Монастырь во имя свв. бесср. Космы и Дамиана (мужской). В 1856 году в глубоком горном ущелье на высоте более 2000 футов над уровнем моря по воле архиепископа Иннокентия игуменом Макарием была основана мужская киновия в честь бессребренников — братьев Космы и Дамиана, безвозмездно лечивших народ в Риме и ближайших к нему местностях и спасавшихся потом от преследования римского императора язычника Карина в Крымских горах. В 1898 году эта киновия по указу Св. Синода была преобразована в женский общежительный монастырь. Близ монастыря из горы вытекал источник чистой, как хрусталь, воды, которой приписывали целебные свойства; над источником устроена часовня. Монастырь вновь открыт в 1992 г.
http://www.ortho-rus.ru
Космо-Дамиановский монастырь, общежительный, близ горы Чатырдаг, в 50 верстах от города Симферополя. Основан в 1856 году Иннокентием, архиепископом Херсонским, и был мужским; в 1898 году обращен в женский. Здесь находится чудотворная икона святых Косьмы и Дамиана. Близ монастыря из-под горы вытекает источник чистой, как хрусталь, воды, которой приписывают целебные свойства; над этим источником устроена часовня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Монастырь был основан у источника св. Космы и Дамиана. К источнику, с незапамятных времен считавшемуся целебным, привозили больных независимо от вероисповедания. Вблизи источника не было никаких построек, ни для паломников, ни для богослужения. Несмотря на это, к 1 июля, ко дню памяти св. Космы и Дамиана, сюда ежегодно стекалось множество людей со всех концов Крыма. Приглашенные священники освящали воду и служили молебны. В 20-х годах XIX в. на средства графини Софии Потоцкой у источника был построен сарай для богомольцев.
Указом Святейшего Синода от 4 мая 1850 г. архиепископу Иннокентию — академику Императорской академии наук, доктору богословия, талантливому историку, блестящему оратору — было сообщено, что последовало высочайшее соизволение на открытие киновии у источника св. Космы и Дамиана. 19 марта 1851 г. было получено императорское разрешение на отвод земли для учреждения Космодамиановской киновии. Несмотря на полученное разрешение, киновия открылась нескоро. В 1853 г. началась русско-турецкая война, в 1854 г. в Крыму высадились англо-французские войска и осадили Севастополь. После окончания Крымской войны, в 1856 г. из Бахчисарайского Успенского скита был направлен первый строитель киновии иеромонах Макарий, возведенный впоследствии в сан игумена. Прибыв к источнику, иеромонах Макарий вместе с монахом Игнатием незамедлительно принялись за сооружение малой деревянной церкви.
В 1869 г. на средства доброхотных жертвователей построили новый большой деревянный храм под железной крышей. Новоустроенный храм был крестообразной формы, стоял он на каменном фундаменте, окрашенный краской. 13 саж. в длину и 5,5 саж. в ширину. Как сказано в деле консистории, “зданием деревянная, с такою же в одной связи колокольнею (в ней помещается ризница), крепкая. Храм холодный, иконостас двухъярусный”. 20 июня 1870 года новый храм освятили также во имя свв. Косьмы и Дамиана. Бывшую же маленькую церковь разобрали, а на ее месте, над источником, устроили деревянную часовню. А рядом, ниже по течению источника расположили купальню, разделенную на мужскую и женскую половины.
В 1874 г. на средства доброхотных жертвователей была построена вторая монастырская церковь во имя Преображения Господня, деревянная, теплая, с двухъярусным иконостасом. Обе церкви были, согласно консисторским записям, “утварью снабжены посредственно”.
14-18 октября 1880 г. киновию посетил наследник престола, будущий император Александр III вместе с будущей императрицей Марией Феодоровной.
В 1891 г. над источником вместо ветхой деревянной часовни возвели новую: до оконных рам она была каменной, а выше — деревянной. Часовня эта несколько превышала по размерам прежнюю. Стояла она под железною крышей, красивая и удобная для богослужения. Она представляла из себя небольшую восьмигранную постройку, венчавшуюся крошечной маковкой с крестиком. По центру здания из земли быстрым и обильным потоком выходил источник воды, заключенный в четырехгранную небольшую каменную колонну, возвышавшуюся над полом приблизительно на аршин. Из этого резервуара, по мере его наполнения, вода при сильном и шумном бурлении стекала в прочно устроенный вблизи большой деревянный бассейн купальни.
В 1897 г. находившаяся рядом с часовней деревянная купальня тоже была перестроена и возведена под новую железную крышу. Помещение купальни, как и бассейн в ней, были разделены плотной стенкой на две равные половины — мужскую и женскую. Вода в бассейне всегда была холодная — 6-7 °С. Несмотря на такую низкую температуру, немало богомольцев осмеливались купаться в этой воде, окунаясь в нее с крестным знамением.
1 августа 1899 г. было объявлено о преобразовании мужской киновии в женский монастырь прочтением определения Св. Синода.
В годы Первой мировой войны монахини оказывали материальную помощь фронту. Находясь в довольно глухом уголке Крыма, обитель не испытывала серьезных потрясений, ее жизнь продолжалась обычным порядком. После установления Советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. В 1923 г. монастырь закрыли. На территории бывшего монастыря создали колонию инвалидов им. Калинина, которая просуществовала до 1924 г. В 1924 г. церкви обители были закрыты и переданы Крымскому заповеднику, колокола с них сняли. В бывшем Космо-Дамиановском храме открыли музей природы, в Преображенской церкви — клуб Крымского заповедника, в часовне с купальней со временем устроили инкубаторий для вывода мальков форели. Другие здания использовались как лаборатории заповедника.
С началом Великой Отечественной войны все работы сотрудников Крымского заповедника пришлось прекратить. Перед приходом немецко-румынских войск дирекция и часть научных сотрудников заповедника успели своевременно эвакуироваться. Немецкие части прошли через управление КГЗ 6 ноября 1941 г., направляясь через Бешуй на Ялту по Романовской дороге. Чтобы лишить партизан пристанища, германо-румынские военные власти решили уничтожить все помещения на территории заповедника. 12 ноября были сожжены казармы, располагавшиеся по Альме, 28 ноября — все нежилые (конюшни, скотные дворы, склады, ларек, пекарня, баня, кузница, гараж, мастерская, клуб, музей) и некоторые жилые помещения управления, а 13 декабря — все оставшиеся здания со всем находившимся в них оборудованием, инвентарем, имуществом и домашней утварью; научная библиотека разграблена, рукописи и материалы по научно-исследовательской работе заповедника уничтожены.
https://pastvu.com/p/294711
В Крымском природном заповеднике, между горами Чучель и Чёрная, струится источник Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с чистой и удивительно приятной на вкус водой, содержащей калий, магний, марганец, литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро. Ежегодно 14 июля, в день памяти Космы и Дамиана, шли сюда люди без различия веры. Приглашённые священники освящали воду, служили молебны. Нередки были случаи исцеления.
Учёные предполагают, что во время преследования христиан стоял на месте источника храм в честь святых Космы и Дамиана. Братья-близнецы, жившие во второй половине III века, они за добрые дела и распространение Христовой веры получили дар чудотворения, и бесплатно, без лекарств, одной молитвой исцеляли больных людей и животных. Косма и Дамиан были убиты их учителем-врачом, завидовавшим славе и искусству братьев.
Начало строительству монастыря в этих местах положил симферопольский купец И.П. Санютин, исцелившийся после купания в источнике и давший обет поставить возле него церковь. В 1850 году было получено разрешение на открытие рядом с церковью мужской обители, чему помешала начавшаяся в 1853 году Крымская война. По окончании военных действий на «доброхотные даяния богомольцев» построили две деревянные церкви и часовню над источником, устроили купальню для богомольцев. В 1899 году Космодамиановский монастырь был преобразован в женский. Монахини отремонтировали старые постройки и возвели новые, в 1913 году, в честь 300-летия царствования дома Романовых, отреставрировали часовню над источником.
В 1920-х годах здания монастыря передали Крымскому природному заповеднику. Во время Великой Отечественной войны все монастырские постройки, кроме часовни над источником, были уничтожены. В 1994 году территорию монастыря вернули епархии (Алуштинское благочиние), и в часовне была отслужена первая праздничная литургия. В монастыре хранится его старинная святыня — икона с частицами мощей святых Космы и Дамиана.
Из книги: «Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри». — Санкт-Петербург. Издательство: ООО «Торговый Дом Медный Всадник», 2017
Этот чудесный монастырь находится в Крымском заповеднике окруженный горами Черной, Большой и Малой Чучелью и хребтом Конек. Дорога, которая ведет к монастырю берет свое начало с одной стороны в поселке Массандра, с другой выходит в село Изобильное, что под Алуштой. Дорога эта закрыта, потому что проходит через заповедник, поэтому по ней можно только пройти пешком или проехать на велосипеде. Общая протяженность дороги от Массандры 62 км. К монастырю проще всего добраться со стороны Алушты (около 20 км). Причем первые километров 15 можно проехать на транспорте до ворот заповедника.
Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножья горы Чатырдаг, у источника, до сих пор носящего их имена. Рассказывают, что спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидивший свою жену, увел ее в горы,выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья. К несчастной женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратясь в свою деревню, рассказала о случившемся.
Кроме святого источника в монастыре находится икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. А также икона Божьей Матери «Иерусалимская» написанная и освященная на святой горе Афон в Греции.
Архиепископ Иннокентий во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник святых Космы и Дамиана, отсюда он поднялся на вершину Чатырдага. Он напомнил православным жителям, что необходимо восстанавливать обители и памятники веры: «Древние предание сказует, что сии врачи-чудотворцы посетили некогда и озарили чудесами своими и здешний полуостров Таврический,будучи сосланы сюда в заточение от кесаря Римского. И среди гор ваших есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли их молитвами. Если где думал я, то в подобных ущельях гор место обитателям иноческим, и предложил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя святых бессеребренников Космы и Дамиана. Святейший Синод преподал благославение на сию мысль.
Разрешение на открытие киновии было получено в 1853 году. Будущему монастырю от земель, принадлежащих казенной даче, были отданы 4 десятины. Но обустройство монастыря остановилось почти не начавшись — помешала Крымская война. Строительство же началось после войны в 1857 году. Обустроить монастырь оказалось делом нелегким. Киновия находилась в глухом ущелье, крутые склоны гор и высокий густой лес окружали его со всех сторон. Местность была неровная, и, чтобы проложить дороги и подготовить место для строительства необходимо было произвести большие работы. Монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих полечах приносили строительные материалы т.к. от трассы хорошей дороги к монастырю не было. Космо-Дамиановский монастырь не получал денежных средств от государства, поэтому строительство зданий велось на деньги от добровольных пожертвований богомольцев.
В 1857 году построили первую деревянную, небольшую церковь в честь святых Космы и Дамиана по рисунку, сделанным архиепископом Иннокентием. Когда число братии возросло, на ее месте в 1870 году построили новый большой храм с колокольней, который вмещал всех иноков монастыря и богомольцев. Однако, поскольку, зимой он не отапливался, в 1874 году начали строительство нового зимнего храма во имя Преображения Господня. Но его освящение состоялось только в 1878 году: все работы были приостановлены из-за болезни и смерти игумена Макария. Его похоронили в притворе у западных дверей церкви. Благодаря неустанному труду игумена Макария создавался Космо-Дамиановский монастырь. При нем над источником выстроили каменную часовню с образами Христа Спасителя, Божией Матери и святых бессеребренников Космы и Дамиана. В центре часовни находился святой источник, к которому приезжали больные люди, искавшие исцеления. Для омовения построили купальню.
Постепенно на территории выросли три братских корпуса и один для настоятеля, две гостииницы для богомольцев, трапезная с кухней, баня и хозяйственные постройки. Севастопольский купец Григорий Петрович Порывай подарил монастырю 201 десятину пахотной земли в селе Григорьевка. Это было кстати, потому что земля возле вокруг монастыря была мало пригодна для сельскохозяйственных работ, для того чтобы разбить огороды, монахам приходилось выравнивать участки земли, очищать их от леса. В Григорьевке были построены два каменных дома и хозяйственные сооружения,вырыты артезианские колодцы. Там же находилась каменная церковь во имя Трех Святителей, приписанная к Космо-Дамиановской киновии.
Обитель гордилась особой святыней — иконой святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. Драгоценная святыня и целебный источник привлекали в обитель богомольцев, их пожертвования были частью доходов монастыря. Вообще жизнь в монастыре была трудной, не получая средств от государства, монахи должны были зарабатывать сами. Киновия распологалась в теснине, окруженной горами, поэтому световой день был короче почти на четыре часа. Зима — особенно тяжелое время для монахов.
Е. Марков так описывает жизнь Космо-Дамиановской киновии: «Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться цел ли он?»…
Космо-Дамиановскую киновию не однажды посещали члены императорской семьи. В 1873 году здесь побывал наследник русского престола Великий князь Александр Александрович. В октябре 1880 года он вновь приехал сюда с супругой Государыней Цесаревной Марией Федоровной. К сожалению, после смерти игумена Макария настоятели в киновии стали меняться очень часто. Сначала настоятелем монастыря был назначен иеромонах Парфений, его сменил иеромонах Василий, затем на этом посту побывали иеромонахи Павел и Серапион. Частая смена руководства, отсутствие единых требований привели к тому, что монахи стали лениться в исполнении своих обязанностей, хозяйство монастыря стало приходить в упадок. Бедность и грязь отпугивали паломников, да и численность братии резко сократилась.
Летом 1899 года обитель посетил епископ Николай. Он принял решение преобразовать мужской монастырь в женский. Епископ Николай утверждал и поддерживал женское подвижничество, он считал, что обитель должна сохранятть дух любви Христовой и нести ее в мир, при обителях с его помощью создавались больницы, школы, приюты. 1 августа 1899 года в последний раз братия монастыря отслужила обедню, в этот же день освятили новый иконостас. Монахи разошлись по другим монастырям Крыма. Старые монахи, вместе с отцом Макарием создававшие монастырь, расставались с ним со слезами на глазах, ведь все здесь было сделано их руками, в течении долгих лет обитель была их домом.
Первой настоятельницой женского Космо-Дамиановского монастыря стала монахиня Троице-Параскевиевской обители Варсонофия. Вместе с ней пришли 25 монахинь. Трудолюбие и дисциплину, заведенные в образцовом Троице-Параскевиевском монастыре, сестры перенесли в новую обитель. Несмотря на бедность, хозяйство стало постепенно налаживаться. Сделали капитальный ремонт зданий, привели в порядок территорию монастыря, построили каменные подпорные стены, укрепившие террасу, на которой стояла церковь, новые кельи, просфорную, хлебопекарню, мастерские, прачечные и другие хозяйственные постройки. Чистота и порядок, наведенные в обители, снова привлекли богомолцев. В праздник святых Космы и Дамиана обычно пустынный монастырь преображался.
В обители появилась икона Божьей Матери «Иерусалимская» — написанная и освященная на Афоне и переданная от имени беднеших Русских святогорских Пустынножителей Высокопреподобнейшей Матушке Игумении Варсонофии для Космо-Дамиановского монастыря. Эта икона сохранилась до наших дней и сейчас находится в обители.
В 1911 году произошло еще одно замечательное событие: 25 октября обитель посетил император Николай II. Он молился у источника и пил святую воду. В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых отреставрировали часовню у источника. Тогда же создали «Заказник императорских охот», провели Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой. В заказник из разных районов страны и из-за границы завезли редких животных. Тогда в горные леса Крыма впервые попали муфлоны. Десять животных прибыли с острова Корсика и три — из заповедника Аскания-Нова. Муфлоны хорошо акклиматизировались, они особенно полюбили места возле гор Черной и Большой Чучели.
В годы Первой мировой войны монахини оказывали материальную помощь фронту. Находясь в довольно глухом уголке Крыма, обитель не испытывала серьезных потрясений, ее жизнь продолжалась обычным порядком. После установления Советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. В 1923 году монастырь закрыли. На территории бывшего монастыря создали колонию инвалидов имени Калинина,которая просуществовала до 1924 года. В 1924 году церкви обители были закрыты и переданы Крымскому заповеднику, колокола с них сняли.
Монахини основали трудовую артель, сохранив монастырский образ жизни. В бывшей просфорной они устроили церковь. В 1928 году артель окончательно ликвидировали. Монахини покинули обитель и разбрелись кто куда… В том же году нависла угроза над часовней у источника. Алуштинский горисполком, которому она принадлежала, решил разобрать часовню на строительные материалы. Но на защиту памятника встали сотрудники заповедника, они обращались в разные инстанции, в том числе и к наркому просвещения А.В. Луначарскому, который прислал телеграмму:»Разборка бывшей часовни в госзаповеднике Алуштинском комза без разрешения Наркомпроса РСФСР недопустима. Просьба приостановить». Таким образом часовня была спасена.
В бывшем Космо-Дамиановском храме открыли музей природы, в Преображенской церкви — клуб Крымского заповедника, в часовне с купальней со временем устроили инкубаторий для вывода мальков форели.
Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря и царский домик были разрушены. Уцелела лишь часовня над святым источником.
14 июня 1994 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил праздничную литургию в часовне над святым источником. Началось возрождение обители. Сегодня вы можете посетить святую обитель, испить чистейшей воды и помолиться святым Косме и Дамиану: «Святые бессеребренники и чудотворцы Косма и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам».
Космо-Дамиановский монастырь в Крыму