Андреевское. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца — 1741, 1868 гг. Один из интереснейших деревянных храмов области, типология которого восходит к образцам 17 в., а декор выдержан в традициях позднего классицизма. В объемной композиции доминирует двусветный четверик, который ранее был крыт четырехскатной крышей с чешуйчатой главкой на граненом барабане с металлической обшивкой. С востока к четверику примыкает более узкий пониженный прямоугольный в плане алтарь под трехскатной кровлей, а с запада – небольшая и также зауженная трапезная такой же высоты со скошенной южной стеной, придающей ее плану трапециевидную форму. Закрытая галерея-паперть, частично сохранившая односкатные кровли, охватывает объем с трех сторон и более чем наполовину закрывает стены четверика. Конструктивной опорой галереи служат мощные консольные выпуски венцов сруба на западных углах четверика. С северной стороны уцелел невысокий тесовый тамбур входа на галерею, крытый на два ската (такой же тамбур существовал и с южной стороны).
Фасады всех объемов, обшивка которых имитирует узкий горизонтальный руст, были завершены профилированными карнизами с гладкими фризами. Прямоугольные окна, сохранившие металлические кубоватые решетки, заключены в узкие рамочные наличники простейшей формы. На боковых фасадах четверика во втором ярусе проемы размещены симметрично, а нижнее окно более вытянутых пропорций сдвинуто к востоку. Боковые входы в храм закрыты галереей. Алтарные окна (по одному на каждой стене) по размеру соответствуют верхним окнам четверика. Стены галереи прорезаны равномерно расставленными окнами – по пять с каждой стороны, – причем средние проемы на боковых фасадах, расположенные над тамбурами входов, широкие трехчастные. Лицевые фасады тамбуров увенчаны треугольными фронтонами с профилированными скатами и горизонтальным карнизом, а прямоугольный проем входа сблокирован с узким лежачим окном с дробной расстекловкой. Четверик храма ранее венчался восьмидольным деревянным сводом, а алтарь, в который вели три прохода, и трапезная, пространственно объединенная с храмом, имели плоские потолки. Плоские перекрытия на галерее сохранились.Стены в интерьере церкви оштукатурены. Живопись, исполненная маслом в 1868 г. в позднеакадемической манере, хорошо сохранялась до 1980-х гг. В алтаре в рамах арочной формы написаны святители московские и святые князья. В вершине свода был помещен образ благословляющего Христа в окружении херувимов, на основных лотках свода – «Воскресение Христово» в иконографии «Восстания от гроба» (восток), «Распятие» с предстоящими (юг), «Положение во гроб» (запад) и «Моление о чаше» (север), а на диагональных – образа евангелистов в овальных рамах, обрамленных орнаментом в виде густого ленточно-лиственного плетения. Профилированный тянутый карниз отрезал верхнюю трапециевидную часть стен с многофигурными композициями («Вход в Иерусалим» на южной, «Омовение ног» на северной и «Тайная вечеря» на западной), фланкированными по сторонам пышным орнаментом с рокайлями. Сцены, помещенные на нижней части стен, были посвящены житию Николая Чудотворца: на южной правее входа располагалась большая композиция с изображением его крещения, а на северной, симметрично ей – с перенесением его мощей. В трапезной на боковых стенах размещались композиции «Проповедь блаженств» и «Христос и самаритянка», а на западной – фарисей и мытарь. К настоящему времени сохранились росписи в алтаре и частично композиции на южной стене храма.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 26-27; Холмогоров Г.И. Материалы для Костромской епархии. Вып. 4. Кострома, 1908. С. 137, 147-148; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С.111. № 59, 60; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 35-36; Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий для Костромской и Плесской десятин. М., 1912. Вып. 5. С. 15; Кивокурцева. О. Церковная летопись // Костромская старина. Кострома, 1999. № 13. С. 9-10; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 447; Кучин Н.П. Сусанинской тропою. Кострома, 2000. С. 159-160; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 268-272.
http://svodokn.ru/object/101526916?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?