Ананьино. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Церковь в селе Ананьино является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) – «Церковь
во имя Знамения Божией Матери (православный приходской трехпрестольный храм)», 1818 год. (Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р.).

Небольшое село Ананьино расположено в 32 км к юго-востоку от города Барыш на берегу реки Сызранки. Раньше относилось к Сызранскому уезду Симбирской губернии. Основано село предположительно в 1700 году служивым человеком, пензенцем Лукой Степановичем Ананьиным, которому было пожаловано «…дикое поле на реке Мочалейке и Полейке тоже…» в 350 четвертей. Заселялось Ананьино крепостными крестьянами из Пензенской губернии. В 1760-е годы село перешло к Николаю Ивановичу Бахметьеву, «лейб-гвардии Семеновского полка капралу» а после 1836 года Ананьино было поделено между Бахметьевыми и Сидельниковыми. В 1913 году в Ананьино был 131 двор, 616 жителей, каменная Знаменская церковь, 2 часовни (не сохранились), церковно-приходская школа. Широко известная в Симбирской губернии ежегодная ярмарка в Ананьино проводилась с 24 по 27 июня на площади у церкви. Престольный праздник – Знаменье – был в селе 10 декабря.
Каменная трехпрестольная церковь была построена на средства помещицы Марии Николаевны Максимовой в 1818 году. В храме было три престола: главный в честь Знамения Божией Матери, в правом приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в левом – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В храме находилась Тихвинская икона Божьей Матери, почитавшаяся прихожанами за чудотворную, которая, согласно церковным летописям, не раз спасала крестьянские поля в Карсунском, Сенгилеевском и Сызранском уездах от засух и нашествий вредителей. На месте явления этой иконы, на берегу Сызранки, была выстроена часовня.
Среди реликвий церкви имелись отлитые из серебра глаза. Рассказывают, что какой-то купец, приехавший на ярмарку, усомнился в чудодейственной силе местной иконы и ослеп. Купец раскаялся, усердно молился, был прощён, прозрел и заказал в память об этом событии два серебряных глаза, которые потом хранились в храме.
Основу композиции поставленной «кораблём» церкви составляет храм, выстроенный по традиционной схеме «восьмерик на четверике». К храму примыкают низкая полуциркульная в плане апсида и равная апсиде по высоте трапезная с двумя боковыми приделами. С запада к трапезной примыкала колокольня, от которой сохранилось два яруса-четверика. Грани нижнего яруса колокольни прорезаны высокими арочными проходами, оформленными широкими архивольтами с замковыми камнями. Храм перекрыт низким гранёным куполом, на который установлен восьмигранный постамент. Крест, венчавший храм, утрачен. Апсида была перекрыта конхой. Перекрытия трапезной и приделов утрачены. Первый ярус храма, апсида и приделы прорезаны одинаковыми прямоугольными окнами, помещёнными в неглубокие прямоугольные ниши с сандриками сверху. На прямоугольных двухстворчатых дверях храма – северной и южной – сохранились старинные кованые скобяные изделия. В окна вставлены железные кованые решётки.
Наружный декор церкви выполнен в духе раннего классицизма. Куб храма с севера и юга традиционно завешен фронтонами. Карнизы под фронтонами поддерживаются шестью парами массивных белокаменных кронштейнов, фланкирующих прямоугольные входные и оконные проёмы. Верх фасадов декорирован профилированным карнизом. Снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Важнейшие элементы декора – замковые камни, кронштейны, углы карниза – выполнены из белого известняка. Переход от четверика храма к восьмерику светового барабана осуществлялся посредством парусов. Храм перекрыт сомкнутым восьмилепестковым сводом. Стены храма внутри были оштукатурены и окрашены синей краской. Пол устроен из кирпичей. Стены храма покрыты хорошо сохранившимися росписями с изображениями библейских сюжетов, архангелов, евангелистов и православных святых. Под куполом храма изображён Дух Святой в виде голубя, окружённого золотистым сиянием. Ниже, на гранях свода, – семь архангелов и Господь Саваоф – Бог Отец в окружении ангелов. На гранях восьмерика – изображения четырёх евангелистов: Иоанна, Марка, Матфея и Луки,а также «Распятие Христово» и «Воскресение Христово». На стенах алтаря стоящие в молитвенных позах Мария Магдалина и Иоанн Креститель. На стенах четверика храма – эпизоды из земной жизни Христа: «Воскрешение дочери Иаира», «Разговор с книжниками и фарисеями», «Нагорная проповедь», «Моление о чаше», «Суд у Каифы», «Суд у Пилата», «Несение креста» и другие, а также «Воздвижение Креста Господня», «Епископ Черниговский». Статья с сайта http://ulpressa.ru/

Храм каменный, построен в 1818 г. коллежской советницей Марией Николаевной Максимовой. Престолов в нем три: главный холодный – в честь иконы Знамения Божьей Матери, в приделах теплых: в правом – в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и в левом – во имя святителя и чудотворца Николая. На месте явления Тихвинской иконы Божьей Матери построена деревянная часовня.
Церковной земли: 2 дес. усадебной и 33 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика. Жалованья от казны: священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Дома у причта собственные, на церковной земле. Капитал причта 886 руб.
Прихожан в селе Ананьине, в деревне Васильевке и в сельце Языковке всего в 135 дворах 485 душ муж. пола и 480 душ жен. пола. С 1889 г. в селе существует школа грамоты, помещается в церковной сторожке.
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?