На северо-востоке Ленинградской области, среди лесной глуши и озёр стоит православная обитель, в народе она получила название Северная лавра. Её основателем стал почитаемый святой Александр Свирский. Именно в его честь был назван Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь.
История основания Александро-Свирского мужского монастыря
История основания обители уходит корнями в середину XV в., когда летом 1448 г. в благочестивой христианской семье появился мальчик Амос. Его мать и отец долго мечтали о детях и не хотели расставаться с долгожданным вымоленным сыном. Однако уже с ранних лет он почувствовал в себе тягу к монастырской уединенной жизни, поэтому ушёл из отчего дома в монастырь как только достиг взрослого возраста. В 1474 г. юноша принял постриг, нарекся Александром и провел в монастырских стенах 7 лет. Вместе с ним приняли монашество и его родители. После кончины отца и матери Александр испросил у настоятеля разрешение пожить отшельником. На одном из островов он устроил себе хижину в скале и на протяжении следующих 7 лет жил там без продуктовых запасов, питаясь только дарами природы. За это время он стал известен своей благочестивой жизнью, но слава всегда претила ему. Поэтому он ушел еще дальше в глушь соснового бора, и много лет провел там в молитвах.
В 1493 г. тайное убежище Александра было раскрыто местные охотники набрели на избушку. Они рассказали людям об отшельнической жизни молитвенника, и вскоре к нему стали приходить люди, жаждущие спасения. Так была создана небольшая православная община. Братья жили отдельно друг от друга, вместе они только молились и работали. Как гласит предание, однажды вокруг хижины Александра всё наполнилась светом. Ему предстало три прекрасных ангела, они повелели построить храм, основать обитель и наречь ее в честь Отца, Сына и Святого Духа. Монахи настояли на том, чтобы Александр стал первым игуменом обители. Послушники очень любили его, Александр никого не ругал, не критиковал, не укорял. Но при этом каждого наставлял в притчах и сам подавал пример трудолюбия.
Построенная Александром обитель росла, и вскоре место стало многолюдным. Сюда приезжали известные люди, в том числе члены царской семьи, они вносили большие пожертвования на развитие монастыря. За свою историю монастырь неоднократно разоряли интервенты, совершали на него набеги, здесь случались страшные пожары и прочие бедствия. Но всякий раз он возрождался. В конце XVIII-начале XIX вв. обитель стали именовать Северной лаврой. Это были годы настоящего расцвета монастыря. К началу прошлого столетия в нём было 8 церквей, роскошная ризница, древние иконы сияли окладами из золота и серебра. При обители работала резная, плотницкая и иконописная мастерские. Насельники занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством и сенокосом, на территории работала собственная мельница. В монастыре была своя архиепископская кафедра, функционировала духовная семинария. Здесь сохранились старинные летописи и ценные книги.
Под управлением Свирского монастыря пребывало 27 других обителей и пустыней. К началу ХХ столетия это место было духовным центром северо-западных земель. После революции в России начались нападки на религию, и в январе 1918 г. в обитель прибыли военнослужащие для изъятия ценностей, продуктовых запасов и описи имущества. С подворья был выведен весь скот, казна изъята в пользу государства, а земли отобраны. В помещениях монастыря разместили сельскохозяйственную школу, приют и место постоя красноармейцев. В сентябре 1918 г. архимандрит, казначей и несколько иноков были арестованы и позже расстреляны. Вскоре в монастырь пришли грабители. Они забрали сосуды, напрестольный крест, сняли киоты, полностью обобрали ризницу, украли раку основателя обители, а его нетленные мощи вывалили на пол. Все это кощунство продолжалось несколько дней и сопровождалось пьянкой.
После ухода преступников в стенах монастыря царила полная разруха. В период СССР здесь разместился исправительный лагерь в системе ГУЛАГа, СвирьЛАГ. Позже тут находились детский дом и богадельня. В Троицком комплексе с 1953 года работала психиатрическая больница. Лишь в сентябре 1998 г. монастырь был восстановлен в своем религиозном статусе и передан РПЦ. Восстановление монастыря потребовало значительных усилий и затрат, начиная с уборки территории и заканчивая расходами на его ремонт и восстановление, а также внутреннее благоустройство. В наши дни полностью восстановлены Преображенский собор, храм св. Захария и Елизаветы, часовня и братский корпус. Работы по реконструкции продолжаются по сей день. Тут набран архиерейский хор, в него входят лучшие выпускники ведущих музыкальных вузов России. В их исполнении можно услышать знаменные напевы, древневизантийские песнопения, народные песни русских, украинских и белорусских народов, а также литургические мелодии XIX-XX вв.
Описание архитектуры Александро-Свирского мужского монастыря
Еще при жизни преподобного Александра здесь было возведено два комплекса, отделенных друг от друга территориально: Троицкий около братских келий; Преображенский поблизости от монастырского некрополя. Они были связаны между собой небольшой тропинкой, проложенной около озера. Каждый корпус был огражден стенами, внутрь можно было попасть только через ворота.
Соборы Александро-Свирского мужского монастыря
Главным храмом Троицкого комплекса был Троицкий собор. Его строили по аналогии с Иверским собором на территории Валдайского монастыря. Современное строение, уже четвертое по счёту здание. Оно представляет собой современное белоснежное сооружение с одним зелёным куполом. Построен храм там, где, согласно легенде, Александру явилась Святая Троица. Сооружение возводилось как летняя церковь, по всему периметру оно было обнесено галереей. Росписью стен занимались именитые мастера: Гаврила Сазонов, Петр и Иван Фалилеевы, Иван Иванов, а также тихвинский иконописец Иродион Сергиев. Благодаря усилиям реставраторов роспись сумели сохранить до наших дней, для этого штукатурку особым образом укрепили и освежили краски. На куполе сохранилось старинное изображение, на нем Господь запечатлен благословляющим, но с сжатой десницей. Это своеобразный символ того, что он держит в своей руке сам монастырь и прилегающие к нему земли.
Основной тематикой росписи стали евангельские притчи и библейские сюжеты. На восточной стене представлены картины райских кущ и добродетели, на западе зияет огненная гиена. В аду можно различить и некоторых конкретных исторических персон времен Петровской Руси. Преображенский собор смотрится куда более внушительно и величественно, нежели Троицкий. Это пятиглавый храм с двумя приделами, справа размещается церковь Захарии и Елизаветы. Здание было уничтожено в пожаре 1784 г., последующий за этим ремонт полностью изменил внешний и внутренний вид храма. Современное здание представляет собой смешение стилей, исходные новгородские традиции зодчества здесь дополнены пристройками в стиле классицизма с фрагментами барокко, характерными для византийской стилистики. От первоначальной архитектуры осталось только окошко со стороны южного входа.
Церкви и часовня Александро-Свирского мужского монастыря
На территории монастырского комплекса находится еще несколько храмов. Храм Покрова Богородицы каменное сооружение 1536 г., было возведено еще во времена Александра Свирского на деньги царя Василия III. Храм преп. Дамаскина датирован 1718 г. Храм святых Захарии и Елизаветы пристроен к Преображенскому собору в конце XVII столетия. Прежде этот храм имел свою колокольню, но до наших пор она не сохранилась. Одной из самых значимых святынь этой церкви считается мироточивая копия знаменитой Туринской плащаницы. Надвратная церковь Николая Угодника заняла свое место в Архиерейском комплексе около входа в обитель. Часовня Живоначальной Троицы построена в конце XVIII в. на месте старой деревянной церквушки, некогда сооруженной Александром Свирским там, ему было явление свыше. Часовня Александра Свирского датирована 1791 г. Построена возле колодца, выкопанного преподобным собственными руками. Некогда братья проводили в этом колодце обряд освящения.
Звонница и колокольня Александро-Свирского мужского монастыря
В самом начале XX в. в результате работ по благоустройству была построена изящная колокольня. Своим видом она напоминала византийские храмы. На самом верхнем ярусе водрузили огромный купол, он звучал в трезвучном миноре. Звонница представляет собой трехъярусное многопролетное сооружение с тремя большими шатрами. Ее строительство относят к 1646-1648 гг.
Святыни Александро-Свирского мужского монастыря
В монастырь постоянно организуются паломнические поездки и экскурсии. Главной святыней обители считаются нетленные останки её основателя. Даже в самые тяжелые годы, когда монастырь подвергался нападениям неприятеля, мощи преподобного святого не трогали, только в 1918 г. они были конфискованы и переданы в анатомический музей. Много лет экспонат числился как незафиксированное туловище неизвестного мужчины. Поиск и возвращение мощей заняли много времени. До сих пор некоторые историки сомневаются в истинности этой святыни.
Особая ниша в стене Покровского собора представляет собой место молитвенных подвигов преподобного Александра. Своим внешним видом она напоминает пещеру в скале. Считается, что именно здесь Александру являлась Пресвятая Дева Мария. В обители хранятся мощи почитаемых святых: Николая Чудотворца; мученика Пантелеймона; святителя Иоанна Златоуста; святой праведницы Анны, матери Пресвятой Богоматери; святого Спиридона Тримифунтского. Особо почитаемо паломниками место чудесного явления Александру Святой Троицы, тут стоит часовня Троицы Живоначальной. Это место огорожено, внутри насыпан чистый песок, паломники собирают его в мешочек и забирают с собой.
Информация для паломников Александро-Свирского мужского монастыря
Вход на территорию монастырского комплекса и на Божественные литургии открыт для всех желающих, при условии обязательного соблюдения требований тишины и приличного поведения. А вот знакомство с внутренним обустройством церквей организованными экскурсионными группами паломников и простых туристов разрешен исключительно во внебогослужебное время и ограничен внутренним укладом жизни насельников.
Как доехать до Александро-Свирского мужского монастыря?
Александро-Свирский монастырь стоит по адресу: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-он, село Старая Слобода. Старая Слобода располагается в 25 км севернее городка Лодейное Поле. На машине двигаться из Санкт-Петербурга следует по трассе М18 до Лодейного Поля (по карте это приблизительно 235 км). Шоссе огибает районный центр, он остается левее, далее путь идет по мосту через речку Свирь. Указатель на обитель находится примерно на 249-м километре. Еще через 5 километров будет поселение Свирское (Старая Слобода), где и стоит обитель. До Лодейного Поля можно добраться на электричке из Санкт-Петербурга с Ладожского ж/д вокзала. Дорога займет около 4 часов и обойдется в 500 р. От этого же вокзала до обители можно доехать на маршрутках 863 и 963 до деревни Старая Слобода. Из северной столицы до обители ходит автобус 2.
Обращаем внимание на то, что при посещении любого действующего монастыря действуют жесткие правила и ограничения. Мужчины не должны одевать шорты, женщины короткие юбки и платья с открытыми плечами. Для женщин обязателен головной убор. Не допускается посещение обители в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. На территории запрещено курение и распитие спиртных напитков. Проведение фото- и видеосъемки допускается только с разрешения настоятеля. В нескольких минутах от мужского монастыря располагается гостиница Старая Слобода. Посетителям тут предлагаются комфортные номера с холодильниками и ТВ-приемниками. Каждому гостю предоставляется услуга проката велосипедов, а также бесплатный Wi-Fi.