Фёдора Яковлевича Алексеева называли «русским Каналетто». Он считается одним из основоположников русского городского пейзажа.
⠀
Порой, всматриваясь в старинные картины, кажется, будто ты переместился во времени и уже находишься на какой-нибудь древней площади или шумной купеческой улице, где чинно расхаживают торговцы в длинных кафтанах и меховых шапках. А иногда и вовсе чуть ли не стал очевидцем страшного наводнения, произошедшего в Петербурге в 1824 году. Все эти живописные полотна нам оставил Фёдор Яковлевич Алексеев. С его именем в русском искусстве связан классический образ Петербурга начала 19 столетия.
Впрочем, художник часто писал картины и провинциальных городов. Так, в 90-х годах 18 века по поручению Екатерины II Федор Алексеев отправился на Юг Российской империи рисовать пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия в Крым в 1787 году. Там Алексеев сделал множество акварельных зарисовок и эскизов, которые уже в Петербурге использовал для создания полноценных картин «Вид города Николаева», «Площадь в Херсоне» и других произведений. Полотна завораживали людей прежде всего своей уникальной точностью: художник старался передать максимум деталей повседневной жизни Российской империи, он в обязательном порядке даже изображал случайно забредших на площадь людей или ленивого дворника.
Однако всероссийское признание Алексееву принесла серия картин московской сюиты, которая включает в себя виды московских переулков, площадей и в особенности окрестности старого Кремля. До последних лет жизни Федор Алексеев работал в Академии художеств, параллельно продолжал писать картины.
19 ноября 1824 года на Петербург обрушилось самое разрушительное наводнение за всю историю города, и Алексеев решил его запечатлеть. Через несколько дней после своей последней зарисовки, 23 ноября 1824 года, художник скончался.