«ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АЛУПКА».
Все призжающие на ЮБК почему-то считают своим долгом подняться, на досточно часто застревающем фуникулёре, на Ай-Петри, посетить ресторан «Ласточкино гнездо» и съездить в Алупкинский дворец. Желательно одним днём. После этого с чувством выполненного долга можно получать солнечные ожоги на пляже. Дворец в Алупке, действительно, обязателен для просмотра. Только, чтобы осмотреть его иногда мало светового дня и нужно быть хотя бы немного подготовленным к тому, что увидишь и к кому в гости едешь.
В 1823 году граф Михаил Семёнович Воронцов вступил в должность генерал-губернатора Новороссийского края. В 1824 году он покупает Алупку у командира сторожевого батальона Феодосия Ревелиоти и местных татар, обещая тем взамен построить мечеть.
В отличии от других дворцово-парковых комплексов воронцовскую Алупку, начинают возводить не с дворца, а с парка. Приступают к расчистке территории. Саперы взрывают месторождения диабаза, подходившие вплотную к морю. Убирают тысячи тонн камней.Прибрежные скалы обрабатывают дугой. В результате появляется гавань «Порт Жорж».
Завозят чернозём с Украины. Директор Никитского ботанического сада Н.А.Гартвис и садовод Карл Кебах лично руководят закупкой растений из Америки, Испании, Кавказа, Карелии, Китая, Японии. Высаживают и приживаются(!) около 2000 сортов роз. К крымскому климату адаптируют, ставшую такой привычной сейчас, магнолию. Одновременно с клумбами, которые то убирались, то вновь засаживались, в зависимости от изменения композиции, в огромном количестве высаживают различные виды сосен, тисы, пихты, кедры. Создаются искусственные озёра. Парк спланирован амфитеатром. Верхний-английский пейзажный(обломки скал, тенистые пруды, лес с полянами, водопады, каскады, гроты) возвышается над будущим дворцом. Нижний-итальянский эпохи Возрождения: флорентийские фонтаны, статуи из Триеста, мраморные цветники из античных саркофагов.
Одновременно деятельный М.С.Воронцов отправляется в любимую Англию, там муж его родной сестры лорд Джордж Пемброк рекомендует ему архитектора Эдварда Блора. Тогда были популярны рыцарские романы и арабские сказки. Блор в своём проекте соединит готический замок и дворец Альгамбры. Это был выдающийся архитектор: автор замка Абботсворт своего друга В.Скотта, придворный архитектор британской короны. Блор ни разу не был в Алупке. Он руководил строительством через своё доверенное лицо Уильяма Гунта.
Дворец строят из диабаза, из которого раньше делали только табакерки. Имеющий кристаллическую структуру, он рассыпается при одном неверном ударе молотка. Фундамент заливают свинцом. Замок состоит из 5 корпусов, укреплённых башнями и объединённых переходами, лестницами и двориками. Крыши повторяют очертания гор. Западный фасад-вариация на тему тюдоровской Англии: высокие зубчатые стены, висячий мостик, готические дымовые трубы. Южный фасад открыт в сторону моря, освещён солнцем. Его основное украшение стрельчатая килевидная арка в мавританском стиле с надписью на арабском:»И нет победителя, кроме Аллаха» (повторение гренадской Альгамбры). Восточные элементы повторяются по всему фасаду. А к арке ведёт лестница карарского мрамора работы скульптора Джованни Бонанни, которую украшают три пары львов: спящие, пробуждающиеся, бодрствующие и рычащие.
Внутренние интерьеры дворца насчитывают около 200 комнат. Здесь чётко чувствуется разделение англомана М.С.Воронцова приверженного стилю холодной средневековой готики и его жены Елизаветы Ксаверьевны (урожд. гр.Браницкой) с её уютно-парадными апартаментами XIX века. В то же время всё было функционально. Здесь впервые появились водопровод и канализация, а также специальные системы для охлаждения воздуха.
Строительство дворца продолжалось более 20 лет. Он обошёлся в астрономическую по тем временам сумму более 100 тысяч рублей в год. Расходы делили. Елизавета Ксаверьевна платила за художественное оформление и парк, Михаил Семёнович за «чёрные» строительные работы.
После смерти,на тот момент Светлейшего князя, Михаила Семёновича Воронцова дворец по праву майората перешёл его сыну Семёну Михайловичу, который умер бездетным. Его вдова Мария Васильевна не могла смириться с тем, что дворец ей больше не принадлежит и вывезла большую часть ценностей за границу. Здание и парк приходили в упадок.
В 1904 году новая хозяйка, гр.Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожд. гр.Шувалова, сдала землю под санатории, пансионы и построила на территории парка более 120 дач. Это был окончательный конец эпохи славы одного из великолепнейших дворцово-парковых комплексов.