Амбурское, урочище. Моленная Амбурского старообрядческого скита.

Затерянный мир скита
В последнее время в нашей прессе стало модным писать о староверах, скитах и прочей древности — это своего рода духовный экстрим, что-то далекое, непонятное. Только вот правды в таких «писаниях» зачастую не найти. На карте, составленной и подготовленной к изданию ГП «Аэродезия» в 1995 году и повторно отпечатанной в 1999-м, отмечено – «Амбурское нежилое» и ниже – крестик, обозначающий церковь.
Амбурский скит мало изучен, хотя он представляет серьезный интерес для тех, кто занимается историей старообрядчества в Поморье. Кроме недавно переизданной известной книги К. Гемп «Сказ о Беломорье» и брошюры В. Виткова «Архангельск старообрядческий 1666-2004», в которых кратко рассказывается об истории скита и его жителях, в разное время опубликовано несколько статей в газетах и журналах по материалам экспедиций. К сожалению, в них затронуты лишь отдельные стороны жизни скита, не дающие полной ее характеристики.
Данные полевых изысканий, проводимых Л. Добрыниным, и случайные находки нынешних жителей дачного поселка Амбурское также могут многое рассказать о времени возникновения скита. Например, коллекция монет, собранная Леонидом Федоровичем и переданная в дар городскому музею. Самые древние из них – две спекшиеся монеты 1730-х годов были найдены под последним венцом одной из сгоревших старинных изб. В прежние времена было принято помещать монеты под кладку дома – «на счастье». На основании архивных данных и археологических находок можно с уверенностью сказать, что скит был основан во второй половине XVIII века. Я склоняюсь к той точке зрения, что вначале были основаны мужской и женский скиты, а уже в ХIХ веке Амбурский скит стал преимущественно женским.
По ведомости за 1846 год в скиту проживало семь мужчин и 67 женщин разного возраста. Возможно, некоторые староверы жили здесь семьями, так как скит изначально принадлежал к Поморскому согласию, не имеющему священства и выработавшему свой брачный канон. Позднее, по данным книги К. Гемп и брошюры В. Виткова, скит стал Федосеевским, т.е. соблюдавшим аскетизм и безбрачие. Строгими порядками он был известен по всему Поморью, были у скитниц знакомства со староверами Приазовья и Прииртышья (свидетельство К. Гемп). Авторитет скита признавали даже на Дальнем Востоке – в скит прибыли двое старообрядцев с Амура.
Скитниц редко бывало более полусотни. Единственным условием вступления в скит было исповедание «правой веры» в течение всей жизни в миру. Как правило, прибывающие в скит добровольно делали свой вклад: рукописные и старопечатные книги, иконы, кресты. Единоверцы из дальних скитов присылали муку, крупы, сахар, мед, зимнюю одежду, свечи. Одновременно от жертвователей поступали поминальные списки за здравие и упокой. Несмотря на то, что все поморки были грамотными, в скиту не привилось переписывание книг. Зато имелась библиотека из 78 старинных книг, в том числе «Апостол» – первая печатная книга Ивана Федорова.
Времена гонений
В царствование Николая I ужесточилась государственная политика в отношении старообрядцев: закрывались и разорялись многие духовные центры, опечатывались алтари, гонения достигли самых отдаленных уголков России. Согласно указу архангельского гражданского губернатора от 23 сентября 1853 года, предписывалось выселить из скитов Архангельской губернии всех людей, прибывших из других регионов империи, в родные места. При этом составлялась своеобразная подписка о невыезде, точнее, «невъезде» обратно в пределы Архангельской губернии.
Административные репрессии против поморских старообрядцев возобновились спустя сто лет. Месторасположение скита входило в черту Северодвинска, бывшего в ту пору закрытым городом. «Власти под предлогом того, что старообрядки преклонного возраста и требуют ухода, в 1963 году захватили и вывезли начетчицу (главу общины — Т. Л.) Павлу Григорьевну Мамонову… на вездеходе, выделенном пограничниками. Среди архангельских староверов сохранилась легенда, что стариц вывозили в дом престарелых на вертолете. Вторая старица (к сожалению, имени ее не сохранилось) сумела спрятаться и жила в моленной до середины 70-х годов, когда захватили и вывезли в п. Белое Озеро и ее» (В. Витков «Архангельск старообрядческий. 1666-2004 гг.»).
Несколько иную версию выдвигает Л. Добрынин. В начале 1960-х годов в Амбурском оставалось трое женщин-скитниц. Самая старшая из них, видимо, наставница, вскоре умерла. Звали ее Анна Михайловна Корельская. Двое других были также преклонного возраста. Одна из них, Ульяна Михайловна, всю жизнь проработала в деревне Кудьма, там остались и ее родственники. Она сама попросила составить заявление в местную администрацию, чтобы ей выделили там жилье. Просьбу удовлетворили. Ульяне Михайловне выделили дом в деревне, где она жила до самой смерти. Павлу Григорьевну Мамонову действительно вывезли из скита на вездеходе, выделенном пограничниками. Ей дали квартиру в Северодвинске, в доме, находящемся как раз напротив краеведческого музея.
Остатки имущества скита хранятся сейчас в фондах музея: некоторые вещи церковного обихода, одежда, посуда и т. д. А куда пропали иконы, старопечатные книги – неизвестно. На месте Амбурского находится теперь дачный поселок. Еще в начале 1970-х годов северодвинские дачники стали скупать здесь староверские избы. Здание моленной приобрела за 500 рублей группа охотников. Сохранившаяся колокольня (без креста) служит складом хозяйственного инвентаря. Зато уцелели от разорения три старинных кладбища. Члены Архангельской старообрядческой общины поклонились чудом уцелевшим творениям живших здесь староверов, побывали на кладбище и помолились на могилах самых ревностных поборников древлеправославного благочестия.
Татьяна Локоть. Статья опубликована в газете «Архангельск», 13 августа 2005 (147)
 

В книге К.П. Гемп говорится, что «первоначально скит был заложен на Пинеге близ Красногорского монастыря. После его «разорения» в первой половине прошлого века часть скитниц ушла в Кудьму. Освоившись и заручившись поддержкой единоверцев, они поставили молельню-часовню, укрыли в ней принесённые с собой старые книги, иконы и весь обрядовый обиход. Постепенно поставили жильё. Возник скит».
Точную дату основания Амбурского скита установить не удалось. Во многих просмотренных мною архивных документах достаточно часто встречается фраза: «Существует с незапамятных времен». Работая с документами в Государственном архиве Архангельской области, удалось обнаружить другую точку зрения об основании Амбурского скита. В рапорте священника Кудьмозерского прихода Василия Михайловича Батурина епископу Архангельскому и Холмогорскому от 5 января 1892 г. говорится, что по устным преданиям, местность, где находилась Кудьмозерская деревня, служила инокам Николо-Корельского монастыря, ведущим отшельническую жизнь. Это место было пригодно для разработки пахотной земли и рыбной ловли. Лесные озера славились обилием рыбы. В древности сюда были поселены жители, подведомственные монастырю, и со временем образовалось большое селение. Иноки, которые предпочитали отшельническую жизнь, отселялись еще дальше по озерам, в том числе обживали район Амбурских озер.
После Соловецкого восстания (1668-1676) многие монахи, устрашенные гонениями, бежали из монастыря и расселились по всему Поморью. Здесь можно было скрыться в диких, пустынных лесах, окруженных труднопроходимыми болотами. Они унесли с собой из Соловецкого монастыря святые иконы и книги. В их числе была местночтимая икона Святителя Николая, позже хранившаяся в Амбурской часовне.
После Петровских времен преследования раскольников продолжались. «Тогда, укрывавшиеся в разных местностях собрались в одно и образовали, небольшое селение на северном берегу небольшого Анбурского озера, построили небольшую моленную, к коим начали селиться из разных местностей Архангельской губернии ревнители старой веры. Отсюда образовался раскольнический поселок вроде скита с таковым же уставом».
Если обратить внимание на рапорт священника В.М. Батурина, уроженца Пертозерского скита, где он излагает на основании устных преданий исторические сведения об обстоятельствах основания скита, можно предположить, что жизнь в этом месте зародилась ещё до раскола.
Первое упоминание этого поселения, по найденным нами источникам, датируется 1791 г., а с учётом дела бродяги Дмитрия Маркова, который родился в Амбурском ските, примерно в 1764 г., эта дата уходит в середину XVIII в. Судя же по найденным в Амбурских монетам, самая старая из которых относится к 1730 г., жизнь там уже была.
В пользу этой версии говорит и наличие соловецких икон в амбурской моленной. Так, Валентина Евгеньевна Ольгская, председатель совета ветеранов предприятия «Звездочка», активная туристка походов выходного дня 1960-х гг., рассказывала о том, что в моленной «иконы были очень богатые, старинные, говорили, что из иконостаса Соловецкого монастыря». Тринадцать икон XVII – XIX вв. из амбурской моленной были вывезены одним из жителей г.Северодвинска в период с 1965 по 1969 гг., а затем переданы в 1982 г. в фонды Соловецкого музея-заповедника. Среди них несколько икон с изображением Соловецких чудотворцев, что говорит о большом авторитете монастыря и его святынь в старообрядческой среде.
В книге К.П. Гемп Амбурский скит назван женским. Однако, в архивных документах встречаются самые различные вариации написания этого топонима: Амбурская (Анбурская, Амбургская) пустынь, Амбурский раскольнический скит, Амбурский скит, Амбурское сельбище, Анбурское озеро, Амбурский посёлок, Анбургский выселок, деревня Амбурски, хутор Амбурский и т. д. И ни разу в этих названиях не упоминалось слово женский. Если провести анализ списков наличного населения скита на протяжении конца XVIII–XIX вв., то можно сказать, что, наряду с женским там проживало и мужское население.
По материалам: «Труды Архангельского центра русского географического общества». Сборник научных статей.
http://nauka.x-pdf.ru/17kulturologiya/113202-18-trudi-arhangelskogo-centra-russkogo-geograficheskogo-obschestva-sbornik-nauchnih-statey-vipusk-arhangelsk-udk-bbk-p.php

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?