В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр «Сатурн», был основан первый храм Александровской земли — деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов №№ 12,14 по Советскому переулку. Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине 11 века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название «село Рождественское». В последующие столетия, по мере строительства великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с образовавшимся посадом. Негласная столица Ивана Грозного требовала все большего увеличения обслуги, поэтому на правом берегу реки Шерны (Серой) выросла обширная Александрова слобода.
Со времени первого основания храма Рождества Христова церковь в деревянном виде перестраивалась не менее восьми раз. Однако, как это не удивительно, она чудом пережила Смутное время с нашествием в 1612 году католиков — польско-литовских завоевателей. В 1627-1630 годах, когда вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1649 году, после католического нашествия, Рождественская церковь была перестроена — подновлена и расширена. Она стала колыбелью для будущего Успенского женского монастыря. Именно здесь поселились первые монахини, постриженные святым преподобным Лукианом Александровским: вдова слободского священника Анна с именем Анисия и еще одна вдова Фекла с именем Феодора. Позднее монахини перешли в Успенский храм новообоснованного монастыря.
В 1653 году также была обновлена и расширена Никольская церковь, при ней были устроены новые приделы — во имя святого пророка Илии и во имя святителя ИоаннВа Предтечи. В 1675 году, когда Русь все еще лежала в развалинах, оба здешних храма живут и поддерживают православный дух во всей окрестности. Писцовые книги доносят до нас бесценные записи о состоянии храмов на тот год: «В Слободе за рекою Серою погост, а на погосте — церковь Рождества Христова, рублена клецки (срублена клетью) с трапезою, алтарь рублен в четыре стены, круг церкви паперти, а в церкви царские двери, сень и столбы писаны на золоте, деисусы писаны на красках. Да местных образов: образ Рождества Христова, у Спаса и у Богородицы венцы и цаты (подвеска, украшение) серебрены и золочены. В венце у Богородицы шесть камней смазней да в коруне девять камней достоканов да прикладу серьги маленькие с жемчужки; образ Богородицы Владимирския писан на краске, образ Николая Чудотворца Явленского, прикладу венец и цата серебряные басемные (тонкое листовое серебро) позолочены да прикладу три креста серебряные; образ Богородицы Казанския писан на краске, прикладу крест аспидной обложен серебром да восемь крестов серебряных, четырнадцать копеек золоченых и белых…»
Вторую церковь Николького погоста царские писцы описывают так:»… другая теплая церковь с трапезною во имя Николая Чудотворца рублена клецки, алтарь рублен в четыре стены. А в церкви царские двери, сень и столицы да тринадцать икон деисусов писаны на красках. Да местных образов: образ Николая Чудотворца в резной киоте, прикладу венец и цата серебряные золочены басемные, семь крестов, 50 копеек. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы запрестольной, у Богородицы прикладу венец и цата серебряные позолочены, 6 крестов серебряных, 60 копеек… Колокольня шатровая рублена в 10 стен, на колокольне пять колокол…»
В 1687 году, через 12 лет после этой описи, в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службах братья царского рода Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, а в 1696 году с помощью правившего тогда царя Петра Алексеевича (Петра I) вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом Святителя Николая Чудотворца. Строился он «мирским иждивением и Государевыми щедротами при бытности в той Слободе государевых вотчин дворцового прикащика Якова Ладогина.»
В начале 19 века к собору Рождества Христова был приписан храм Боголюбской иконы Божией Матери, построенный на городском кладбище в 1800 году. В 1829 году купец Федор Николаевич Баранов взамен деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню (местная власть разрушила ее в 1929 году), а в 1847 году его сын, Иван Федорович, по обязательству, данному умирающему отцу, на свои средства расширил храм. В нем заново был построен и освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1831(?) году был заново построен и придел во имя Архистратига Михаила.
После перестроек 1820-1830 годов собор был выдержан в стиле ампир (архитектор части собора — владимирский архитектор Я.М. Никифоров). Владимирский церковный историк В.Г. Добронравов в 1895 году сообщал: «Утварь и ризница в церкви очень богатые. Церковные документы зранятся в целости: Копии исторических книг с 1817 года. Исповедальные росписи — с 1829 года».
Собор Рождества Христова представляет собой традиционный церковный ковчег с основным приделом во имя Рождества Христова. Правый, южный престол во имя Архистратига Михаила в настоящее время усечен и не используется в полном объеме, так же, как и левый, северный, во имя Святителя Николая Чудотворца. Они сейчас полностью помещаются в бывшей трапезной собора. С запада к помещению под колокольней, разрушенной в 1929 году, пристроены с севера и юга вспомогательные помещения для крестильной комнаты и китторских нужд. С востока алтарная часть собора заканчивается тремя полукруглыми апсидами. Они перекрыты конхами — специальной формы перекрытиями, олицетворяющие одновременно гроб Господень и Вифлеемский вертеп. Храмовая часть перекрыта парусным сводом, над которым возвышается барабан с луковичной главой. Трапезная часть перекрыта тремя сферическими сводами, закрыта двускатной стропильной крышей с жестяным покрытием. При купцах Барановых собор был перестроен в просторный храм, вмещавший почти все православное население города и близлежащих деревень.
При советской власти храм был закрыт. С 1920 по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа.
Возрождение Христорождественского собора началось с 1991 года. При воссоздании Свято-Успенского женского монастыря Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий перевел из Свято-Троицкого собора о. Георгия (Запольнова) и назначил его настоятелем собора Рождества Христова. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя, 10 января, престол Архистратига Михаила был освящен Архиепископом Евлогием.
С 1993 года вместе с о. Георгием службы вел священник о. Александр (Филиппов), с 1997 года в храме служил о. Сергий (Соколовский). Оба они похоронены у стен собора. С 1995 года и по сей день в храме служит о. Виктор (Кукин). В соборе и приписном храме Боголюбской иконы Божией матери ведут службы священники о. Николай (Тихомиров) и о. Николай (Ростовцев).
С сентября 2000 года настоятелем Христорождественского собора был назначен благочинный Александровского округа митрофорный протоиерей о. Борис (Толкачев). С этого времени начинается активное завершение возрождения храма. К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и 6 января, к Рождеству Христову, был воздвигнут крест. В состоянии реставрации остается пока центральный придел храма — придел Рождества Христова. Но в 2003 году, снова к празднику Рождества Христова, черновые работы были закончены и снята завеса, разделяющая храм! Наконец-то прихожане дождались первого праздничного Богослужения в главном алтаре храма! Низкий поклон всем, кто принимал и принимает участие в возрождении Христорождественского собора.
Использованы материалы из информационных листков, вывешенных в храме
История собора Рождества Христова уходит корнями в 990 г., когда на месте, которое тогда называлось Никольский погост, был построен первый деревянный храм на Александровской земле – церковь Николая Чудотворца. Постепенно здесь расширялось славянское поселение и распространялось христианство. Во второй половине XI в. к востоку от Никольского погоста была построена деревянная церковь Рождества Христова, а само поселение стало называться Рождественским. Постепенно, по мере развития великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с ней, и фактически церковь оказалась на территории Александровского посада.
Пережив немало испытаний вместе с историей Слободы, деревянная церковь Рождества Христова перестраивалась не менее восьми раз. Параллельно перестраивался и расположенный неподалеку деревянный Никольский храм. В 1649 г. после очередного подновления и расширения рядом с ними поселились первые монахини будущего женского Успенского монастыря. Позднее они перешли в Успенский храм на территории бывшего Государева двора.
В 1687 г. на службах в церквях Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали братья-царевичи, Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич Романовы. По указу Петра I в 1696 г. вместо двух деревянных храмов был построен один каменный Рождественский собор с Никольским приделом.
Основная часть собора – высокий одноглавый четверик, с широким световым барабаном и мощным шлемовидным куполом – отражал традиционные мотивы древнерусского белокаменного зодчества Владимирской земли. Стены имели аркатурно-колончатый декор, который зрительно увеличивал высоту здания. Верхняя часть фасадов была отделана поясом из крупных кокошников, которые придавали зданию нарядность.
В первой половине XIX в. собор Рождества Христова достраивался на пожертвования александровских купцов Барановых. В 1829 г. Ф.Н. Баранов построил каменную колокольню, вместо деревянной. В 1847 г. его дело продолжил сын, И.Ф. Баранов, который на свои средства расширил храм, заново построив северный придел во имя Николая Чудотворца и южный придел во имя Архистратига Михаила. Пристроенные части здания были выдержаны в модном в то время стиле ампир, что особенно было выражено в оформлении главного входа соединенным со стеной портиком и треугольным фронтоном. Храм отличался внушительными размерами и вмещал все православное население города и близлежащих деревень.
В годы советской власти собор был закрыт, церковное имущество и библиотека – национализированы. В 1929 г. были снесены колокольня и глава храма. Здание переоборудовали под оперный театр, а затем – клуб. До 1990 г. здесь поочередно размещались хлебзавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа.
В 1990 г. собор Рождества Христова был возвращен верующим, и началось его восстановление. К 2002 г. был заново надстроен барабан с куполом. В 2005 г. в соборе было завершено восстановление центрального иконостаса и установлены иконостасы в приделах храма. Помимо собора, в церковный комплекс вошли простое кирпичное двухэтажное здание богадельни, построенное в третьей четверти XIX в., и современная ей одноэтажная сторожка у южного фасада собора.
Освящение всего собора состоялось в 2013 г. В этом же году была создана Александровская епархия в составе вновь образованной Владимирской митрополии. Храм Рождества Христова стал кафедральным собором Александровской епархии.
Автор: В. Королькова
Источник: https://al-eparhiya.ru/churchs/aleksandrovskoe-blagochinie/alexandrov-cathedral/