Альма Терезия Пиль — Клее: единственная барышня в фирме Карла Фаберже

Единственная барышня, получившая работу в фирме Карла Фаберже.

Барышню звали Альма Терезия Пиль — Клее.
Родилась 15 ноября 1888 года в Москве в шведской семье. Её родители были из семьи обрусевших шведов, говоривших между собой по-русски, но сохранивших лютеранскую веру. Отец — потомственный ювелир Кнут Оскар Пиль, мать — Фанни Флорентина Холмстрём, дочь ювелира Августа Холстрёма и сестра ювелира Альберта Холмстрёма.
И так как Альма была родом из семьи потомственных ювелиров и в детстве проявила свои художественные таланты, ее судьба была в общем и целом предопределена – дочь пошла по стопам отца, дедушки, дядюшки, в общем, тоже оказалась вовлечена в ювелирное дело.
После смерти отца в 1897 году переехала с матерью и братьями Йозефом, Вольдемаром и Артуром в Санкт-Петербург.
С 1897 по 1921 год жила в Санкт-Петербурге. Окончила школу Анненшуле. Училась рисованию у Е. Э. Якобсона (1877—1941), бывшего учителем рисования в Анненшуле, и одновременно работавшего постоянно у Карла Фаберже.
После окончания школы, с 1905 года, училась в Центральном училище технического рисования барона Штиглица.
На дворе тогда стояло начало XX века, время суфражисток, эмансипации, борьбы за права женщин и так далее.
Когда пришло время устраиваться на работу Альме Пиль, в фирме Фаберже важную роль играл ее дядя Альберт Хольстрем, возглавлявший одну из мастерских. .
Ювелирная работа требует таланта, если конечно, не заниматься чисто механической работой, чем поначалу барышня и занималась, перерисовывая в альбом эскизы ювелирных изделий.
Со временем Альма стала дизайнером ряда изделий из золота, серебра и драгоценных камней, в частности, кулонов к трёхсотлетию дома Романовых.

В 1911 г. по заказу нефтяного магната Эммануила Нобеля по рисункам Альмы Пиль были созданы 40 небольших ювелирных изделий для подарков. Альма разработала эскизы алмазной броши-снежинки, которая с воодушевлением была одобрена.
А потом, когда пришло время работы над пасхальными яйцами для царской семьи к Пасхе 1913 года, хозяин фирмы Карл Фаберже вспомнил об этой недавней работе Альмы и поручил ей поработать над дизайном пасхального яйца для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Собственно, если посмотреть на дизайн подарков для фирмы Фаберже и на пасхальное яйцо «Зимнее», то можно увидеть схожесть рисунка. Более того, потом похожий рисунок можно увидеть на еще одном пасхальном яйце, которое в 1914 году фирма Фаберже изготовила по заказу фирмы Нобеля, так как он попросил сделать ему еще одну вещь «в морозном стиле».

В наше время почему-то принято говорить, что это «Зимнее» яйцо – одно из самых дорогих из пасхальных яиц Фаберже, сделала Альма Пиль. Это, мягко говоря, не так, точно также, как неправильно говорить и то, что эти ювелирные красоты делал Карл Фаберже. Альма Пиль эти яйца не делала. Она разрабатывала дизайн. И мы даже точно не знаем – одна ли она его разрабатывала или в компании с другими художниками фирмы. Точно известно, что Альма принимала активное и большое участие в работе над «Зимним» и «Мозаичным» яйцами. Она работала дизайнером-художником, а не ювелиром.

В 1912 году вышла замуж за Николая Клее, из семьи петербургских немцев. Детей в браке не имела, воспитывала с 1935 г. племянницу, Лидию Артуровну Пиль (1928—1996) .
Деятельность художницы, как и всей фирмы Фаберже, была прервана событиями октября 1917 года, и Альма оказалась в Финляндии. И больше ювелирным делом никогда не занималась, а просто работала обычной учительницей рисования в школе в поселке при бумажном комбинате, на котором работал ее муж. И никогда не вспоминала о своей работе в столице огромной империи в молодости. Ее альбомы с эскизами ювелирных изделий для фирмы Фаберже нашли в домашнем архиве родственники, уже когда самой Альмы не стало.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?