Андреевка. Андреевский мужской монастырь.

24 сентября настоящего года (прим. мод. — 1901 г.) совершено было освящение в дер. Андреевке храма, построенного купцом Михаилом Алексеевичем Чистозвоновым на свои личные средства. В глухом углу уезда, на границе земель русских с башкирскими, в самом преддверии Башкирии, на рубеже страны христианской с мусульманской, у подножия живописных гор, расположена небольшая деревня Андреевка. Она не отличается богатством и зажиточностью ея обитателей, – в ней сто или немного более домов крестьян землепашцев, весьма стесненных малым наделом земли.
Жители Андреевки были крепостными некоего Циолковского. Много слез, слез благодарности незабвенному Царю Освободителю пролито крестьянами – жителями Андревки после приснопамятного 19 февраля 1861 г. Убеленные сединами старцы живо вспоминают свою «барщину», т.е. время крепостного права и со слезами на глазах рассказывают о минувшем. По всей окрестности в народе передаются разнообразные рассказы об андреевской барщине, об андреевском барине, и от всех этих рассказов веет каким-то холодящим сердце ужасом… Забитые, приниженные крепостничеством, обездоленные малым наделом земли, заброшенные в захолустье, затертые нуждою, андреевцы жили вдали от храма Божия, и не смели думать о том, что у них, в родной им деревеньке, когда-либо будет воздвигнут благолепный дом молитвы. А с минаретов близлежащих башкирских деревень раздается голос ревностных служителей ислама, разносимый звучным эхом по ущельям и горам соседней Башкирии. Неисповедимы пути Господни. Андреевцы, при своей малочисленности и бедности, не смели и мечтать о том, что у них будет хотя маленький храм Божий, не надеялись они дожить до таких счастливых дней и вот, теперь у них обширный и великолепный храм, который и был освящен торжественно при громадном стечении народа из окрестных селений 24 сентября 1901 года.
23 числа, накануне освящения, длинные вереницы окрестных и отдаленных селений, конные и пешие, потянулись в деревню Андреевку. Шли и ехали, старые и молодые, женщины и мужчины, – всех влекло одно желание посмотреть редкостную красоту Андреевского храма, так щедро украшенного почтенным храмоздателем. Великолепный храм, видимый за несколько верст издали, и сиял богато вызлащенными крестами, возвещая путникам, что и здесь, на границе христианства с исламом, возсияла благодать Божия. Уже вечерело, сумерки густо спускались на деревню. Жители Андреевки, разодетые по-праздничному, радостно стоят против своих домов, приветливо и ласково приглашают в свои дома всех и каждого из пришедших и приехавших к ним на торжество. Был и я любезно принят и приветливо обласкан одним крестьянином, пригласившим меня в свой дом. Хозяин был рад каждому гостю. Здесь мне пришлось увидеть слезы радости и умиления одной старушки, хозяюшки дома.
Какие это были слезы! Старушка не плакала, она рыдала, рыдала слезами умиления и радости, что дожила до таких светлых дней, что у них будет свой храм. Глядя на эту старушку, на ее святые слезы, нельзя было оставаться равнодушным, что-то щемило сердце, что-то стесняло грудь, давило горло и невольно навертывались на глаза слезы. Ударили в колокол. Приятный серебристый звук мирно загудел над деревней. Стоустое эхо плавно разносило его по горам и не умолкая вторило ему. Нависшие над самой деревней живописные горы, начинающие собой Башкирию, впервые огласились звуком благовеста святого храма. Я пошел туда, куда и меня влекло желание поскорее увидеть тот великолепный храм, о красоте которого так много говорили в окрестностях. И действительно, красота храма многих может привести в умиление. Храм расположен за деревней, на небольшой равнине, примыкающей к крутой, обрывистой горе; несколько севернее, между гор, ущелье, а по нему дорога в Башкирию.
Святой храм стоит в самом преддверии Башкирии, как верный страж, хранящий своих сынов от врага. Еще издали красивая архитектура храма ласкает взор, и вблизи великолепие храма прямо-таки поразительно. Храм сложен из кирпича. Наружные стены обливные, глянцеватые, наподобие изразца. Кирпичи-изразцы двух цветов; общий фон светло-коричневый, а по этому фону красивые выпуклые орнаменты, выложенные из белого изразца. Ласкает взор и приятный бирюзовый цвет крыши на величественной главе храма и на колокольне, а над этим бирюзовым покровом, уходя ввысь, горят и сияют богато вызлащенные кресты. С умилением глядя на восхитительную красоту храма, я вспомнил рассказ о послах св. Владимира, поразившихся великолепием греческого храма и служения, вместе с тем мне пришел на память один мой знакомый, умный и развитой башкирец, рассказывавший о поразившем его величии Андреевского храма: «Видно, хороша ваша вера, – говорил он, – больно хорошую церковь построил Чистозвонов». Тот же башкир выразил желание побывать и внутри храма. Что-то, очевидно, запало в его душу, и, кто знает, быть может семя упало в добрую почву, и принесет со временем достойный плод. Бог весть, быть может это далеко не единичный случай, и думается мне, что святой крест на этом храме прольет обильный благодатный свет в сердца многих мусульман.
Великолепный храм обнесен великолепной оградой. Фундамент выложен из кирпича и облицован тоже разноцветным изразцом; столбы чугунные, а решетка очень красиво сделана из железа, на каждом чугунном столбе ограды красуется и сияет вызлащенный чугунный крестик. Здесь, мне кажется, рельефно проглядывает та возвышенная идея, которая руководила храмоздателем. На этих столбах не поставлены ни красивые фонарики, ни разноцветные шары, как это делается на некоторых оградах, нет, – здесь всюду красуется св. крест и если где-либо, то тем более тут на рубеже страны и сени смертной на бойкой дороге из Башкирии в Православную Россию должен сиять св. крест великий победный символ веры Христовой. Внутри храма поражает своей красотою и обильным блеском золота иконостас. В нем помещаются иконы художественного письма. Стены храма внутри выкрашены бирюзовой глянцеватой краской, из середины купола спускается красивая люстра. Стены храма внутри предполагается расписать живописью. Утварью и ризницею храм снабжен достаточно. Заботливым храмоздателем не упущена из виду ни одна мелочь в церковно-хозяйственном обиходе, – все приготовлено, все сделано безукоризненно хорошо; даже жаровня для горячих углей, сделанная на заказ, снабжена механизмом для раздувания. По всему видно, что этот храм дорог для сердца храмоздателя, который не жалел средств, чтобы создать благолепный храм Божий.
Всенощную накануне освящения торжественно совершал благочинный XI округа о. Александр Гумилевский в сослужении четырех священников из соседних селений. За всенощной пел хор певчих из села Петровского. Утром 24-го числа порану была совершена утреня одним из священников. Чин освящения и тотчас же первую литургию в новом освященном храме совершал о. Благочинный в сослужении четырех священников. Во время литургии пели уже два хора. Нельзя обойти молчанием очень хорошее пение хора, приглашенного из села Петровского. Хором управлял один из певчих житель села Петровского, хотя обучение певчих и руководство хором всецело, кажется, принадлежит учителю И.В.Конюкину, уже несколько лет с любовью усердием и успехом трудящегося на этом благом поприще. В хоре участвуют, кроме мальчиков, и девушки. Во время литургии прекрасное пение петровского хора как нельзя лучше гармонировало с прекрасным видом, великолепием и красотою новоосвященного храма.
Народу помолиться собралось весьма много, так что и половина его не могла вместиться в стенах храма.Счастливы-радостны были лица молящихся, которых Господь привел быть при совершении первой литургии в этом храме, – счастливым почитал и я себя, что и мне пришлось сослужить при принесении первой бескровной жертвы. Во время запричастного стиха о. Благочинным было сказано прочувствованное поучение: раскрыто великое и спасительное значение для христианина храма Божия, проповедник призывал будущих прихожан к усердному его посещению для молитвы, и в заключение просил не забывать в своих молитвах того доброго человека, который воздвиг для них этот прекрасный храм. После литургии было совершено молебствие с провозглашением многолетия. По окончании молебствия священнослужители и некоторые интеллигентные лица, бывшия на освящении храма были приглашены М. А. Чистозвоновым к нему в дом откушать хлеба-соли. Гостей в доме радушного хозяина храмоздателя собралось человек 20, поздравить храмоздателя с благополучным окончанием благого дела пришли и певчие, которые своим пением, простым, но стройным, производили умилительное впечатление.
«В рай вам златая дорога» – этот стих из какой-то канты сильнее других врезался мне в душу. Золото, золото! Как многих оно ослепляет, как многим оно заграждает, и слово Божие, путь в царство Божие. Но благодарение Богу, иные свое богатство употребляют на добрые дела и собирают его в сокровище на небеси. Сооружая храм, храмоздатель не забыл устроить и дом-квартиру для священника и диакона-псаломщика. Дом выстроен из кирпича, при доме необходимые хозяйственные постройки. Заботясь о духовном просвещении крестьян, почтенный храмоздатель построил из кирпича и прекрасное здание для школы. Дома для причта и школы расположены в одну линию, не лишены и архитектурных украшений и выкрашены в темно-красный цвет с белого цвета орнаментами. К нему примыкает большой, бывший барский, сад, огороженный красивою железною решеткою на каменном фундаменте. В одну линию с домом и школою выстроены две каменные палатки-кладовые: одна для причта, другая для нужд школ. Все эти постройки гармонируют с внешним видом расположенного против них храма. На школе красуется такая надпись-вывеска: «Сельскохозяйственная — ремесленная школа» и вокруг нея: «Тако да просветится свет ваш пред человеки». Судя по надписи, можно подумать, что М. А. Чистозвоным намечены широкия задания для воздвигнутой им школы, которая под сенью храма должна служить не только умственному и нравственному образованию подрастающих поколений, но вместе с тем быть рассадником в крестьянской среде сельскохозяйственных знаний. Так в захолустной деревне зажигается светильник, а чтобы он горел ярко и не угасал, на это, конечно, нужны средства, об этом, без сомнения, позаботился щедрый благотворитель, которым на постройку в селе Андреевке храма, школы и дома для причта, как слышано, потрачено около 60 000 рублей.
Священник Александр Введенский
Освящение храма в деревне Андреевка Оренбургского уезда. Оренбургские Епархиальные ведомости. – 1901 г., 15 декабря, № 24, с. 918-924

Монастырь вырос из иноческой общины в количестве восьми человек, собравшейся вокруг схиархимандрита Серафима (Томина), и ютились они первоначально в его домике в г. Оренбурге, в котором находится домовая церковь св. вмч. Пантелеимона. Во время своего посещения Оренбургской епархии по случаю освящения храма во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Черный Отрог в 1996 г., Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословил преобразовать общину в монастырь.
10 сентября 1996 года Михаило-Архангельский храм передан из прихода Свято-Покровской церкви п. Саракташа в иноческую общину. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 1998 года монашеская община была преобразована в Свято-Андреевский мужской монастырь. Священноархимандритом монастыря до октября 2015 года являлся Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Саракташский, ныне – Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил обитель иконой апостола Андрея Первозванного.
Свято-Андреевский монастырь со дня его основания живет по строгому уставу. Богослужебный круг не прерывается ни на один день. Службы уставные, без сокращений.
Когда монастырю был передан храм Архистратига Божия Михаила и впервые приехали его осмотреть – тогда еще живой – правящий Оренбургской епархией, митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь, †1999) и отец Серафим, то увидели весьма плачевное состояние храма и построек. Ведь дом священника и церковную сторожку уже собирались разобрать на кирпич, а в храме, оскверненном за долгие годы безбожия, располагалась зернодробилка, и только вмешательство протоиерея Николая Стремского (благочинного Саракташского благочиннического округа, настоятеля Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия п. Саракташа) спасло от полного разорения то, что еще оставалось от некогда прекрасного архитектурного комплекса.
За время существования обители был полностью реставрирован храм Архистратига Божия Михаила, построен новый двухэтажный деревянный братский корпус на 15 келий со вместительной трапезной, сооружены надворные постройки, столярная мастерская, гостиница для паломников с трапезной, проведен капитальный ремонт здания бывшей церковно-приходской школы, дома священника, проведен газ. Есть и свой огород. Обустроен источник на горе.
Небольшой монашеский хор (регент – игумен Евлогий) не только поет на богослужениях, но и исполняет духовные канты и песнопения а-капелла или под аккомпанемент старинной фисгармонии. Она была передана в монастырь схиархимандритом Серафимом (Томиным), а ранее этот прекрасный, до сих пор действующий инструмент принадлежал Свято-Успенскому женскому монастырю г. Оренбурга, закрытому безбожными властями в 1920-х гг. В монастыре действует иконописная мастерская.
За алтарной частью храма Архистратига Божия Михаила могилы отцов-основателей храма и монастыря: ктитора храма Михаила Алексеевича Чистозвонова, построившего храм, и схиархимандрита Серафима (Томина, †2013), создавшего монастырь в том виде, который он имеет сейчас.
Храмы:– храм Архангела Михаила – построен и освящен в 1901 г., возвращен Церкви в 1992 г., заново освящен в 1998 г.;– домовый храм прп. Аристоклия Афонского – освящен в 2011 г.– домовый храм св. ап. Андрея Первозванного – освящен в 1997 г.– домовый храм св. вмч. и целителя Пантелеимона (подворье монастыря в Оренбурге по адресу ул. Сызранская, 37а).
http://andr-monastir.cerkov.ru/main-page/monastyr-segodnya/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?