Александровская колонна придала Дворцовой площади Санкт-Петербурга тот гармоничный, совершенный, законченный вид, который навсегда врезается в память. Устремленный ввысь монумент – памятник русскому народу и императору Александру I, установленный по указу его брата Николая I в честь победы над Наполеоном. Это самая высокая в мире колонна из гранитного монолита. Ее сооружение в 1830-х превратилось в феерическое зрелище невиданных масштабов.
Француз, построивший памятник русскому оружию
По иронии судьбы, автором Александровской колонны в стиле ампир, установленной в честь победы над французами в Санкт-Петербурге, стал француз Огюст Монферран. У Николая I, задумавшего увековечить память о брате, возглавившем русские войска во время похода против наполеоновской Франции, просто не осталось выбора: Монферран уже продемонстрировал свое непревзойденное искусство во время строительства монументального Исаакиевского собора. Он имел огромный опыт работы с камнем — колонны Исаакия были вырезаны из гранитной скалы, расположенной в Финляндии, в Пютерлакской каменоломне недалеко от Выборга. Именно это месторождение и уже построенные там леса предложил использовать Монферран для постройки Александровской колонны. У него было много оппонентов – мало кто верил, что возможно вырезать из скалы такой большой кусок, без повреждений доставить его в Санкт-Петербург и поднять на пьедестал. Но архитектор сумел убедить императора и получил этот заказ.
Любопытно, что сам Монферран служил в наполеоновской армии и даже получил высшую награду Франции за боевые заслуги — орден Почетного легиона. Военные походы сформировали его и как личность, и как художника – в них он изучил архитектуру Италии. К Наполеону он всегда относился с большим уважением – в своем кабинете хранил его бюст. Впрочем, как и к русскому императору Александру I, с которым познакомился в Париже, занятом русскими войсками. Он преподнес Александру альбом со своими работами и по его приглашению приехал в Санкт-Петербург: страна-победительница давала больше возможностей для профессиональной реализации, чем разоренная Франция. В России он нашел работу, признание и вторую родину.
Его кандидатуру для возведения Исаакиевского собора предложил Александру I выдающийся инженер испанского происхождения, работающий в России, Августин Бетанкур. Строительство велось 40 лет и закончилось уже при Александре II – Монферран умер через месяц после его завершения. Исаакиевский собор и Александровская колонна стали главными проектами его жизни – в них он проявил себя не только как художник, но и как гениальный организатор.
Первоначально Монферран «видел» в центре огромной Дворцовой площади Санкт-Петербурга гигантский обелиск с барельефами, однако Николай I настоял именно на колонне в лучших европейских традициях. В итоге Александровская колонна превзошла по размерам свои прототипы – Вандомскую колонну в Париже, Траяна в Риме и Помпею в Александрии. Ее высота — 47,5 метров, при этом сама колонна – 25.6 метров, вес – около 700 тонн.
Монумент из куска скалы
Возведение Александровской колонны – результат объединенных слаженных усилий многих талантливых людей. Контракт на сооружение фундамента, выломку куска гранита для памятника и его обтеску после длительных торгов получил 20-летний купец Василий Яковлев. По контракту он обязался добывать, обрабатывать и доставлять в Санкт-Петербург каменную глыбу столько раз, сколько будет необходимо в интересах дела – пока она не подойдет идеально по форме и размерам. С помощью такого обязательства он обошел конкурентов. Яковлев, каменотес-самоучка, блестяще справился со своей задачей с первого раза.
Любопытно! Говорили, что Александровская колонна – бракованная колонна Исаакиевского собора, которая получилась слишком большой. Этого не может быть в принципе — памятник по своим размерам превосходит колонны Исаакия во много раз.
Огромный кусок откололи от скалы, сдвинули и положили на мягкую подстилку – с помощью сноровки и специальных механизмов. Из одной скалы вырубили не только сам монумент, но и ее фундамент – камни весом до 400 тонн. Два года 250 каменотесов и в жару, и в холод превращали кусок гранита в стройную гладкую колонну. Осталось самое сложное – доставить ее в Санкт-Петербург.
Было очевидно, что для перевозки такой махины нужно специальное судно. Построенный для этой цели «Святой Николай» обладал грузоподъемностью более 1000 тонн. Специально для погрузки на него каменной глыбы соорудили пристань и мол с деревянной платформой, совпадающей по высоте с его бортами. 600 солдат за 4 часа совершили марш-бросок в 36 верст, чтобы погрузить монолит на корабль, при этом чуть его не утопили – проломились брусья, по которым колонну вкатывали на борт. Два парохода отбуксировали судно с бесценным грузом в Санкт-Петербург, где его уже встречали Николай I с семьей и ликующая толпа. Люди облепили леса для подъема колонны и столпились на кораблях, стоящих около берега. В выгрузке колонны участвовало 640 рабочих. Каждый этап строительства Александровской колонны превращался в незабываемое зрелище.
Гениальные инженерное решение
Кажется, что Александровская колонна стоит ровно по центру Дворцовой площади, однако это иллюзия – она немного смещена к Зимнему дворцу. Выбирая место для своего произведения, Монферран наткнулся под землей на готовые сваи – их забили под памятник Петру I, который на 50 лет раньше собирался построить Растрелли. Идея придать завершение огромной Дворцовой площади с помощью монумента в ее центре уже давно витала в воздухе. Это был неосуществленный проект Карла Росси, автора здания Главного штаба с Триумфальной аркой. В царствование Александра I хотели увековечить в камне победу над французами, но скромный царь отверг эту идею. Он считал: главный памятник — это народная память.
Огюст Монферран использовал при установке фундамента и постамента метод, разработанный инженером Августином Бетанкуром, с помощью которого строился Исаакиевский собор. Гранитные блоки, из которых состоял фундамент, положили на сосновые сваи на дне котлована (кроме старых, забили более 1000 новых). Пьедесталом стал камень весом 400 тонн, добытый недалеко от Пютерлакской каменоломни. При этом использовали специальный раствор, в который Монферран добавил водку и мыло. Водку – чтобы цемент не застывал на морозе, а работать из-за спешки приходилось в страшные холода. Мыло позволило перемещать пьедестал по фундаменту, пока тот не занял нужное место.
В фундамент заложили шкатулку с памятными монетами, платиновую медаль с изображением колонны и датой ее постройки и закладную доску. Через год сделали еще одну закладку в основание постамента – бронзовую доску и медаль за взятие Варшавы.
Торжественная установка колонны
Остался «финальный аккорд» – поставить колонну на постамент таким образом, чтобы она держалась без дополнительных креплений только за счет собственной силы тяжести. Для этого опять применили систему Августина Бетанкура, придуманную им для установки на фундамент колонн Исаакиевского собора. Пьедестал памятника окружили строительными лесами высотой под 50 метров – они заняли почти всю Дворцовую площадь. Колонну поднимали за канаты, закрепленные на вершине лесов, с помощью кабестанов (лебедок) и блоков, предназначенных для поднятия тяжестей. Блоки и вороты расставили в два ряда вокруг лесов, на каждый приходилось по 29 человек, которые должны были тянуть с равной силой. 120 человек снизу и 60 сверху следили за тем, чтобы процесс шел гладко. В операции задействовали 2500 человек, на нее ушло 100 минут. Монферран рассчитал все заранее вплоть до мелочей.
30 августа (12 сентября по новому стилю) 1832 года посмотреть, как гигантский монумент водрузится на пьедестал, явилось не менее 10 тысяч человек. Толпа заняла всю Дворцовую площадь, прилегающие территории и окружающие строения – здание Главного штаба превратилось в гигантский амфитеатр. В церемонии участвовали 2 тысячи участников войны с Наполеоном в парадной форме и иностранные гости. На огромном помосте устроили места для важных персон: Николая I, его семьи и свиты, дипломатов и послов иностранных государств, Государственного совета и Сената, гвардейских генералов и кадетов.
Огромная толпа с замиранием сердца наблюдала зрелище невероятных масштабов, каждую минуту ожидая катастрофы. Сам архитектор не хотел присутствовать на церемонии, забравшей у него много нервов и сил, но Николай I настоял. После успешного завершения этой по-хирургически точной операции, он сказал ее организатору: «Монферран, вы себя обессмертили!»
Не факт! Есть легенда, что так как колонна стояла на фундаменте без всяких опор, люди первое время старались не подходить к ней близко. Чтобы доказать безопасность и надежность своего творения, Монферран стал ежедневно прогуливать вокруг памятника свою собачку. И жители Санкт-Петербурга ему, наконец, поверили.
Дата торжественной установки мемориала несла большой смысл. 30 августа – день перенесения мощей князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга, из Владимира в Александро-Невскую лавру. По сути дела, монумент посвящен и императору, и его историческому предшественнику. А ангел на его вершине – небесный защитник Санкт-Петербурга.
Возведение колонны обошлось почти в 2 раза дороже, чем предполагалось.
Открытие монумента
Открыли Александровскую колонну тоже 30 августа только двумя годами позже – после того, как ее идеально отполировали, установили ангела на ее вершине и художественно оформили пьедестал.
Все, кто присутствовал на церемонии – император с семьей, дипломаты и занявшее всю площадь войско — одновременно преклонили колени во время торжественного богослужения. Так же русские войска молились богу под открытым небом в Париже в день православной Пасхи после завершения победоносного похода по Европе.
В военном параде, который последовал после молебна, участвовало около 100 тысяч человек, среди них полки, героически воевавшие во время похода против Наполеона.
Факт! Специально для этого парада по проекту Монферрана построили Желтый (сейчас Певческий) мост.
Ангел-хранитель
Ангел на колонне тоже гигантских размеров – почти 5 метров высотой. Его выполнили по проекту скульптора Бориса Орловского. Внешне он напоминает Александра I, у которого было семейное прозвище – наш ангел. Так пожелал его брат.
Предполагалось покрыть фигуру позолотой, но сделать этого не успели.
Пьедестал памятника оформили барельефами по рисункам Монферрана с аллегориями Победы, Мира, Правосудия, Милоседия, Мудрости и Изобилия. Со стороны Главного штаба расположена фигура Победы. Со стороны Зимнего – два ангела с надписью: «Александру I-му Благодарная Россия». Молодая женщина и старик по бокам сооружения – олицетворения рек Вислы и Немана, которые преодолела русская армия во время военной компании.
Учитывая пожелания Николая I, при оформлении Александровской колонны Монферран абстрактное античное оружие заменил на настоящее русское. Он максимально точно воспроизвел старинное оружие из Оружейной палаты Кремля, в том числе шлемы Александра Невского, Ермака, броню («панцирь») царя Алексея Михайловича и даже, по утверждению создателя колонны, щит вещего Олега, прибитый к воротам Константинополя. Но тут ему мало кто поверил.
Для начала Александровскую колонну оградили временной деревянной оградой. Вскоре ее заменили на металлическую с гербами России и фонарями в виде шаров по проекту Монферрана. На ее углах и у калиток установили 12 трофейных пушек. Первоначально фонари освещались маслом – вскоре их заменили на чугунные канделябры с газовыми лампами.
Александрийский столп
С «легкой руки» Пушкина Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом – по строчкам из одного из его известнейших стихотворений «Памятник». Однако некоторые филологи сомневаются, точно ли Александровскую колонну имел в виду великий поэт в провокационных строках о славе поэта, которая выше славы государей: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Они утверждают, что «Памятник» — вольный перевод стихотворения Горация, а значит имеется ввиду Александрийский маяк. Их оппоненты говорят, что в оригинале Горация фигурируют египетские пирамиды, а не маяк, а значит Пушкин писал именно о недавно воздвигнутой на Дворцовой площади Александровской колонне. Учитывая озорной характер и гордый нрав великого поэта верится, что это именно так. Впрочем, его тайну до конца уже никто никогда не раскроет.
Не факт! Как и со всеми питерскими сооружениями, с колонной не обошлось без мистики. Вечером, в свете фонарей, на ней появлялась таинственная буква «N», как говорили, к смене правителя. Как выяснилось впоследствии, это отражалось название завода-изготовителя на стеклах фонарей…
Ленин на фоне Зимнего
Советскую власть раздражал ангел на колонне, да еще и установленный в честь императора в его облике. Для начала его хотели закрыть колпаком, однако он не давался – как будто его хранили небеса. Как только воздушный шар приближался к вершине монумента, чтобы накинуть на скульптуру колпак, его сносило порывом ветра.
Коммунисты мечтали увидеть вознесенного ввысь вождя пролетариата на фоне императорского Зимнего дворца. Однако нарком просвещения Луначарский заступился за ангела. Власти ограничились уничтожением ограды – ее переплавили на патроны. Ангел остался, хотя его драпировали на время торжеств красной тканью или загораживали воздушными шариками.
Во время войны колонну закрыли не целиком. В нее попало более 50 осколков. Только в 1963 году удалось залечить колонну, а операция по окончательному извлечению осколков из скульптуры закончилась в 2003-м.
Излечение Александровской колонны
Петербуржцы своего исполинского ангела-хранителя любили и бережно за ним ухаживали. За историю своего существования Александровская колонна реставрировалась пять раз. В 1970-е вокруг нее восстановили исторические фонари и заменили асфальт на брусчатку. Однако к концу XX века скульптура пришла в плачевное состояние. И виной тому – влажный питерский климат, буквально разъевший ее изнутри.
Тревогу забили специалисты музея городской скульптуры Санкт-Петербурга – большие трещины на скульптуре стали хорошо видны в бинокль. Обследовать такое огромное сооружение оказалось очень не просто – привлекли вертолеты. Впервые в истории Санкт-Петербурга специальный пожарный кран высадил альпинистов прямо на вершину памятника. Закрепившись по всем правилам альпинистского мастерства, они сфотографировали и сняли на видео все повреждения колонны. Бронзовые элементы скульптуры покрылись сильной патиной, растрескались и исказились. Диагноз был поставлен неутешительный, но не безнадежный: лечить безотлагательно.
Вокруг памятника возвели леса и исследовали ее не только снаружи, но и внутри — с помощью гибкого трехметрового эндоскопа. Выяснилось, что темные пятна, периодически появляющиеся в верхней части колонны, — результат разрушения кирпичной кладки внутри нее. В скульптуру через трещины и отверстия в дождливом местном климате постоянно просачивалась влага, и теперь внутри его пьедестала скопилось около 3 литров воды. Из-за этого раздуло цилиндр, на который опиралась фигура.
Реставраторы должны были не только убрать воду из скульптуры, но и не допустить, чтобы она там скапливалась в будущем. Причем работать пришлось в сложных условиях – зимой, на большой высоте, не только на скульптуре, но и внутри нее. В итоге реставраторы соединили все полости памятника в единую дренажную систему с выводом воды наружу через 15-метровый крест. Причем таким образом выводился и конденсат.
Кирпичную кладку заменили на гранитные конструкции. Именно так изначально планировал сделать Монферран, но не сумел из-за спешки. Защитили также бронзовые поверхности памятника. И окончательно уничтожили следы войны – извлекли из него оставшиеся осколки. Масштабная реставрация 2001-2003 годов обошлась почти в 20 млн. рублей.
Была воссоздана историческая ограда памятника – по описаниям и старым фотографиям. На нее ушло еще 15 млн. рублей. Однако вскоре после торжественного открытия решетки ее часть украли вандалы. Они предприняли две успешных вылазки, которым не смогли помешать даже камеры, установленные около Александровской колонны на Дворцовой площади – они просто «не видели» в темноте. В итоге около памятника установили круглосуточный милицейский пост. Но и после этого с ограды продолжали таинственно исчезать бронзовые пики и двуглавые орлы. Так что историческую ограду тоже пришлось огородить от вандалов. Но и сейчас декоративные элементы продолжают пропадать.
Александровская колонна закреплена за Государственным Эрмитажем.
Сегодня представить себе Дворцовую площадь без гигантской Александровской колонны просто невозможно. Днем и ночью бережно восстановленный ангел хранит город на Неве.