Анга. Церковь Илии Пророка.

Каменная церковь в древнем крупном Ангинском селении (ныне село Анга Качугского района) была по­строена в 1804 г. в стиле позднего провинциального (си­бирского) барокко, освящена во имя Пророка Илии. Она долгое время являлась главной для православных веру­ющих большого прихода окрестных деревень. Ильинский храм непосредственно связан с именем одного из выдающихся церковных деятелей России XIX столетия — Иннокентия Вениаминова, уроженца Ангин­ского селения (род. в 1797 г.), митрополитом Московским и Коломенским, святым земли иркутской (канонизиро­ван Русской православной церковью в 1977 г.). Здание церкви разобрали до основания (до фун­даментов) в 1930-е гг., во время активной борьбы со­ветской власти с религией и церковным влиянием на на­селение. Кирпич с разобранной церкви был использо­ван при строительстве тракторных (механических) мастерских в этом же селе, которые позже, по ветхос­ти, также были разобраны. То есть, к настоящему вре­мени старый кирпич не со­хранился, за исключением обломков и некоторых цельных в холме, насы­панном над фундаментами бывшего храма. Церковь располагалась на восточной окраине селения, на юго-западном склоне горы. Значительно возвышаясь над ней, здание храма играло в XIX — начале ХХ вв. роль абсолютной композиционной доминанты.
Сегодня церковную территорию частично занимают хозяйственная зона и строения поселковой школы (сто­ловая, амбар, библиотека, др.), частично — выгул скота и огороды местных жителей. Небольшой участок занят ча­стной усадьбой. К востоку от церкви, примерно в двух­стах метрах, на гребне горы, в елово-сосновом бору рас­положено действующее ( торое?) поселковое кладбище. Предположительно, со всех сторон церковь окружает старое кладбище (погост или первое сельское, еще до строи­тельства каменной Ильинской церкви), распространяюще­еся далеко по склону, практически донизу, до балки. Это подтверждается данными местных жителей, которые со­общают, что во время освоения этого склона в советское время, во второй половине ХХ в., при рытье траншей под фундаменты домов и подвалов неоднократно обнаружива­лись гробы, колоды и человеческие останки.
В период с 27 июня по 1 июля 2007 г. силами со­вместной экспедиции кафедры истории архитектуры и основ проектирования архитектурного факультета ИрГТУ и ОГУ «Центр по сохранению историко-культурного на­следия Иркутской области» по заданию главного архи­тектора Иркутской области А.Н. Буйнова в селе Анга про­водились раскопки и обмеры фундаментов утраченной Ильинской церкви. Состав экспедиции: А.К. Чертилов, архитектор, доцент кафедры истории архитектуры и ос­нов проектирования ИрГТУ (руководитель экспедиции, обмеры, фотофиксация, отчет); С.Н. Пержаков, архео­лог, ведущий специалист ЦСН (методическое обеспече­ние и руководство раскопками, фотофиксация); В.С. Шишканов, студент VI курса архитектурного факультета ИрГТУ (основной исполнитель: раскопки, обмеры, кро­ки, обмерные чертежи, отчет, фотофиксация); В.А. Шманкевич, археолог (раскопки); В. Марулев и Ю. Чу­барев, студенты II курса архитектурного факультета Ир­ГТУ (раскопки, техническое сопровождение).
Цели и задачи экспедиции были следующие: а) про­извести раскрытие и расчистку фундаментов путем срытия, снятия холма, насыпанного над ними после разбор­ки церкви; б) установить месторасположение церкви, ог­рады; в) произвести первичные (схематичные) обмеры и фотофиксацию обнаруженных фундаментов и предме­тов, деталей храма; г) установить соответствие получен­ных в ходе работ данных с имеющимися историческими материалами; д) выполнить обмерные чертежи и отчетдля передачи областному архитектору на предмет при­нятия решения или о возрождении Ильинского храма в старых формах, или строительства нового храма в селе Анга. В подготовке и во время работы экспедиции нео­ценимую организационную и информационную помощь оказали: Наталья Андреевна Морозова, сотрудник областной архитектуры; Александр Николаевич Горбунов, за­ведующий отделом культуры администрации Качугско­го района; Иван Иванович Соколов, председатель адми­нистрации села Анга; Ольга Георгиевна Сокольникова, зам. председателя администрации села Анга, смотри­тель дома-музея Иннокентия Вениаминова; Вера Тимо­феевна Щапова, директор Ангинской школы; Александр Иванович Соколов, местный предпринимать, бывший директор Ангинской школы. С пониманием, заинтересованно и творчески подошли к поручению помочь экспе­диции бульдозерист Ангинского совхоза Георгий Геор­гиевич Козлов и тракторист совхоза Сергей Николаевич Тюрюмин. И, конечно же, без теплого, душевного отношения к нам со стороны персонала школьной столовой, который кормил нас ответственно, вкусно, разнообразно, члены экспедиции не смогли бы выполнить в такой сжатый срок весь запланированный и незапланирован­ный объем работ.
На первой стадии раскопок использовался гусенич­ный бульдозер (в первый день раскопок) и колесный трактор с ковшом (последний день) для снятия основного массива холма над предполагаемыми фундаментами церкви. На второй стадии раскопки продолжались вручную совковыми и штыковыми лопатами. В результате бульдозерной зачистки сразу же были обнаружены фундаменты апсиды и внутренняя колонна из кирпича, предположительно имевшая несущую фун­кцию для перекрытий и одновременно являвшаяся кон­структивной и интерьерной частью царских врат (вместо сплошной стены (?) между объемами храма и алтаря). Это дало возможность определить направление дальнейших работ, помогло определить достаточно точ­ную ориентацию утраченного храма «восток-запад», за­фиксировать восточную часть фундаментов храмовой части здания.
Далее были вскрыты, обнаружены фундаменты объема храма и трапезной части, а также фрагменты внутренней продольной стены и частично сохранив­шихся деревянных полов (накат из полубревен) тра­пезной. Западная часть фундаментов трапезной рас­пространяется на хозяйственную часть территории школы. Раскопки фундаментов колокольни, примыка­ющей к трапезной, осложнились из-за находящегося на их стыке амбара, принадлежащего школе. Зафик­сированы только углы колокольни и примыкание фун­даментов в южной части, другое, северное — недоступ­но. Обнаруженные фундаменты всех четырех объе­мов здания сложены из плитняка, добытого взрывным способом специально для строительства храма в ка­ком-то местном карьере (со слов местных жителей). Поверх фундаментов лишь частично сохранилась кир­пичная кладка с хорошо читаемой порядовкой — в се­верной храмовой части. Сохранился небольшой мас­сив внутренней продольной стены трапезной, возмож­но, в несрытой части холма эта стена продолжается до примыкания к стене объема храма. С южной и восточной сторон были обнаружены выложенные тонким плитняком дорожки вокруг храма, предположительно, по направлению крестного хода. Кроме того, шурфами выявлены два фрагмента фун­даментов каменного ограждения территории церкви с тех же двух сторон (промеры расстояния между ог­радой от здания храма не выполнялись).
Для определения глубины залегания фундаментов с внешней стороны апсиды (с северо-востока) был зало­жен шурф (единственный), глубина фундамента в этом месте составила примерно 0,95 м, далее его основание опирается на коренные скальные породы. По окончании раскопок были произведены обмеры обнаруженных и поверхностно (без заглубления) расчи­щенных фундаментов здания Ильинской церкви. По ре­зультатам обмеров выявлено: общие (габаритные) размеры храма 33,3х15,5 м; суммарная площадь всех объемов (апсиды, храма, трапезной, колокольни) составляет 381 кв. м; апсида (в плане полукруг) имеет размеры 4,2 х 7,85 м и площадь 26 кв. м; храм в плане близок к квадрату — 8,5х9,9 м, площадь 82 кв. м; трапезная (в плане квадрат) — 15,5х15,4 м, пло­щадь 237 кв. м; колокольня (в плане прямоугольная)-размеры 5,4х6,85 м, площадь 36 кв. м. Во время раскопок были обнаружены и зафиксиро­ваны (фото, замеры) следующие детали и элементы хра­ма: одна металлическая цельная оконная кованая ре­шетка, несколько деформированная с одного длинного края; конструктивные элементы: деревянные балки из обвязки перекрытия, в том числе короткие, сброшенные, по-видимому, с круглой части апсиды; металлические связи (два фрагмента и одна целиком, но сильно дефор­мирована); фрагменты двух деревянных плотницких дверей с элементами двумя жиковинами и одним закладным кре­пежом; одна из них являлась входной в объем храма в юж­ной стене, другая, возможно, в колокольню; участок полов (накат) из полубревен в трапез­ной; два каменных прямоугольных блока, высеченных из песчаника (скорее всего, привезенных из Иркутска) с надписями на скошенных плоскостях по периметру; деталь (звено) оконного переплета; фрагмент профилированного плинтуса, устанавливался в стыке полов со стеной; фрагмент закруглен­ный плинтуса (ровно четверть сечения круглой раско­лотой повдоль жерди), крепившегося по дуге вокруг кирпичной колонны, установленной между храмом и ал­тарем; небольшие фрагменты деревянного резного де­кора, скорее всего, от барочного иконостаса; полоска декора из штампованного металла с не­сложным рисунком шириной 5-7 см (исчезла в день об­наружения, зафиксировать не успели); многочисленные плитки (плитняк) мощения вок­руг церкви; отдельные кирпичи, обломки и цельные штуки.
По материалам проведенных работ можно сделать следующие выводы:
1. В связи с оставшейся (несрытой) частью холма, наличием школьного амбара, расположенного на стыке объемов трапезной и колокольни, забора, пресекающе­го трапезную по косой, поленницей дров над частью фун­даментов трапезной (в частной усадьбе) не удалось про­бить диагонали ни в одном объеме. Поэтому выполнен­ные обмеры являются схематичными и нуждаются, при необходимости, в уточнении. Сделать более детальные обмеры фундаментов с диагональными замерами, фик­сацией их толщин (которые в разных метах существен­но разнятся) будет возможно при необходимости в даль­нейшем после окончательного срытия холма и вскрытия верхней части всей ленты фундаментов.
2. За неимением на момент обмеров топоплана, схемы села, фундаменты церкви не привязаны на мест­ности, если не считать привязку рулеткой углов фунда­ментов колокольни и трапезной к амбару и забору.
З. В дальнейшем, при геодезических работах, сле­дует привязать к топоплану, к фундаментам церкви вы­явленные фундаменты (цоколь) ограждения террито­рии храма и продолжить их поиск по другим сторонам.
4. Выполненные раскопки и обмеры подтвердили правильность атрибуции старой фотографии, опубли­кованной в книге «Православные храмы Иркутской епархии» (автор И.В. Калинина, фото хранится в ГАИО). На изображении, сделанном известным иркутским фо­тографом Пономаревым в начале ХХ в., по нашему мне­нию, действительно запечатлена Ангинская церковь, которая состояла из традиционных для сибирских ба­рочных храмов четырех разновеликих объемов, распо­ложенных по продольной оси с востока на запад — ап­сида, храм, трапезная, колокольня.
5. В дальнейшем, при разработке проектной до­кументации, реализации проекта необходимо опре­делить и установить ограничения освоения террито­рии, связанные с нахождением вокруг церкви захо­ронений ангинцев, расположением храма «внутри» старого кладбища, предусмотрев в связи с этим ме­роприятия по предварительному обследованию тер­ритории, выносу объектов недвижимости, появив­шихся в более поздний период на могилах. Для этого необходимо в первую очередь выполнить специаль­ные исторические (в том числе опрос местных жите­лей), натурные, археологические исследования по определению контура (границ) территории старого (первого) кладбища.
Чертилов Алексей Константинович, доцент кафедры истории архитектуры и основ проектирования архитектурного факультета ИрГТУ, Церковь Пророка Илии в Анге. Исторические сведения взяты из книги: Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии: XVII — начало ХХ века. — М.: Галарт, 2000. С. 176-177. 

Архитекторы ИрГТУ представили концепцию воссоздания православного храма Ильи Пророка в селе Анга Качугского района на конференции, посвящённой Святителю Иннокентию, которая проходила 23-24 мая. Как сообщил доцент кафедры архитектуры и основ проектирования НИ ИрГТУ Алексей Чертилов, летом 2007 года по заданию главного архитектора Иркутской области специалисты Иркутского технического университета и Центра по сохранению историко-культурного наследия Приангарья провели архитектурно-археологические раскопки и обмеры фундаментов утраченного православного Ильинского храма. По материалам экспедиции старший преподаватель кафедры рисунка, живописи и скульптуры ИрГТУ Владимир Шишканов разработал и в 2008 году защитил дипломный проект воссоздания каменного Ильинского храма в Анге. В том же году проект получил золотой диплом на Международном фестивале лучших дипломных архитектурных работ.
«В старинном селе Анга в XIX веке и в первую треть прошлого века над застройкой возвышался каменный православный Ильинский храм. Занимая лобное место на склоне горы, он являлся абсолютной композиционной доминантой округи. Во время антирелигиозной борьбы в 1930-е годы здание церкви разобрали до фундаментов, – говорит Алексей Чертилов. – Капитальный православный храм был возведён в 1804 году в так называемый переходный стилевой период, когда в Сибири стал распространяться классицизм, но местные зодчие консервативно использовали композиционные и декоративные приемы барокко. Храм освятили во имя Ильи Пророка, и он долгое время являлся главным для верующих большого прихода окрестных деревень. Ильинский храм непосредственно связан с именем выдающегося российского общественного деятеля – Иннокентием Вениаминовым, уроженцем Анги, митрополитом Московским и Коломенским, вторым святым Земли Иркутской (его отец служил пономарем церкви святого Ильи Пророка)».
По словам Алексея Чертилова, объёмное решение храма было простым и традиционным для подобных культовых православных зданий: по оси запад-восток располагались крылец главного входа, притвор с колокольней, трапезная, храм, алтарь. Сегодня бывшую церковную территорию частично занимают хозяйственная зона, строения школы, выгул для скота, огороды местных жителей и небольшая частная усадьба. К востоку от церкви на горе расположено действующее сельское кладбище.
На первой стадии раскопок специалисты сняли основную толщу холма над фундаментами церкви. Для работы с нижним слоем применялся колесный трактор с ковшом. На второй стадии раскопки продолжались ручным археологическим методом. Алексей Чертилов рассказывает, что в ходе раскопок были обнаружены фундаменты всех частей здания, а также нижняя часть кирпичной колонны между храмом и алтарем, фрагменты внутренней продольной стены и частично сохранившихся деревянных полов трапезной – накат из полубревен. Среди отдельных элементов храма исследователи отыскали металлическую кованую решетку, деревянные дугообразные балки из обвязки перекрытия, фрагменты двух деревянных плотницких дверей, небольшие фрагменты деревянного резного декора, фрагмент профилированного плинтуса и др.
Как отмечает в своем проекте Владимир Шишканов, общая площадь здания составляла 381 кв. м. «Прямоугольный притвор имел площадь 36 кв м. Над притвором находилась восьмигранная двухъярусная колокольня. Арочные проемы располагались на обоих ярусах и на всех гранях. Проемы нижнего яруса меньше по размерам верхнего. Колокольня завершалась грушевидным куполом, крытым черным железом, и шпилем, – описывает храм Владимир Шишканов. – Трапезная была квадратной (237 кв. м). По северному и южному фасадам параллельно друг другу находились арочные окна по четыре на каждый фасад с восьмичастным переплетом. Также фасады имели вертикальные связки между окнами в виде тоненьких выступающих полос и карнизный пояс. Завершалась трапезная крытой из досок двухскатной кровлей, на которой симметрично относительно конька располагались две восьмигранные башенки с главками».
По словам архитектора, храмовая часть имела два самостоятельных входа – северный и южный. Храм освещали северные и южные арочные окна с восьмичастным переплетом. Он завершался крытой черным железом пологой грушевидной кровлей, на которой располагался восьмерик с еще меньшим восьмериком с маковкой. Владимир Шишканов поясняет, что в результате натурных исследований удалось установить, что фундамент церкви был сложен из плитняка. Специалистам не удалось восстановить истинный вид паперти, поэтому он проектируется по аналогу иркутской Преображенской церкви.
«Декор весьма лаконичен, ограничивается наличниками оконных и дверных проемов, карнизными поясами. Оконные проемы трапезной и первого уровня храма имеют плоские декоративные наличники криволинейного рисунка, их контур повторяется в окантовке проемов второго света храмовой части, – добавляет Владимир Шишканов. – Планировка церкви Пророка Ильи включает в себя стандартный перечень помещений (паперть, притвор, трапезная, храм и алтарь). Притвор является своеобразным тамбуром, поскольку имеет двери со стороны паперти и трапезной. Также в нем находится лестница, которая ведет на колокольню. Трапезная в свою очередь состоит из двух приделов и входа в храмовую часть церкви. Храм имеет два выхода на улицу и соединен с алтарной частью».
29.05.2014 По инф. «Телеинформа», http://realty.irktorgnews.ru/proekti-i-prozhekti/chram-ili-proroka-chotyat-vosstanovit-v-ange

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?