Снимок принадлежащий творчеству известного художника и фотографа Альфреда Эберлинга. Место действия Санкт-Петербург.
С одинаковым старанием Альфред Эберлинг рисовал и Николая II и Ленина на червонцах, и балерину Карсавину на письменном столе. Альфред Рудольфович Эберлинг (1872–1951) — cегодня это имя известно лишь ограниченному кругу художников и критиков, но в начале ХХ века он был хорошо известен в Петербурге.
Эберлинг подолгу жил за границей — до революции объездил пол Европы, но большая часть его жизни прошла в Петрограде – Ленинграде, который он вынужден был покинуть только на время блокады. Он оставил после себя учеников, сохранивших не только память о нем, но и его мастерскую, и часть его архивов. Художник, которому позировал Николай II, его семья, после революции писал портреты Ленина, Сталина, Рыкова, Молотова, Троцкого, Кагановича, Енукидзе. А то, что его портрет Ленина появился в 1937 г. на советских десятирублевках и стал эталоном советской денежной миниатюры, тиражировался на почтовых марках.
Живописец Эберлинг был еще и замечательным фотографом. В конце ХIХ века на рынке появились портативные фотокамеры, что безусловно сделало фотографию занятием более доступным. Среди знакомых художника по Академии был Самуил Дудин, всецело увлеченный светописью и ее пропагандой, что оказало влияние и на появившийся у Эберлинга интерес. В своем дневнике 21 февраля 1898 года он, расписывая в Константинополе православный храм, сделал запись: «купил фотоаппарат и принадлежности фотографические», а на следующий день: «проявил первые снимки».Вернувшись из Турции, он заново увидел город, где текла бурная столичная жизнь с обилием интересных ситуаций. На улицах можно было встретить прохожих самых разных сословий, множество событий, которые ему, как художнику, по-видимому, очень хотелось зафиксировать. Однако в силу мимолетности происходящего он не мог успеть сделать зарисовку или набросок понравившейся ему ситуации, а тут у него в руках оказался лёгкий и удобный инструмент, позволявший сделать это без всякого напряжения.
Художник стал фотографом- репортером, по сути и не осознавшим, что стал новатором, открывая российскую страницу street-фотографии. Несовпадающие с принятыми канонами съемки моментальные петербургские, константинопольские и венецианские фотозарисовки Эберлинга, принципиально отличающиеся от работ современников, составляют его бесценное наследие.
#российскаяимперия #санктпетербург #альфредэберлинг
