ТРОИЦКИЙ (СЛОБОДСКОЙ) СОБОР
От западных ворот кремля аллея ведет к интереснейшему памятнику Владимиро-Суздальской архитектуры — Троицкому собору. Мощный куб, опирающий своды на четыре столпа, имеет трехчастное деление полукружий четырех сторон. Поарочное покрытие завершается осадистой главой на толстой шее светового барабана *. С трех сторон закрыт галереями, скрадывающими его первозданную красоту. Многие исследователи видят в планировке собора, в его объеме и орнаментальных поясах совпадение с постройками XV века князя Юрия Дмитриевича. Петрей де Эрлезунда, посетивший Слободу в начале XVII века, писал, что «храм имел яркую раскраску. Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». Видимо, это относилось к орнаментальному поясу: полос на нем три и каждая нависает над нижней. В средней полосе вырезаны кресты. Три такие же полосы венчают барабан. Пояс делит стены памятника на два яруса, не пересекая пилястр. Внутренняя облицовка стен, столпы, цоколь выложены белым камнем, промежутки между пилястрами заложены кирпичом. Сочетание белого камня с кирпичом — признак значительной древности памятника. До середины XVII века Троицкий собор именовался церковью Покрова Богородицы, что подтверждается и росписью внутренних стен исключительно на богородичные сюжеты, а нынешняя Покровская церковь, наоборот, называлась Троицкой. В 60 гг. XVII в. (по В.Н. Лазареву) они поменялись названиями. С окончанием строительства ограды в 1681 году Троицкий собор отошел от слобожан к монастырю **.
За свою почти пятивековую жизнь Троицкий собор неоднократно переделывался. Фрески записывались. В 1671 году был послан из Приказа Большого дворца (Москва) иконописец в Александрову Слободу, а ростовец-иконописец Григорий Степанов был принят в Приказ Большого дворца с этой же целью: его послали в Александрову Слободу. В 1677 году московский иконописец Дорофей Ермолаев золотом, серебром и красками чинил царские двери (Васильевские) вновь. В 1686 году было приказано иконописцам Никифору Бовыкину с Мироном Кирилловым и Семеном Анфиловьевым, с Федором Няниным и Мироном Кирилловым работать в Успенском монастыре. Они «поновили иконы живоначальной Троицы, да другой образ Успения пресвятые Богородицы… мерою доски по два аршина. Были у дела шесть недель». В начале XVIII века в древнем четверике собора растесали среднее окно. В 1824 году добавили по углам четыре несуразные главки. В 1882—1889 гг. собор опять перестраивали и проводили большие живописные работы. Производилась промывка и поправка стенной живописи. При этом было открыто шесть фресковых картин на стенах и шесть фресок в алтаре за иконостасом. В 1887 году древний пятиярусный иконостас заменили новым. Работы выполнили археолог Г. Филимонов и художник Белоусов. В 1947 году Центральные государственные научно-реставрационные мастерские восстановили значительно обветшавший памятник. Удалили поздние четыре главки, сделали отмостку вокруг него с отводом воды по кюветам в сторону, восстановили подклети, отремонтировали купол и устроили водяное отопление. Ранними исследованиями постройка Троицкого собора относилась к 1513 году. Основанием служила найденная в рукописном служебнике XVI века из библиотеки Троице-Сергиева монастыря приписка другим почерком на полях книги о том, что «Лета 7022 декабря в 11 день священна бысть церковь Покрова пресвятыя Богородицы в новом селе Александровском, тогда ж князь Великий и во двор вшел».
Проф. А.И. Некрасов, исходя из архитектурного анализа и исторических известий косвенного характера, относил постройку Троицкого собора к более раннему времени (1428-1434 гг.). «Кроме Юрия Звенигородского (сына Дмитрия Донского. — М. К.), некому было строить храм в стиле первой половины XV века. Троицкий собор построен вскоре после загорского Троицкого собора, если не теми мастерами, то тем же заказчиком». «Он занимает весьма значительное место в истории нашего зодчества. Своей старой основой XV века он говорит о пространственной эволюции в идее создания обширных пространств еще до приезда итальянских зодчих, а в переработке XVI века этот собор закладывает основы разложения обширного пространства на самостоятельные пространственные единицы по пути к созданию знаменитых групповых памятников XVI века». Таким образом, по его мнению, в 1513 году происходила лишь перестройка храма, в которой, возможно, принял участие знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Так ли это, покажет будущее.
Внутри собора стены, столпы и своды были расписаны фресками, закрытыми поздней живописью. Проведенные в некоторых местах расчистки подтвердили это. Возможно, фрески были написаны вскоре после сооружения храма в честь Богородицы. В арке при входе в храм по кирпичной стене нанесена фреска, изображавшая «Покров». Несмотря на большую порчу ее, все же видны прекрасная композиция и удивительный колорит. «Вряд ли будет ошибкой, — писал А. И. Некрасов, — видеть здесь руку одного из учеников Дионисия». На предалтарных столбах фрески уцелели от записей, и по ним можно судить, что работала здесь группа больших мастеров. Лики семи святых написаны чрезвычайно выразительно. Волосы и бороды — редкими прядями, одежда с прямыми складками, фигуры удлиненные, фоны голубые, надписи исполнены белилами. Нижняя часть южного столба, расчищенная от записей, изображает событие из жизни Богоматери. По характеру исполнения — соответствует изображениям святых.
В монастырский период стены внутри были расписаны картинами на евангельские сюжеты, панель сделана в виде завесы с цветочным орнаментом. На северной стене изображено явление Тихвинской Богоматери в разных вариантах. На южной — клейма из жизни Богородицы. В среднем куполе — Отечество с ангелами, праотцами и евангелистами. Западную стену занимает огромная картина Страшного суда. Ее относят предположительно к XVI веку. В южном входе вместили врата, снятые Грозным в 1570 году из южного придела Софийского собора в Новгороде. Эти врата, по справедливому замечанию первого их описателя Н. М. Мурзакевича, особенно ценны в художественном отношении. Сходные с южными вратами Успенского собора и северными — Благовещенского в Московском Кремле, они превосходят их в исполнении. Шестьсот с лишним лет протекло со времени их создания, а изображения и теперь свежи и ясны. Ранние исследователи полагали, что они изготовлены устюжским мастером по заказу новгородского архиепископа Василия Калики. На дверях вверху над изображением Вседержителя и ниже имеется славянская надпись: «В лето 6844… индикт… д… исписаны двери сии повелением боголюбивого архиепископа новгородьского Василия, при благоверном князе Иване Даниловиче при посадничестве Федорове Даниловиче, при тысяцком Авраме».
Первая новгородская летопись подтверждает, что «В лето 6844 (1335) боголюбивый архиепископ Василий у святыя Софьи двери медяны золочены устрой». Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотыми рисунками на библейские сюжеты. Техника исполнения ранее определялась как «дамасковая работа», когда в резное по меди изображение закатываются «заподлицо» тонкие полоски золота. В наше время Ф. Я. Мишуков доказал, что примененная в них техника не имеет ничего общего с «дамасковой работой», а представляет огневое золочение, при котором медную пластину сначала покрывали слоем лака, затем выскабливали рисунок, после чего пластину подогревали до почернения меди и очищали растворителями от окиси металла. На чистую поверхность пластины наносилась золотая амальгама. Ртуть, соединяясь с чистой поверхностью медной пластины, равномерно покрывала все процарапанные линии рисунка серебристым слоем. При вторичном нагреве пластины ртуть испарялась, а золото восстанавливалось и выступало ярким желтым цветом на черном фоне лака, накрепко соединяясь при этом с медью. Работа заканчивалась промывкой, отделкой поверхности и шлифовкой. Эта техника, известная как Западу, так и Византии, была широко распространена на Руси при выполнении церковных врат.
Наиболее обстоятельное исследование и описание врат произвел В.Н. Лазарев в 1953 году. Он пишет, что над вратами работали четыре мастера-новгородца. Один из них, вероятно, был Ипатий. Особенность новгородского говора нашла отражение в тексте под картинами. Большая часть пластин создана при архиепископе Василии, за исключением верхнего ряда. Причем Лазарев признает переделку врат в XVI, XVII и даже XIX веках. До Феофана Грека и Андрея Рублева новгородцы уже искали новые пути и формы для художественного отображения современной русской жизни. Они отходили от византийских образцов. Васильевские врата явились ранним и ярким примером нового направления в русском искусстве. Лики изображенных святых — русские. Таким образом, теперь нельзя представить себе первоначальный вид новгородских врат. Когда их устанавливали в Александровой Слободе, дверной проем оказался мал, и это вынудило произвести перемонтаж пластин, чтобы сократить высоту и ширину дверей. При сборке был выброшен ряд с тремя фигурными картинами и одна пластина с орнаментом, вместо которой в нижнем ряду (слева) поместили апокрифичную «притчу о сладости мира сего». В настоящее время высота врат около трех метров, ширина — один метр сорок сантиметров. На каждой половине врат по четырнадцати изображений в четырехугольных рамках (семь рядов). В стыках пластин — розетки с изображением святых, барсов, грифонов и орнаментом. На среднем столбике врат, вверху, перед изображением «Вседержителя, сидящего на престоле», коленопреклоненный апостол Василий Великий, патрон новгородского архиепископа Василия, ходатайствующий перед господом за своего подопечного. Расположение картин на вратах в настоящее время:
Левая половина: 2. Моление Анны. 4. Введение во храм. 6. Благовещение. 9. Крещение. 5. Архангел Гавриил. 10. Воскрешение Лазаря. 13. Распятие. 17. Успение. 11. Вход в Иерусалим. 21. Ликование царя Давида при перенесении святым женам ковчега в Иерусалим. 18. Явление ангела. 22. Весы духовные Страшного суда. 25. Притча о сладости мира сего. 26. Орнамент. Правая половина: 1. Моление Иоакима. 3. Рождество Богородицы. 7. Рождество Христово. 8. Сретение. 12. Преображение. 14. Снятие со креста. 15. Сошествие во ад. 16. Вознесение. 19. Сошествие св. духа. 20. Ветхозаветная Троица. 23. Давид поражает Голиафа. 24. Китоврас с царем Соломоном в руках. 27. Орнамент. 28. Орнамент.
Сюжеты картин Новгородских врат (по архим. Леониду Кавелину): 1. Иоаким, сидя под деревом, скорбит о бесплодии жены Анны. Ангел извещает, что молитва его услышана богом и у них родится дочь. 2. Архангел Гавриил извещает молящуюся Анну о разрешении богом ее бесплодия. 3. Анна лежит в постели. Рабыни прислуживают ей. Другие опускают в купель новорожденную Марию. Вдали Иоаким и Анна держат на коленях дочь. 4. Первосвященник Захария принимает трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм. За Марией видны Иоаким и Анна. 5. Архангел Гавриил возвещает смущенной Марии, что она родит сына божия. 6. Мария при появлении архангела прядет нити для обещанной в храм завесы. 7. Ангелы над Вифлеемским вертепом славят новорожденного Христа. Справа — волхвы, пришедшие на поклонение, слева — восточные мудрецы. 8. Иоаким и Анна приносят младенца Христа в Иерусалимский храм для исполнения обряда по Моисееву закону. 9. Иисус Христос крестится в Иордане. Среди ангелов Михаил держит покрывало, которым должен закрыть Христа. 10. Христос воскрешает Лазаря. Слуга снимает с покойника пелену. Сестры Лазаря, Марфа и Мария, у ног Христа. 11. Торжественный въезд «на осляти» (на лошади — М. К.) Христа в Иерусалим. Народ устилает его путь коврами. 12. Апостолы в ужасе от гласа небесного лежат у горы Фавора. На вершине Христос беседует с Моисеем и Ильей. 13. Распятие Христа на кресте. Около него Иоанн Богослов и Мария Клеопова. 14. Иосиф снимает Христа с креста. Никодим извлекает клещами гвоздь из ноги распятого. Тут же богоматерь, Мария Магдалина и другие женщины. 15. Воскресший Христос освобождает из ада Адама и других. За Христом стоят святые. 16. Христос, возносимый на небо ангелами, благословляет Богородицу и апостолов, стоящих внизу. 17. Умершая Богородица в окружении апостолов. 18. Пришедшие к гробу господню жены-мироносицы видят пустую гробницу. Архангел Михаил извещает их о происшедшем. Внизу иудейские воины-стражи лежат ниц в страхе. 19. Двенадцать апостолов ожидают утешения в потере учителя. 20. Ветхозаветная Троица — господь в виде трех ангелов — принимает пищу у Авраама, прислуживающего за столом. 21. Перенесение ковчега завета на двух тельцах в Сионскую крепость. Давид играет на гуслях, сопровождая шествие певцов. Дочь царя Саула смотрит из окна. 22. Суд душ. После смерти человек предстал на Страшный суд. На одной чаше весов — добрые дела человека, на другой — грехи. 23. Юный Давид в пастушеской одежде поражает из пращи Голиафа — великана в медной броне с копьем и мечом в руках. 24. Китоврас держит в руках Соломона и, обернувшись, «зрит на землю обетованную». Надпись: «Китоврас меце братом своим» — раскрывает новгородское происхождение автора этой картины (меце — мечет). 25. Ненасытная человеческая алчность, стяжение богатств ведут к гибели и вечной муке.
Заканчивая описание врат, напомним, что розетка, отсутствие которой заметно на левой половине, хранится в местном музее. Несколько слов об убранстве самого храма. В нем имеется большое собрание предметов иконописи. Среди них есть замечательные образцы XVII и даже XVI веков. В 1922 году при закрытии Успенского монастыря в Троицком соборе было оставлено сто десять предметов, имеющих историко-художественную ценность: старинные оклады на книги, иконы, лампады, кресты с вкладными надписями, тарелки, чаши, кумганы.
* Барабан переложен в позднее время с использованием древних белокаменных блоков с орнаментом (Н. В. Сибиряков).
** В XVII веке к Троицкому собору пристроили северный и южный приделы. (Южный был уничтожен в XIX веке). В XVIII веке галерея была закрыта, с запада пристроена белокаменная, вероятно, из старого материала, палата во всю ширину собора с приделами.
ПОДКЛЕТ ТРОИЦКОГО СОБОРА
Под алтарем Троицкого собора в — подклете (вход снаружи от алтаря), поместились семь надгробий из белого камня. На первом от входа славянская надпись сообщает о захоронении здесь духовника и строителя Успенского монастыря, иеромонаха Корнилия, умершего 11 августа 1681 года. Тут же пятое от Корнилия надгробие прикрывает могилу генерал-аншефа петровских времен И.И. Бутурлина, сосланного при Екатерине Первой по кляузе Меньшикова в свое имение Крутец (5 км от города). Две спаренные гробницы неизвестны. П.П. Семенов-Тян-Шаньский полагал, что здесь захоронены малолетние дочери царя Ивана Грозного от Марии Темрюковны.
Из книги: Куницын М. Александрова Слобода. Верхнее-Волжское книжное издательство 1968, 1975. стр.74-84
По поводу даты строительства Троицкого собора в Александровской слободе споров не возникает: она названа в документальном свидетельстве, коим является запись на обороте одного из листов богослужебного сборника первой половины ХVI века, сохранившегося в библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вот эта запись: «Лета 7022 года, декабря 11, священа бысть церковь Покров Святой Богородици в Новом селе Олександровском; тогда Князь Великий и во двор вошел». В пересчёте на летоисчисление от Рождества Христова получаем 1513 год; княжил тогда в Москве Василий III Иоаннович (1479-1533).
Великая Александровская слобода, стоявшая на половине пути между Переславлем-Залесским и Троице-Сергиевым монастырём, известна с ХIII столетия. Во второй половине ХIV века в пяти верстах от неё появилась Новая Александровская слобода (за прежней после этого закрепилось название Старая Слобода), впервые упомянутая в завещании Дмитрия Донского от 1389 года. В 1504 году великий князь Московский Иоанн III завещал её своему сыну Василию, двумя годами позже занявшему великокняжеский стол. Богомольный Василий часто бывал «у Троицы», а по дороге заезжал и в Александровскую слободу, где он, заядлый охотник, любил развлечься охотничьими забавами. Но не только охотой увлекался этот князь — он, подобно своему отцу, при котором на Русь приехали несколько выдающихся итальянских зодчих и буквально преобразился Московский Кремль, был великим строителем; поэтому не вызывает удивления тот факт, что именно при нём в Александровской слободе вырос величественный Покровский храм, возведённый в камне. Логично предположить, что в 1508 году Василий III «перебросил» одного из освободившихся итальянских зодчих, работавших тогда в Москве, в Александровскую слободу, где требовалось построить загородный терем и новый каменный храм. Но кто же это был — Алевиз Фрязин (Старый) или Алевиз Новый? Так, историк С.В. Заграевский делает выбор в пользу последнего. Прежде всего потому, что Алевиз Фрязин, судя по всему, «специализировался» на фортификации и гражданском строительстве и до 1519 года занимался исключительно Московским Кремлём. Алевиз же Новый искусно проектировал и храмы (Архангельский собор, храм Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре), и гражданские постройки (дворец в Бахчисарае). Более того, ансамблевость его архитектурного мышления очевидна, это вообще одна из особенностей дарования Алевиза Нового. А в Александровской слободе речь как раз шла об архитекурном ансамбле.
На протяжении 175 лет Троицкий собор имел посвящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда состоялось переосвящение храма, в точности неизвестно; это событие могло призойти на временном промежутке с 1687 по 1727 год. Троицкий собор Александровского Успенского монастыря повидал на своём веку немало русских самодержцев (и самодержиц), оставясь почти до ХIХ века «царским богомольем». Впрочем, не только «богомольем» была эта обитель, но и «заточеньем» — и тоже для представителей царского рода. Нельзя не сказать о достопримечательностях Троицкого собора, которыми являются медные створчатые врата, привезённые Иваном IV из карательных походов на Тверь и Новгород. В южном входе помещены врата, снятые Грозным царём в 1570 году из южного придела новгородского Софийского собора (их называют также Васильевскими — по имени новгородского архиепископа, поставившего эти двери в 1336 году). Устанавливая врата в Троицком соборе, их дополнили несколькими новыми изображениями. Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи в семь ярусов 28-ю пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотом на библейские сюжеты. Любопытно, что среди этих сюжетов присутствуют не только канонические, но и аллегорические (например, «Весы духовные»), и даже апокрифические («Китоврас с царём Соломоном»). На среднем валике — изображение архиепископа Новгородского Василия с руками, поднятыми к изображению Иисуса Христа. Тут же пояснительная надпись: «Молит архиепископ Василий». Сейчас высота врат — около трёх метров, ширина — один метр сорок сантиметров. Тверские ворота стоят в западном портале собора. Их деревянные створы разделены на части поперечными досками и обложены медными листами, укреплёнными с помощью декоративных гвоздей с восьмилепестковыми шляпками. На внутренней стороне один из листов украшен гравированным изображением Пресвятой Троицы. Предполагается, что врата эти были заказаны не позже ХIV столетия для одного из тверских соборов.
В Никоновской летописи имеется сообщение о вратах, выполненных по заказу епископа Тверского Феодора в 1343 и 1357 годах. Возможно, одни из них и есть врата, ныне установленные в Троицком соборе. Троицкий (Покровский) собор смотрелся при Иване Грозном гораздо «веселее», нежели нынче. Сохранилось описание храма, сделанное саксонцем Петром Петреем де Ерлезунда, вот оно:»Камни ее (церкви) расписаны разными красками так, что один — чёрный, другой — белый и посеребрённый, третий — жёлтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Всё это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей…». Столичный статус Александровская слобода потеряла в 1582 году. Тяжело переживая произошедшее в ней «нечаянное» убийство собственного сына, Иван Грозный навсегда покинул слободу. После этого она быстро захирела, а в Смутное время была разграблена поляками. Возродиться её предстояло уже в монастырском качестве. В середине ХVII века в здешних местах появился великий подвижник — преподобный Лукиан Александровский. В 1640 году он поселился в пустыни близ Александровской слободы. Через несколько лет святой постриг в монашество нескольких вдов, которые просили его найти им тихое пристанище. Просили его о создании женского монастыря и александровские купцы. Преподобный внял этим просьбам и, получив благословение царя и Патриарха, в 1651 году положил начало Свято-Успенской обители.
Цари из династии Романовых много благотворили Успенской обители, не забывая и о её древнем соборе. Именно в ХVII веке собор обнесли крытой галереей с двумя белокаменными приделами, освящёнными во имя преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Симеона Богоприимца. Из царских посещений собора отметим приезд в Успенскую обитель в 1744 года императрицы Елизаветы Петровны. При Анне Иоанновне «дщерь Петрова» провела более десяти лет в Александровской слободе, бывшей её вотчиной, фактически в ссылке. В ХIХ веке продолжилось благоустройство обители, а Троицкого собора в частности, так в 1824 году Троицкий собор внешне заметно изменился — он обрёл пятиглавие, новое железное покрытие, новое стеннописание. Следующее обновление датируется 1882 годом; тогда поправили живопись на наружных стенах и фрески внутри, вызолотили иконостас. Велись в храме ремонтные работы и в конце 1880-х годов.
После революции 1917 года началось разорение обители. В 1919 году большевики опечатали все храмы, кроме Успенского, но и для него это была лишь отсрочка — Успенскую церковь закрыли спустя четыре года. В 1921 году в бывшем монастыре власти организовали Александровский историко-бытовой музей, в который двумя годами позже, после окончательного упразднения обители, передали всё монастырское имущество и ценности. Впрчем, старейшие прихожане Троицкого собора (под ним богоборцы устроили овощехранилище) уже в новейшее время утверждали, что богослужения в соборном храме совершались примерно до 1937 года. Если это так, то «без пения». Троицкий собор простоял менее десяти лет, ибо в 1946 году, с возобновлением Владимирской епархии, власти, уступая многочисленным просьбам передали соборный храм общине верующих: на десятилетия он стал единственной действующей церковью во всей округе. В 1947 году в Троицком соборе велись реставрационные работы — под руководством великого знатока древнего русского зодчества П.Д. Барановского. Именно тогда исчезли все строительные «наслоения» ХVIII-ХIХ веков, и в том числе боковые главы.
Новая эпоха для Троицкого собора (как, впрочем, и для всей обители) началась 10 ноября 1991 года, когда был возрождён Свято-Успенский женский монастырь. С 1 января 1992 года в Троицком соборе начались богослужения по монастырскому уставу. Одной из главных святынь Троицкого храма является Страстная икона Божией Матери, к которой неизменно устремляются все паломники, прибывающие в знаменитый монастырь. Другая великая святыня собора — мощи преподобного Корнилия, рака с которыми находится в южном приделе Троицкого собора.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №129, 2015 г.
В конце XV — начале XVI вв. в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».
Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Кирпичная кладка стен, сводов и главы Покровского собора эффектно контрастирует с белокаменной кладкой столбов четверика, порталов, архитектурного декора и входных киотов, белокаменного подклета с обходной галереей. Особенности композиции и орнаменты украшающей храм резьбы представляют замечательный пример объединения итальянского декора и ранне-московской белокаменной резьбы начала XV в. В начале XVII в. шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».
Внутренним украшением храма стали выполненные в XVI в. красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV в., установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена. Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 гг. В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович. Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г., 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.
К 1682 г. приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.
В сентябре 1687 г., к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI в. Перед ним в 1696 г. затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны. В сентябре 1700 г. в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 г.).
К началу XVIII в. окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.
В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 г. был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 г. в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.
Весной 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 г. Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 г. – как антирелигиозный отдел. В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 г. была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.
В 1927 г. размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).
По неотступным просьбам верующих в 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе. В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрея Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.
Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х гг. под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х гг. Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.
С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Самое старое сохранившееся здание и единственное, дошедшее со времен Василия Третьего — одноглавый, квадратный в плане Троицкий собор (1513). Первоначально он был освящен как Покровский, а в начале XVIII в. стал Троицким. Особенно замечательны порталы собора. В южном портале находятся Васильевские ворота (1336), с библейскими сценами, вывезенные карательной экспедицией Ивана Грозного из Новгорода; в западном портале — Тверские врата с изображением ветхозаветной Троицы, доставленные аналогичной экспедицией из Твери. Весь интерьер собора украшен фресками, но только часть из них происходит из XVI века. Судя по всему, собор открыт только во время богослужения, а ворота зимой закрыты щитами.
Достопримечательности Александрова
В центре монастырского ансамбля возвышается дворцовый храм царской резиденции — ныне Троицкий собор, самое грандиозное и величественное сооружение Александровской Слободы, предшественницы Свято-Успенского женского монастыря. Мощный куб собора, опирающий своды на четыре столпа, поставлен, как на постамент, на высокий подклет. Некогда с трёх сторон — севера, запада и юга — его окружала открытая галерея. Внешний облик собора был рассчитан на эффектное сочетание красного кирпича и белого камня, из которых он выстроен. Сохранился в первозданной красоте западный портал храма. По богатству, по сочности белокаменной резьбы перед нами предстаён один из лучших порталов русского зодчества ХVI столетия. Над ним резной белокаменный киот, от которого расходятся орнаментальные пояса, окружающие храм с четырёх сторон. Белокаменная отделка собора делала его в своё время исключительно нарядным, богатым и торжественным. Внутреннее убранство большого храма соответствует тем событиям, которые происходили здесь в средневековье: важные политические и духовные церемонии в присутствии царствующих особ и их приближённых, пышные венчания грозного царя на Анне Васильчиковой и Марфе Собакиной, выбранной государем здесь же, в Слободе, из многочисленных боярских красавиц, привезённых со всех концов России.
Из книги-путеводителя: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская Слобода». — Александров: ООО «Корад-М», 2006