Главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы(21 сентября н.ст.), северный придел — свт. Алексия митрополита Московского и всея Руси(25 февраля, 2 июня н.ст.), южный придел — свт. Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца (22 мая, 19 декабря н.ст.). В храме как престольный праздник почитается память св. вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) (8 ноября н.ст.), так как в начале ХVШ в. на месте нынешнего каменного храма стояла деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом в честь этого святого.
Село Анискино на реке Клязьме Кошелева стана Московского уезда с пустующей “церковной землей Дмитрия Солунского” в 1638 году принадлежало думному дьяку М. Данилову, а в 1671 г. было приписано к землям Потешного дворца.
В 1687 году село значится в вотчине А.В. Плещеева. Его сын Ф.А. Плещеев в 1722 году построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Богородицы с Дмитровским приделом. Храмозданная грамота на строительство существующего каменного храма выдана в 1738 году по прошению полковника А.Г. Плещеева.
На месте деревянного храма стал возводиться белый каменный цветок “московского барокко”. Первоначальному строительному периоду принадлежат главный храм, апсида и трапезная. Эти части здания выложены из одинакового кирпича и имели некогда сходное декоративное убранство, впоследствии уничтоженное. Колокольня с притвором построена в 1808 году — уже в стиле Х1Х в.
В 1835 году территория храма была обнесена оградой на каменных столбах с трехчастными воротами и часовней. На погосте до последних лет сохранялись надгробия разного времени, в том числе над могилами владельцев: Плещеевых, Четвериковых.
Храм является памятником архитектуры ХVIII в.Метрика 1887 года фиксирует облик церкви, вероятно, еще до перестроек: “… приделы — на правой стороне во имя Святителя Николая, а на левой — во имя Святителя Алексия…, алтарь по окны облицован белым камнем;… подзоры деревянные;… кресты медные, вызолоченные, восьмиконечные;… пол в храме и приделах чугунный, а в алтаре — лещадный; … иконостас нового устройства с колоннами, резной, на белом поле, о пяти ярусах, в приделах в один ярус…; церковь расписана живописным письмом частями…” Покров Божией Матери долго сохранял храм.
В церкви Рождества Богородицы богослужения были прекращены только в 1938 году. Впоследствии в здании храма размещались цеха ткацкой фабрики и склады, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду — по огородам. Последней исчезла черная мраморная плита с надгробия последних владельцев этого места Четвериковых.
Страшно было смотреть на развалины храма но еще страшнее становилось от сознания того, что это был только видимый знак ужасной духовной разрухи. 10 февраля 1990 года началась новая жизнь храма — после более чем полувекового перерыва был совершен первый водосвятный молебен на месте бывшего и будущего алтаря. 16 февраля 1990 г. была отслужена первая Божественная Литургия в сторожке около развалин храма, а на Благовещенье этого же года — в самом храме.
Текст с официального сайта храма http://www.aniskino.orthodoxy.ru/
Кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1738-1742 гг. (по другим данным, 1758 г.) на средства полковника А.Г.Плещеева вместо прежних деревянных, существовавших в XVI-XVIII вв. на соседнем Дмитриевском погосте. От этого периода сохранился основой объем типа «восьмерик на четверике» с алтарной апсидой. В 1808-1813 гг. были выстроены трапезная с приделами свт.Николая Чудотворца (южный) и свт.Алексия Митрополита (северный), а также колокольня со шпилем, в стиле ампир, тогда же изменен декор первоначальной части. В 1938 г. (по другим данным, в 1941 г.) церковь была закрыта, до 1970-х гг. использовалась в производственных целях. Затем здание было заброшено и разрушалось. В 1989 г. церковь была возвращена верующим и ныне восстановлена. Святынями храма являются иконы, привезенные из Иеруалима и со Святой горы Афон, частицы мощей святых угодников Божиих.
Использованы материалы сайта «Храмы России».
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы по адресу: Щелковский район, с.Анискино, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).
Кирилл Аминов. 21 мая 2015 г.
В XVI ст., на берегу реки Клязьмы, на большой Стромынской дороге, от Москвы в 25 верстах, в Кошелеве стану Московского уезда, находилась церковь во имя Димитрия Солунского, которая была уничтожена, но когда и по какому случаю – неизвестно. Церковная земля, принадлежавшая Дмитриевской церкви, отдавалась на оброк и писалась в приходных оброчных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. так: «с церковной земли Дмитрия Солунского, в Кошелеве стану, на думном дьяке Михаиле Данилове, за оброк данью 8 алтын 2 деньги».
В 1671 г. 20 июля, по указу великого государя, Дмитровская церковная земля взята его великого государя к потешному двору к деревне Соколовой, к пустоши Вольновой с церковными землями Воскресенскою да Георгиевскою, а оброку платить с тех пустошей, по указу великого государя, погодно». 9 февраля 1681 г. церковная Дмитриевская земля отдана на оброк погоста Покровского попу Еремею, а оброку на год 26 алтын 4 деньги».
7 мая 1687 г., по указу патриарха и по помете на выписке казначея Андрея Владыкина, велено на церковной Дмитриевской земле Якову Потапову и подьячему Гавриилу Булгакову пашню и сенные покосы, и всякие угодья описать и измерить в десятины, а по описным и мерным их книгам та земля в Кошелеве стану, на берегу реки Клязьмы, на той земле кладбища 20 сажень, около кладбища церковной земли пашни паханной 20 дес., лесной поросли 1 дес., сенных покосов по реке Клязьме 100 копен, и та церковная земля, пашня и сенные покосы, по отводу Алексея Васильевича Плещеева да вдовы Татьяны Григорьевны жены Васильева сына Плещеева с ее детьми, обмежевана и по меже учинены столбы и грани. 30 июня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Анисима Федорова, а по челобитью Алексея Плещеева и вдовы Татьяны с детьми Плещеевых, «церковная Дмитриевская земля отдана на оброк им на 1687 г. и впредь до указу, оброку им платить по 10 рублев в год, а пошлин, по указу, тех денег платить половину Алексею Плещееву, а другую половину — вдове Татьяне с детьми, и тою землею владеть им пополам и друг друга ни в чем не изобижать, и в платеже оброчных денег и в очистке земли взять по них поручные записи. Оброчные деньги на 1687 г. 10 рублев взяты».
4 сентября 1719 г., по указу великого государя и по помете на выписке дворецкого Алексея Владыкина, а по челобитью капитана Федора Алексеевича Плещеева, велено ему на Дмитриевской церковной земле построить вновь церковь во имя Иверской Пресвятой Богородицы, да в приделах: Алексея митрополита и св. Димитрия Солунского и оброчные деньги велено из оклада выложить и вместо оного положить дань и в приходную книгу жилых церквей внесть».
Церковь освящена в 1722 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В книгах же казенного приказа за 1720 – 21 гг. писалось: «церковь Иверской Пресвятой Богородицы с приделами Алексея митрополита и Димитрия Солунского в вотчине капитана Федора Плещеева, дани 2 руб. 15 алтын». Под 1722 г. отмечено: «писать церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделы тех храмов, с того числа, как о освящении той церкви указ отпущен в селе Тимофееве, Калинино тож, в вотчине Плещеевых».
Тимофеево, Калинино тож, в 1623 г. – пустошь, находившаяся Московского уезда в Кошелеве стану, в поместье за князем Михаилом Козловским, а в 1678 г. значится сельцо Тимофеево, Калинино тож, на реке Клязьме, поместье Алексея и Григория Васильевичей Плещеевых, да в сельце 2 двора помещиковых с деловыми людьми, у них же, Плещеевых, находилась во владении деревня Аничкина с 6 дворами крестьян и бобылей, в них 37 чел.
По смерти Алексея и Григория Плещеевых имением владели в 1704 г. их дети: Федор Алексеевич, Алексей, Михаил, Федор и Андрей Григорьевичи, в сельце Тимофееве состояло 2 двора вотчинниковых с 13 чел. дворовых людей и в деревне Аничковой – 14 дворов крестьянских с 60 чел.
В Синодальной казенном приказе производилось дело о построении в деревне Анискине новой каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами. Дело началось по прошению полковника Андрея Григорьевича Плещеева. В своем прошении, поданном в казенный приказ 3 июля 1738 г. он, Плещеев, писал: «в Московском уезде, в Кошелеве стану, на реке Клязьме, имеется церковная Дмитриевская земля, которая стоит на наших дачах с братом моим двоюродным Федором Алексеевичем Плещеевым; в прошлых годах по обещанию мать моя Татьяна Плещеева била челом на оной церковной земле построить церковь, токмо строение пресекла кончина матери моей, а я имел отлучку в службе; в небытность мою в прошлых годах, по челобитью показанного брата моего Федора Алексеевича, на той церковной земле построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая ныне весьма ветха и в священном служенье исправлять в ней никак невозможно, к тому ж оная церковь от деревень наших Анискина и Тимофеева та церковь от приходу стоит не в близости, отчего в той церкви от воровских людей напред сего бывали кражи и святые образа обирали, да и впредь в оной святой церкви за оным дальним от деревень наших расстоянием и за опасением воровских людей кражи церковной утвари умножить весьма опасно. А ныне я помянутой по обещанию своему желаю в показанной деревне Анискине вместо той обветшалой церкви построить вновь во имя того же храма Рождества Пресвятой Богородицы с приделы Николая чудотворца и Алексея митрополита каменные, ибо и священнослужители той церкви в той же деревне жительствуют; а под строение той церкви и под кладбище земля имеется церковная и священнослужителем в довольство будет прежде имеющаяся оная синодальная земля, и чтоб повелено было о строении показанной церкви и с приделы дать храмозданную грамоту».
Резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «Дать храмозданную грамоту 1738 году июля 7 дня»; того же 23 июля выдан указ из Синодального казенного приказа о строении церкви полковнику Андрею Григорьеву сыну Плещееву, по его прошению, велено: в Московском уезде, в Кошелеве стану, на реке Клязьме, на имеющейся церковной Дмитриевской земле построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая весьма ветха и за ветхостью служить невозможно, построить вновь церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Николая чудотворца и Алексея митрополита в деревне Анискине, буде спору от кого не возымется; пошлин 30 копеек с половиною взято».
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.