«УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Её относят предположительно к первой четверти XVI века (1525 г.) и считают домовой церковью князя Василия Третьего. Четверик первоначально перекрывался системой сводов и поддерживался четырьмя столбами. Он завершался одной главой, вокруг которой, вероятно, располагались кокошники. Позднее пятиглавие, пристройка трапезной палаты (XVII в.) и колокольни видоизменили её. Она имеет два придела, обычные во владимирских храмах (северный — Николая Чудотворца, южный — Иоанна Крестителя). Ко времени поселения монахинь в подклете церковь была сильно разрушена и в течение сорока лет (1610—1650 гг.) стояла «запорошенной». Называлась у слобожан «Успения в буграх» от бугров-развалин дворцов XVI века. Галереи памятника были с трех сторон. С северной же стороны примыкала дворцовая палата князя Василия Третьего.
Первую переделку храма — закладку открытых галерей кирпичом — сделали при Иване Грозном. В 1663—1666 гг. к четверику пристроили с запада трапезную в два этажа и колокольню. В 1667 году в четверике переделали свод, сделали пятиглавие, разобрали два западных столба. На старом основании северного придела Николая Чудотворца устроили новый — Марии Египетской — в честь царицы Марии Ильиничны, первой жены Алексея Михайловича и благотворительницы монастыря. Несколько позднее (после 1671 г.) пристроили «впритык» северную двухэтажную сводчатую палату на месте разобранного при Корнилии «двора великого князя Василия Третьего». В монастырский период подвалы под церковью, превращенные в погреба, набивались льдом. Это привело к осадкам и трещинам в стенах. В 1753—1755 гг. московская гофинтендантская контора выполнила большие ремонтные работы слободскими людьми и крестьянами. Средства отпущены по кабинетной записке императрицы Елизаветы Петровны и присланы две тысячи рублей (16 мая 1754 года).
Для укрепления сводов арки в подвалах заложили камнем. Не тогда ли заложили и «погреб с выходом» под Успенской церковью? О нем упоминала «сказка» Корнилия еще в 1675 году и под которым допустимо понимать подземный ход. В 30-е годы нашего века архитектор-реставратор П. Д. Барановский разобрал несколько поздних перегородок в подвалах, отрыл цоколь. В 60-е годы реставрационные работы возобновились. В северной палате удалили поздние пристройки с востока, искажавшие памятник. С наружных стен сбили штукатурку, затруднявшую естественную вентиляцию кирпичных стен. Восстановили первоначальные проемы окон. Отремонтировали крышу, главы, вызолотили кресты. За последние сто лет высказывались догадки о происхождении нацарапанных в подклете на стенах надписей (граффити) «Яков», «мужи» и рисунка храма с винтящейся главой. Некоторые склонны отнести эти надписи ко временам Грозного, связывая с ними знаменитого зодчего Посника Яковлева. Не достовернее ли будет отнести их к Якову Буеву (1731 г.) или Якову Алексееву (1754 г.), работавшим в указанные годы над этим памятником?..». «…В трапезной при входе слева стоит кафельная старинная печь. Глазурованные изразцы с различным рисунком синих и зеленых тонов. По устному преданию, печь перенесена «из молитвенной кельи Грозного».
С середины 1980-х по начало 1990-х г.г. проводились ремонтно-реставрационные работы по церкви. Смысл этих, довольно сложных работ, предотвратить активную стадию разрушения церкви и содержать её в техническом порядке. Следует отметить, Успенская церковь за весь период своего существования весьма активно эксплуатировалась на хозяйственный износ, в то время как при строительстве зодчие никак не рассчитывали на это. Они аккуратнейшим образом выложили облицовку стен из белого камня и по строительным традициям того времени набили «малозначительную» забутку между лицевыми сторонами стен строительным мусором. Такого рода решения никак не могут быть прочными. Тем не менее, ещё в древности в подвалах постоянно готовили квас, набивали их снегом зимой и даже имели приточный деревянный водовод (археолог В.П. Глазов) Такой натиск техногенной и атмосферной влаги никак не способствовал прочности и сохранности конструкций. Серьезные деформации от безудержной и малограмотной хозяйственной деятельности, особенно на северном приделе, заметны и по сей день. Приспособление церкви под нужды современной музейной экспозиции затребовало устройства отопления. В последние десятилетия система водяного отопления с запиткой от внешней магистрали так-же добавила просадочных трещин на западном крыльце.
Современная перегрузка северной палатки печами и весом складируемых экспонатов привела к прогибу и трещинам сводов. Инженерные расчеты подтвердили срочную необходимость восстановления железных связей. Кровли церкви к началу последней реставрации находились в неудовлетворительном состоянии и были заменены на медные. Таким образом памятник нуждался в помощи и необходимые работы были выполнены. Тем не менее проблема излишней влаги в белокаменных подвалах не потеряла актуальности.
Интереснейший вопрос о смысле графитти на стенах подвала как был актуален 70, 40 лет назад, так и актуален по сей день, не решены научные вопросы существования восточной галереи у церкви. Эти и другие тайны Успенской церкви ещё ждут своих исследователей. Даже терминология наименования храма путается. Некоторые полагают его собором, не меньшая часть называет храм церковью. Оба наименования фактически по частоте использования равнозначны. Однозначного толкования нет.
Из книги: Куницын М. Александрова Слобода. Верхнее-Волжское книжное издательство. 1968, 1975 стр. 86-88
Из писцовых книг Ново-Александровой слободы 1675 г.: «в городе ж в осыпи девичь монастырь Успения Пресвятые Богородицы, а на монастыре церковь Успения Пресвятые Богородицы каменная с трапезою да предел Марии Египецкие». Направо от южного входа в обитель расположена небольшая Успенская церковь, давшая название всему монастырю. Построенная в начале XVI в. (по другой версии, в 70-х г.г. XVI в.), она служила домовой великокняжеской церковью. Кроме основного престола в честь Успения Божией Матери, имела два придельных: северный — Николая Чудотворца, и южный – Иоанна Крестителя.
Построенная из белого камня и кирпича, изначально церковь Успения была четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной, возвышалась на высоком подклете, под которым находились хорошо сохранившиеся до нашего времени белокаменные погреба. Расположенные с трех сторон открытые галереи во 2 половине XVI в. были заложены кирпичом. Сейчас — это пятиглавый храм. Пристроенные позднее четыре главки были сделаны глухими, без окон, их барабаны перетянуты двумя валиками. Кресты на чешуйчатых главах завершаются украшениями в виде венцов. Облик церкви отчасти искажен его четырехскатным покрытием, сделанным, по всей видимости, в XVIII в. Колокольня храма приземиста, шатер ее поставлен на четверик, грани последнего прорезаны открытой аркадой.
Двухъярусные каменные паперти частично были восстановлены архитектором Н. В. Сибиряковым в подклете здания. Фрагмент верхнего яруса галереи раскрыт в интерьере церкви, на южной стене Иоанно-Предтеченского придела. Можно увидеть первоначальные белокаменные резные порталы Успенской церкви: южный раскрыт полностью, северный — частично. Западный портал, вероятно, был растесан при перестройке.
В самом начале XVII столетия, в период Смуты, церковь значительно пострадала и до середины века службы в ней не было.
В 1651 г. указом царя Алексея Михайловича Успенская церковь, «что в буграх», была передана для устроения девичьей обители. Монастырская летопись сообщает: «И тая церковь от разорения была пуста, и запорошена и не освящена И старицы Анисия и Феодора святую церковь очистили и иконы измыли и все добре устроили.». На пожертвованные «ради всемирныя радости» о рождении Царевича Алексия Алексеевича Царицей Марией Ильиничной 40 рублей «иконы починили и церковь украсили». Обновленный храм был освящен по благословению Патриарха Никона преподобным Лукианом 15 августа 1654 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
В 1663-1666 г.г., при новом духовнике обители, старце Корнилии, Успенская церковь была значительно перестроена: в четверике переложили свод, разобрали два западных столба для увеличения объема церкви и сделали вместо одной главы, венчающей церковь, пять. Одновременно с запада была пристроена трапезная с хлебной и поварней под ней, к которой вскоре была «приделана колокольня каменная, на ней восемь колоколов да часы железные проведены к тем же колоколам». Несколько позднее пристроили с севера двухэтажную сводчатую палату на основании старых дворцовых палат. Производили все эти работы «государевы мастера», присланные Царем Алексеем Михайловичем и Царицей Марией Ильиничной по ходатайству благодетелей монастыря боярина Ф. М. Ртищева и его сестры А. М. Вельяминовой.
Бывший придел святого Николая Чудотворца был освящен во имя преподобной Марии Египетской — небесной покровительницы Царицы Марьи Ильиничны. Монастырская опись 1675-1676 г.г. гласила: “Церковь каменная, старая, во имя Успения Пречистые Богородицы починена, своды в олтаре и в церкви сделаны новые, престол и жертвенник, и мост переделаны на ново, да по стороне де тое церкви зделана у них другая церковь предельная, каменная, во имя Марии Египетские, на старом основании вся новая”.
В 1667 г., после большой перестройки, Успенский храм заново был освящен, о чём свидетельствовала надпись на кресте: «Освятися сей алтарь Господа нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славного ея Успения в девиче монастыре, что в Александровой слободе, лета 7175 (1667) августа в 14-й день при Благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея Руси, при Патриархе Иоасафе втором, при Духовнике Строителе иеромонахе Корнилии, при игумении Анисии».
В 1743 г. на деньги, выданные из Коллегии Экономии, заменили обветшавшие тесовые крыши, заново опаяли жестью главы церкви. В 1755 г. для укрепления сводов были заложены арки в подвалах. В конце XIX — начале XIX в. слюдяные окна церкви были заменены «российскими стеклами», тесовые крыши покрыты «сибирским железом», а ветхие штучные шахматные дубовые полы заменены «гжельской лешадью» — плиткой.
Большие ремонтные работы в XIX в. проводились в Успенской церкви игумениями Евгений (Ивановой), Елисаветой (Лавровой), Евфрасией (Лихаревой). В 1869 г. церковь была обновлена на средства московского купца А. М. Полежаева и его зятя александровского купца В. П. Зубова в память о рано умершей дочери Полежаева Анне († 22.07.1866 г.). На пожертвование его дочери Клавдии Алексеевны Зубовой в 1900 г. была окрашена крыша храма и главы, которые распестрили разными красками, как было прежде. Успенский храм был теплым, отапливался замечательно украшенными изразцовыми печами, и в нем круглый год совершались ранние литургии. В нижнем этаже церкви располагались монастырские квасоварня и просфорня.
В храме находились 2 чудотворные иконы Божией Матери середины XVII в.: образ Успения (с 1961 г. хранится в запасниках фонда древнерусского искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника в г. Суздале) и Страстная икона (в наши дни находится в Троицком соборе). Привезенную из Иерусалима в 1887 г. Любовью Михайловной Соболевой икону Успения Божией Матери, украсив окладом с вызолоченным сиянием, поместили над царскими вратами Успенской церкви. По воскресеньям, во время торжественных молебнов, святую икону спускали, чтобы верующие могли приложиться к ней. Особой святыней Успенской церкви, привлекавшей богомольцев, был позолоченный ковчег с частицами святых мощей многих угодников Божиих, у которого дежурила одна из монахинь.
Когда в феврале 1923 г. монастырь был закрыт, прихожане, зарегистрировав религиозную общину, отстояли Успенскую церковь, и в ней продолжались богослужения, но не долго: после Пасхи, в мае, храм отобрали у верующих и передали Александровскому историко-бытовому музею. Посетивший в 1927 г. г. Александров В. П. Зубов с горечью описывал, что Успенский храм «имеет заброшенный, покинутый вид. Для осмотров он закрыт, здесь хранятся неразобранные музейные вещи, помещены реставрируемые, еще не окончательно расчищенные иконы».
В настоящее время Успенская церковь находится в ведении музея-заповедника «Александровская слобода».