После революции Алексей Щусев активно занялся градостроительством и городским хозяйством. Он участвовал в работе множества организаций. И в основном на руководящих должностях. Это тем более странно, что до 1917 года Щусев активно строил храмы, а среди его заказчиков были представители царской семьи.
Алексей Викторович — председатель Всероссийского союза зодчих, председатель Московского архитектурного общества, главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Он решает проблемы организации водопровода и транспорта.
Именно Щусеву доверили первый план реконструкции столицы — проект «Новая Москва». И он с энтузиазмом принялся за дело.
Алексей Викторович писал: «Забытой оказалась наша старушка Москва с ее дивным Кремлем и чудной схемой старого кольцевого плана. Если бы Москва в забытьи консервировалась, это было бы даже хорошо, мы имели бы вторую Венецию, без воды, но Москва — промышленный центр России — все-таки строилась и воспринимала по-своему европеизм, а потому дошла она до нашего времени в скверном и испорченном издании. Наконец настал черед мечтать и для Москвы. А Москва если начнет мечтать, то эти мечты будут вовсю».
При этом архитектор продолжает проектировать и строить. В том числе в модном конструктивизме. Дом мхатовцев в Брюсовом переулке, здания Наркомзема, Военно-транспортной академии. Самый почетный заказ — мавзолей.
Конец XIX — начало XX века для русской культуры было временем поисков национального своеобразия, это отразилось в живописи, музыке и, конечно, архитектуре.
В биографии Щусева остается множество загадок и противоречий, но, возможно, именно они притягивают зрителя к его произведениям.
#лекциимкн #москвакоторойнет #мкн #гиперион