Андрей РЕННИКОВ*
Великая, действительно, вещь в мире — отсутствие вещей! Человек, обрастающий домом, конюшнями, гаражом, гардеробом, уже не человек, а беспомощный кокон, из которого каждая смелая рука может извлечь шелк себе на платье, а куколку выкинуть и раздавить, как червяка. Человек, органически связанный с вещами, тем меньше человек, чем больше вещей. И во всей этой компании — со многими дюжинами белья, костюмов и статуэток на полках — неизвестно, в конце концов, кто кого влечет, и кто кем управляет: статуэтка человеком или человек статуэткой.
То ли дело один чемодан и в одном чемодане одна смена белья! Такой человек — царь природы. Он господин на земном шаре, он полубог.
На нем нет рабской неповоротливости от тяжести цепей, прикрепленных к ногам в виде двадцати пар запасных ботинок; он не пришиблен дубовой мебелью, навалившейся на его плечи; не бросает его в пот от всех одежд, верхних и нижних, надетых сразу на одно тело; и не стоит он, увязнув по пояс в собственной земле и не имея возможности двинуться с места, когда вокруг — весь Божий мир и земной шар, такой удобный для ходьбы, потому что круглый.
Из рассказа «Omnia mea mecum porto» [Все свое ношу с собой (лат.)]. 1923.
*Андрей Ренников (наст. фамилия Андрей Митрофанович Селитренников, 1882, Кутаис, Российская империя — 1957, Ницца) — журналист, писатель, драматург. С 1920 г. в эмиграции. Жил в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. В 1926 г. переехал во Францию, в Париж, где долгие годы сотрудничал с эмигрантской русскоязычной газетой «Возрождение».
Иллюстрация: М. Гермашев (Бубело). Зимнее утро (фрагмент).
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 26.04.2024