а улетела и превратилась в легенду, хотя и ею она стала при своей недолгой жизни. «Приготовьте мне костюм Лебедя»- таковы были ее последние слова.
Когда-то после увиденного танца Павловой, маленькая норвежская девочка произнесет:» Ее танец, как прекрасная мечта, которая не сбудется». Эту девочку звали- Соня Хени и впоследствии она станет величайшей фигуристкой 20- го века, трехкратной олимпийской чемпионкой в женском одиночном катании.
В моей уже далекой теперь юности мне посчастливилось дружить с потомком рода Муравьевых — Алексеем Александровичем Муравьевым, который доживал свой нескучный и трагический век в Париже. О танце Анны Павловой он вспоминал «Нет и не было ничего более возвышенного и неземного, чем танец Павловой. Как же хотелось после него жить! «.
Эдгар-Кирилл Дальберг