Алексей ЯВЛЕНСКИЙ (1865—1941). Портрет Лизы Кюммель. 1930.
С немецкой художницей Лизой Кюммель (1897—1944) Явленский познакомился в 1927 году в Германии. К этому времени за плечами 30-летней Кюммель были годы учебы в школах прикладного искусства Висбадена и Берлина.
Экспрессионист Явленский приехал в Германию в 1921 году из Швейцарии после разрыва с многолетней спутницей жизни, единомышленницей и покровительницей Марианной Веревкиной. С 19-летним сыном Андреем (Андреасом), который пойдет по стопам отца, и его матерью Еленой Незнакомовой он поселился в Висбадене. Россию художник покинул еще в далеком 1896-м и с тех пор бывал на родине только наездами.
Несколько лет спустя профессиональное знакомство Кюммель и Явленского переросло в доверительные отношения: она стала его секретарем. К этому времени Явленский был уже серьезно болен. Художник страдал прогрессирующей болезнью суставов, которая вынуждала его во время работы держать кисть обеими руками. Впоследствии он полностью утратил работоспособность. «Жил подаянием богатых друзей. Три года лежал в параличе», — писала о Явленском Нина Берберова.
Но не только физический недуг терзал художника. Искусство Явленского (как и ряда других его коллег) в нацистской Германии было объявлено дегенеративным. Это означало запрет на участие в художественных выставках.
В секретарские обязанности Кюммель входили систематизация наследия художника, формирование каталога его произведений, переписка. «Я его друг в лучшем смысле слова, я знаю его двенадцать лет, выполняю все его письменные деловые, а теперь и личные работы, забочусь об его картинах, привожу все в порядок, клею, мою, лакирую и т. д.», — писала Кюммель своим знакомым в 1938 году.
Один из друзей Явленского так охарактеризовал отношение Лизы к художнику: «Эта женщина каждый день бывала у него. Она вела его корреспонденцию.., записывала его воспоминания… Кюммель самозабвенно жертвовала собой ради этого человека и его творчества».
К работе над воспоминаниями Явленский и Кюммель приступили в 1936 году. Она заняла около двух лет. Мемуары получили название «Воспоминания о жизни». На сегодня это наиболее полный мемуарный источник, на который опираются авторы последующих публикаций о художнике. В «Воспоминаниях» Явленский остановился на основных фактах своей биографии, поделился мыслями об искусстве, рассказал о встречах с людьми, определившими его художественные ориентиры.
Зеленая лампа, 23.12.2023