Александровский дворец — любимая резиденция последнего императора

Александровский – один из самых красивых дворцов Царского Села, бывшей императорской резиденции под Санкт-Петербургом (современный Пушкин). Он был построен в конце XVIII века. Екатерина II лично отдала приказ о его возведении. Здание стало своеобразным подарком будущему императору Александру Павловичу на день бракосочетания. При Николае II Александровский дворец использовался в качестве главной резиденции Романовых. Недавно он открылся после глобальной реставрации.

История строительства Александровского дворца
По негласной традиции, установленной первым императором России Петром Великим, царственные особы фамилии Романовых предпочитали связывать себя узами брака с представителями немецких династий. Исключением не стал внук Екатерины Великой Александр I — он выбрал принцессу Гессен-Дармштадскую, которая после принятия православия получила имя Елизаветы Алексеевны. Переезд в страну с другим менталитетом часто сопровождался культурным шоком для немецких принцесс. Чтобы помочь молодым супругам наладить отношения, Екатерина II приказала воздвигнуть Новый Царскосельский, впоследствии Александровский дворец, названный в честь будущего императора Александра I.

Интересный факт: Первоначально Екатерина хотела построить в свой резиденции подобие Фернейского замка – жилища Вольтера во Франции и, таким образом, увековечить память великого философа эпохи просвещения.

Выбор пал на Царское село, только формирующийся комплекс государственной резиденции. Изначально здесь разместились владения Меншикова, а потом возлюбленной Петра Великого Марты Скавронской, ставшей впоследствии его женой. Русские самодержцы на тот момент попали под культурное влияние Франции — Царское Село копировало резиденцию французских королей. К строительству Александровского дворца с просторными залами привлекли знаменитого архитектора Джакомо Кваренги, план сооружения утверждался непосредственно великой императрицей.

В последующей отделке помещений участвовали известные архитекторы И.В. Неелов, Л. Руска, А. А. Тон, В. П. Стасов, А. И. Штакеншнейдер…
Александровский дворец строился с 1792 года. В мае 1796-го он был готов, и молодожены въехали в великокняжеские покои. Окончательное оформление интерьеров заняло еще несколько лет. Росписью плафонов и стен занимались художники-декораторы А. делла Джакомо и Д. Феррари.

В облике здания было видно влияние модного на тот момент течения в архитектуре — палладианского классицизма.

Александровский дворец представляет из себя вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам и анфиладой с роскошными залами внутри. В центре располагается полуротонда, перекрытая сферическим куполом, стены которой облицевали белым искусственным мрамором, за счет чего интерьер смотрелся празднично и торжественно. Два ряда колонн, идущие вдоль северного фасада, составляют сквозную колоннаду коринфского ордера. Она отделяет внутренний двор от внешнего пространства.

В окнах и мраморных плитах пола прослеживается четкая геометрия. Светлая колоннада контрастирует с черными статуями по обеим сторонам парадной лестницы. Одна из статуй называется «Юноша, играющий в бабки», другая – «Юноша, играющий в свайку».

Наличие полуротонды сближало Александровский дворец с архитектурой теплой Италии, ведь и дворец служил прежде всего летней резиденцией императора.

В центральной части здания находится зал, разделенный широкими арками на три части. В результате получаются три парадных зала. Средняя часть называется Полукруглый зал, с востока к нему примыкает Портретный зал, а с запада — Бильярдный зал. С левой стороны Парадной анфилады находится Зал с горкой, из которого можно попасть в библиотеку и дальше в Угловую гостиную.

Правый угол занимала еще одна комната. Первоначально это была Опочивальня, а при последних владельцах – Дворцовая церковь. В правом флигеле находится Концертный зал.

Нижняя часть Рабочего кабинета, окрашенного в красные тона, была оборудован книжными шкафами – здесь хранилось примерно 700 томов императорской библиотеки.

Александровский дворец торжественно открылся 12 июня 1796 года, но Александр Павлович его не жаловал и предпочитал проводить большую часть времени в Санкт-Петербурге.

Интересный факт:
Главного архитектора Александровского дворца Кваренги во время войны России против Франции заочно приговорили судом к смертной казни и конфискации имущества за отказ возвратиться в Италию. Этот факт только укрепил его положение при дворе Романовых.

Смешение итальянского и греческого стилей ярко проявилось во внутреннем убранстве его залов.
Вместо роскоши Джакомо Кваренги специально выбрал строгий и простой стиль оформления интерьеров Александровского дворца с минимумом излишеств.

Интересный факт:
В просторном Полуциркульном зале на Рождество традиционно устанавливали высокую под потолок живую ель. Император Николай Павлович, брат Александра I, любил организовывать здесь праздничные мероприятия для службы охраны Александровского дворца. После его смерти его вдова доживала здесь свой век и скончалась в 1860 году.
Главная особенность архитектурного решения Александровского дворца, свойственная всему комплексу Царского Села – наличие зала под открытым небом между флигелями. Молодой Александр обожал трапезничать на свежем воздухе, специально для него слуги выносили длинный стол. Со временем этот зал перестали использовать, но он остался нетронутым после многочисленных перестроек.

Второе рождение резиденции в Царском Селе относят к правлению императоров Александра III и Николая II. Александровский дворец стал местом проживания членов императорской семьи. Романовы любили отдыхать здесь летом, и Николай II начал перестаивать дворец под свои нужды. Архитектором был назначен Мельцер — мастер не стал сохранять первоначальный план помещений и дворцовый интерьер, созданный Кваренги, и уничтожил часть исторической застройки дворца. В 1896-м году левый флигель, где жила свита, и Концертный зал переоборудовали для проживания императорской семьи.

Интересный факт:
В 1897 году по проекту Данини Кухонный корпус (в советские времена в нем находилась столовая) соединили собственно с самим дворцом подземным тоннелем. Это помещение обросло множеством легенд и слухов, но Николай II и члены императорской семьи так ни разу им не воспользовались. Сейчас объект законсервирован, посетителей в него не пускают. Тогда же спроектировали подземный резервуар для хранения воды, из него по трубам она текла в ванную комнату во дворце. В советские годы искусственное водохранилище Александровского дворца имеет общую систему с водоснабжением Пушкина.
Николай II Александрович, последний российский император, родился и вырос в Царском Селе, залах Александровского дворца, поэтому его неизменно сюда влекло. Не стоит удивляться, что после восшествия Николая II на престол он провел в нем большую часть времени.
Уже с декабря 1904-го в связи с переездом во дворец царская семья встречала здесь Рождество.

Александровский дворец, играющий огромную роль в государственной жизни начала XX века, «наблюдал» многие важные события не только России, но и мира. В нем кипела придворная жизнь: проводились приемы иностранных послов и торжества по случаю 300-летия Дома Романовых. В Первую Мировую во дворце располагался военный штаб.

После Февральской революции, в марте 1917-го, генерал Лавр Корнилов объявил здесь императрице о домашнем аресте. Вскоре и императора Николая II лишили свободы в его любимой государственной резиденции. Утром 1 августа 1917-го супружеская чета вместе с детьми отправилась отсюда в путешествие, оказавшееся последним.

Многочисленные реставрации Александровского дворца в советский период
После прихода к власти большевики национализировало дворцы, принадлежащие членам царской семьи и дворянству. Конечно, подобной участи не избежал и Александровский дворец, и его залы превратились в музей. С 1918 года по жилым покоям Николая Александровича и Александры Федоровны, последних царей из династии Романовых, проводили экскурсии для всех желающих. Затем залы левого крыла, где находились покои Александра III, его супруги Марии Фёдоровны и сестры великой княгини Марии Александровны, использовали в более прагматических целях: в них разместили Дом отдыха сотрудников НКВД.

Второй этаж правого флигеля занял Детский дом имени Юных Коммунаров под патронажем Луначарского. На тот момент коммунистов вообще не интересовало сохранение исторического облика здания Александровского дворца и его залов. В результате дворец стал медленно разрушаться, а часть его экспонатов банально продали.

С приходом к власти Сталина все изменилось, он подчеркивал преемственность Советского Союза от Российского государства очень своеобразным способом — комнаты и великолепный интерьер бывших резиденций Романовых стали местом обитания советской элиты.

В первые месяцы войны эвакуировали люстры, мебель, мраморные и фарфоровые изделия, но многие ценности остались во дворце.

Жизнь в залы обветшалого Александровского дворца вдохнул искусствовед и хранитель Всесоюзного музея Кучумов, он добился поддержки от государства, спас помещения и часть предметов внутреннего убранства в Великую Отечественную войну. Благодаря ему дворец получил статус заповедника.

Интересный факт:
В войну здесь размещался штаб гестапо, в подвалах – тюрьма, линия фронта проходила по местному парку. Деревья использовались зимой в качестве топлива, а предметы интерьера, которые еще оставались в помещениях, варварски уничтожались. Дворцовая площадь была превращена немцами в кладбище.
После войны многие дворцы Санкт-Петербурга были разрушены. Александровский дворец отдали Академии наук для хранения коллекций Института русской литературы и размещения музейных фондов пригородных музеев. В начале 1950-х его передали Военно-морскому ведомству, а коллекция старинных изделий, эвакуированных перед войной, поступила в Павловский музей.

Ситуация во дворце изменилась только в 1996 году. Александровский дворец был передан государственному заповеднику «Царское Село», и он получил грант от Всемирного Фонда памятников на ремонт кровли. В правом крыле, где прежде находились семейные апартаменты последнего русского царя, связанные коридорами, создали постоянную выставку «Воспоминания в Александровском дворце»: в залах, утративших свой исторический облик, представили личные вещи семейства Романовых.

В 2009 состоялась окончательная передача дворца руководству музея-заповедника, уже через три месяца оно представило масштабный план реставрационных работ, который начал осуществляться с сентября 2015-го.

Если в советское время работы во дворце частично привели к уничтожению подлинных конструкций зданий, то на этот раз под присмотром научных работников они соответствовали стандартам и затянулись до 2021 года. Советские реставраторы не считали нужным сохранение следов пребывания последнего российского императора Николая II в залах и комнатах Александровского дворца. Имя Николая II старательно вычеркивалось из истории. По окончании ремонта некоторые комнаты оказались полностью уничтоженными: Кленовая и Палисандровая гостиные, Мавританская комната (Уборная) Николая II.

Интерьеры Александровского дворца восстанавливали по многочисленным фотографиям членов императорской семьи, использовали архивные документы, фотографии и записи современников. Были оставлены все сохранившиеся фрагменты исторической отделки интерьеров: дубовые стенные панели, деревянная обшивка потолка и керамическая плитка. Воссоздали рамы для картин из бука и сосны со сложным орнаментом в технике мастичной лепки.

Реставрировали и воссоздавали буквально всем миром: множество предметов из своих коллекций предоставили ГМЗ «Павловск», фонд «История Отечества», Эрмитаж, ГМЗ «Гатчина», ГМИИ им. А.С. Пушкина, частная галерея Кристиан Ле Сорбон (Париж) и т.д, Центральный музей современной истории России (Москва) сделал бесценный дар — ключи, которые передал в музейный фонд после революции бывший комендант Александровского дворца.

Среди интересных экспонатов, которые удалось вернуть на их первоначальное место в зале, стоит выделить кукольный театр и молитвенник наследника престола цесаревича Алексея, сына Николая II. Для посетителей Александровского дворца возможны экскурсии по покоям Николая II и его супруги Александры Федоровны. Работы по восстановлению еще ведутся во дворце, и видимо не скоро будут завершены. Предполагается, что в нем будут проходить не только постоянные, но и временные выставки.

Интерьеры
Стиль «палладианский классицизм» характеризуется простотой форм и геометрически ясными линиями композиции. Архитекторы Александровского дворца отказались от лишней вычурности в пользу практичности, поставив симметрию во главу угла. Массивные элементы подчеркивают пространство внутри помещения, дают ощущение свободы.

Открытые для посещения туристов залы Александровского дворца максимально точно передают атмосферу реальной жизни императорского семейства. У посетителей создается впечатление, что Николай II и его супруга с детьми только что ненадолго покинули зал и вернутся с минуты на минуту. Стоит отметить, что за основу реставрации помещений взяли именно эпоху императора Николая II. Действующие самодержцы переделывали интерьеры в соответствии с меняющейся модой. От изначального проекта Кваренги не осталось практически ничего.

Интересный факт:
Кваренги привлек к работам в Царском Селе лучших художников и скульпторов современности, среди них были такие имена как Макер, Стасов, Ефимов и Данини. Помещения продолжали оформлять и после сдачи объекта, работы не прекращались почти 100 лет.
Из 13 отреставрированных комнат только пять, парадный кабинет, приемная, угловая гостиная и два зала библиотеки, сохранили первоначальный вид.

Вся мебель Александровского дворца воссоздана по немногим сохранившимся образцам, для полного соответствия использовали фотографии. Особое внимание в ходе реставрационных работ уделялось каминам и коврам, находящимся почти в каждом зале. Стены заново обшили тканями эпохи Николая II, сохранившимися в музейных фондах. Около 2 тысяч метров ткани и два года ушли у мастеров на восстановление драпировок спальни, Сиреневого и Парадного кабинетов.

Парадный кабинет Александровского дворца покрасили в голубой цвет, восстановили потолок из красного дерева и потолочную фурнитуру. Из исторических артефактов выделяются шкура белого медведя в Кленовой гостиной. Угловая гостиная украшена гобеленом с изображением Марии-Антуанетты. Местом, где императрица хранила все, что напоминало ей о родине, пейзажи, акварели, портреты, стала Палисандровая Гостиная. Планируется восстановить две медные позолоченные кровати из Опочивальни.

Комната наследника престола Алексея хранила настоящее сокровище — кукольный театр, который подарил французский президент Пуанкаре. Он включал семь персонажей, которые задействованы в парижском «Гиньоле», среди них Арлекино и Полишинель. Лица кукол похожи на членов императорской семьи, на них имеется маркировка французского магазина игрушек. Эти куклы нашлись совершенно случайно уже в начале этого века в коллекции Академического центрального театра кукол им. Образцова и вернулись на историческое место десять лет назад.

Прилегающий к Александровскому дворцу парк
Александровский дворец в Царском селе идеально вписывается в концепцию прилегающего к нему парка. Мода на устройство парков в России появилась в эпоху Петра Великого. Озеленение продолжила Екатерина II. Регулярные парки начала XVIII века устраивались по французскому образцу. Во второй половине столетия, еще в годы правления великой императрицы, в моду вошли английские пейзажные парки. Екатерининский и Александровский дворцы обросли огромными зелеными массивами, которые сейчас представляют из себя настоящие произведения садового искусства.

Император Александр I после восшествия на престол занялся перестройкой территорий своей резиденции. По приказу Александра 200 гектаров земли превратили в парки. Первоначально здесь располагались охотничьи угодья. Зеленые просторы леса с сумрачными тропами передавали красоты суровой северной природы.

Так называемый Пейзажный парк во время царствования Александра I полностью отдали на откуп природе, он выглядел естественным и надежно защищал от посторонних глаз. При всей своей видимой первозданности, его объекты созданы искусственно: садовники высадили хвойные деревья, рабочие вырыли несколько водоемов и создали холмистую местность. Тем не менее, здесь много белок и птиц, которым понравилась атмосфера спокойствия вблизи человеческого жилья.

Важный момент:
По территории рекомендуется гулять в сухую погоду. Дорожки здесь специально не асфальтировали, а никакого освещения нет до сих пор. Тем не менее, парк красив и грандиозен весной и летом, особый шарм он приобретает золотой осенью, когда расцвечивается феерически яркими красками, и зимой, когда запорошенные снегом еловые ветви спускаются к земле. В старом парке тихо и спокойно.
Прилегающий к нему Регулярный парк полностью создан человеком и имеет облагороженный вид. Растительность пострижена, дорожки имеют правильную геометрию и направлены строго с севера на юг. Александр лично участвовал в разработке концепции парка на территории дворца. Большое количество мостов и павильонов созданы именно по инициативе Александра I.

Интересный факт:
Часть мостов выполнена в восточном стиле, один из них получил название Большого китайского. Его перила украшают декоративные драконы с изгибающимися хвостами. Он ведет к деревне, все здания которой сделаны в виде пагод с непривычными для европейцев XIX века крышами.
На территории парковой зоны Александровского дворца расположено несколько отдельных зданий, объединенных общей идеей. Арсенал представляет коллекцию холодного и огнестрельного оружия, в нем собраны редкие экземпляры брони средневековья. В Пейзажном парке дворца находятся детский павильон и Белая башня, рядом расположено кладбище для животных, где хоронили, в основном, лошадей из царской конюшни. Поклонники творчества Стивена Кинга по достоинству бы оценили это мистическое место.

Стоимость билетов
Продажа билетов в музей, включая Екатерининский и Александровский парки и дворцы, осуществляется в режиме онлайн. Если не заполняются квоты на сеанс, билеты попадают в открытый доступ в кассы заповедника «Царское Село». Стоимость билетов во дворец для разных категорий граждан отличается:
Взрослые – 600 рублей;
Пенсионеры, курсанты военных училищ и студенты – 400 рублей;
Школьники и музейные работники – вход бесплатный;
Стоимость экскурсионного обслуживания для бесплатных категорий, в том числе ветеранов и инвалидов – 200 рублей.
Для групп туристов организовывают прямые рейсы автобусов из Санкт-Петербурга. На территории заповедника работает платная парковка, ее стоимость составляет символические 100 рублей без ограничения по времени для групп и 700 рублей в день для частных легковых автомобилей. Стоянка функционирует круглосуточно, для льготных категорий граждан предусмотрены скидки.
Адрес и время работы
Музей в Александровском дворце работает каждый день с 10:00 до 18:00, по средам он закрыт. С ноября по апрель последний четверг месяца считается санитарным днем, экскурсии не проводят. В осмотр включены покои императорской семьи, примечательно, что старт продаж начинается за неделю до предполагаемого посещения дворца. Подробнее информацию о режиме работы можно узнать на официальном сайте. Обязательное условие для посещения на данный момент – наличие QR-кода.
Адрес: Санкт-Петербург, ГМЗ «Царское Село», Дворцовая улица дом 2.
Дворец расположен в 25 километрах от Санкт-Петербурга. До Царского Села добираются несколькими способами, в том числе на прямом электропоезде, который отправляется от Витебского вокзала. Рейсовые автобусы и маршрутные такси ходят с частой периодичностью от трех станций метро: «Московская», «Купчино» и «Звездная».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?