Александринский — старейший из всех государственных театров Российской империи, открытых для широкой публики. Назвали его по имени императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I. При этой царице было построено здание, где театр действует и поныне, но учреждён он был раньше – 30 августа 1756 года. Эта дата считается Днём рождения Русского профессионального театра. Сейчас его официальное наименование, звучит как: «Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный драматический театр России (Александринский театр)»
«Повелели Мы ныне учредить…»
Скоморохи на Руси известны издревле, но профессиональный театр пришёл в Россию в XVII веке. Это были труппы придворных комедиантов, крепостных актёров, либо гастролирующие иностранцы. Театральному мастерству обучались и в духовных академиях. Однажды мальчик Фёдор Волков, отправленный в Москву для освоения ремесла, увидел спектакль Славяно-греко-латинской академии и загорелся страстью к этому искусству. Набравшись опыта, он основал в Ярославле свой театр и сыграл на сцене исторические пьесы А.П. Сумарокова.
В то время «весёлая царица была Елисавет», под её эгидой изящные искусства процветали. Узнав о театре в Ярославле, она вызвала в Петербург Ф. Волкова с братьями для обучения. Актёрам-любителям требовалось стать профессионалами.
«Русский для представления трагедий и комедий театр» был открыт по Сенатскому указу с подписью императрицы Елизаветы Петровны. Он находился в столичном городе, на Васильевском острове. Директором театра стал А. П. Сумароков, автор десятков произведений в стиле классицизма, многие из которых были на исторические темы. Его и считают основоположником русских трагедий и комедий. А «отец русского театра» Ф. Г. Волков теперь уже официально возглавил актёров.
Ранние годы театра были непростыми. Бюджетного жалования не хватало, к тому же возникали проблемы с кадрами — музыканты постоянно жаловались на усталость и часто грозили сорвать представление. Сумарокову приходилось спешно искать других. Но в конце концов театр с честью выдержал испытания.
Для скромных горожан, знати и августейших особ на сцене разыгрывались произведения лучших представителей классицизма – Сумарокова и Фонвизина, Вольтера и Бомарше. Драматурги не следовали слепо устоявшимся правилам: уже при Екатерине II увидели свет творения В. Лукина, который попытался приблизить нормы европейского театра к русскому нраву.
В 1783 году коллектив переехал в здание, которое ныне принадлежит Санкт-Петербургской консерватории.
Новое здание театра
В начале XIX века в Санкт-Петербурге выступала оперная труппа импресарио Казасси, для них соорудили деревянное помещение – Малый театр. Он не мог вместить всё увеличивающуюся публику, и вместо него решили построить каменный. Тогда в Петербурге пустовала большая Аничковская площадь (современная пл. Островского), где решили возвести театр.
Первым план застройки этого городского пространства составил архитектор А. Модюи, участвовавший в работе над Дворцовой площадью. Но проект здания театра до поры до времени никого не устраивал. В конце концов победителем конкурса стал архитектор К. И. Росси, руке которого принадлежат чертежи Михайловского замка, зданий Главного штаба, Сената и Синода.
И это был заслуженный результат его трудов – он кропотливо продумывал каждую деталь, отверг не один десяток эскизов, прежде чем выбрать идеальный проект с театром как архитектурной доминантой. Зодчий органично вписал «храм Мельпомены» в ансамбль ближайших построек – Императорской публичной библиотеки и домов Театральной улицы.
Это интересно: Росси настолько был щепетилен к малейшим деталям своего проекта, что решился спорить с самим Николаем I. Император требовал сделать обивку зала красной материей – архитектор настаивал: «Только голубая!» Но царю непросто навязать свою волю, и Карл Иванович схитрил: сказал, что подходящей ткани нет, а если её заказать, привезут её нескоро, и сроки будут сорваны. И самодержец уступил подданному.
Но когда до окончания постройки театра оставалось немного, царь снова посетил его, и Росси опять спорил с ним – он хотел оставить стены светло-серыми. Николай I потребовал их перекрасить в жёлтый: пасмурному городу на Неве недоставало солнечных красок. И в этот раз архитектор не смог пойти против монаршей воли.
Театр был построен в стиле ампир. Главный фасад выходил в сторону Невского проспекта и отделён от него площадью, на которой расположен сад. Центральный вход, украшенный коринфскими колоннами, встречает любителей искусства скульптурой колесницы Аполлона, запряжённой четырьмя конями – позже подобную композицию установили и на здании Большого театра в Москве. Ниже неё, на аттике – лепные рельефы: две фигуры летящей Славы и лавровый венок. Из ниш переднего фасада театра смотрят статуи муз Талии и Мельпомены.
Многоярусный зал, вместимостью в 107 лож на 1700 человек, был спроектирован так, что даже с последнего ряда хорошо слышны голоса актёров. Помещения были изукрашены бархатом, позолотой и фресками. В 1849 году прежняя голубая обивка зала, закопчённая масляными лампами, была заменена на пунцовую, ремонту подлежали и сцена, и настенная живопись. Это убранство театра уцелело почти полностью. Сохранилась даже царская ложа, куда теперешний зритель может попасть, купив билет.
В огромном здании было множество ходов и подсобных помещений. В некоторых из них до сих пор хранится реквизит ушедших эпох. Даже не каждый сотрудник подозревает, какие исторические сокровища скрываются за стенами.
Росси вместе с инженером М. Е. Кларком предложил небывалое конструкторское решение – укрепить кровлю театра чугунными арочными фермами. Ему пришлось бороться с узостью мысли чиновников, он ручался своей жизнью, что крыша будет совсем безопасна.
В благодарность за проект театра Николай I наградил его автора пожизненным абонементом в 14-ю ложу второго яруса. Но Росси оказался хитрым дельцом: он перепродавал другим людям право пользования местом. Когда это раскрылось, его пригрозили лишить доступа в ложу, и он прекратил наживаться на театре.
Этот шедевр зодчества стал одним из символов Северной столицы. ЮНЕСКО внесла Александринский театр в список охраняемого наследия.
Тернистый путь через сцену в сердца
31 августа 1832 года театр распахнул двери для посетителей. С бурным восторгом публика приняла первое представление – уже знаменитую трагедию Матвея Крюковского «Пожарский».
Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский – все эти знакомые нам с детства имена пополнили список репертуара Александринского театра. Но всенародная слава пришла к ним не так легко. Новизна характеров персонажей смущала актёров, привычных к обычным амплуа, и они проходили путь творческих исканий. Даже прославленный М.С. Щепкин не сразу освоился с ролью Фамусова в «Горе от ума», а театральные критики спорили: одни считали, что он в образ не попал, но другие превозносили его оригинальный подход к исполнению.
В 1836 году залы театра были переполнены, приехал даже Николай I – впервые ставили «Ревизора» Н.В. Гоголя. Одни зрители восторгались комедией, другие сочли её клеветнической, а царь хохотал от души: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех».
Сам писатель остался недоволен, что Н. Дюр, игравший Хлестакова, представил его водевильным шалуном, привыкнув к подобным ролям в Михайловском театре. Чиновники злопыхательствовали. Но народ, особенно молодёжь, полюбил «Ревизора» от души, и после монаршего разрешения он не сходил с театральных подмостков, собирая полные залы.
Цитата: «Среди всей суеты последних лет, всех наших исканий, увлечений, разочарований… стоит это выкрашенное в Александровские цвета желтый с белым, окруженное бесконечными флигелями своих дирекций и училищ, имеющее на фронтоне давно неподвижную триумфальную колесницу, овеянное великими тенями, ― здание Александринского театра. Входишь как в заколдованное царство спящей царевны. Вестибюль с массивными колоннами, своды коридоров, бритые, снисходительно важные капельдинеры, уютные ложи, ― все это переносит даже не к детству, а куда-то дальше к тем временам… когда расшалившийся Пушкин аплодировал по лысине соседа, когда Каратыгин, Мочалов, Щепкин истинным незамысловатым искусством своим заставляли залу рыдать или хохотать до упаду» (С. Ауслендер. Петербургские театры)
Театр стал одним из центров общественной и культурной жизни. Почти каждый выдающийся спектакль оканчивался бурными рукоплесканиями в зале и вызывал горячие дискуссии взыскательных критиков в газетах.
Случилось в театре и крупное фиаско – зал злобно освистал «Чайку» Чехова, несмотря на усердные старания артистов, а особенно В. Комиссаржевской. Всё дело в том, что постановка была плохо срежиссирована. Но придворный театр не мог не быть мастерской таланта, и в 1908 году новую жизнь в него вдохнул Вс. Мейерхольд. Последним крупным успехом Александринки до революции стал спектакль по лермонтовской драме «Маскарад», в феврале 1917 года. Эта самая постановка была воссоздана на сцене театра в 2014 году.
На пути к современности
Театр возобновил работу вскоре после Октябрьской революции, получил название «Госдрама» (Государственный академический театр драмы). В афише закрепились остросоциальные пьесы «На дне» и «Мещане» М. Горького. Однако не забывали и классику XIX века: снова зазвучали на сцене «Борис Годунов» Пушкина и «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского. В советский период театр имел особый успех, когда им руководил выдающийся режиссёр Леонид Вивьен.
В 1937 году театр получил имя А.С. Пушкина в память о столетии со дня его гибели. Однако в разговорной речи так и сохранилось прежнее его название. Во время блокады Ленинграда труппа была эвакуирована в Новосибирск, а здание приютило актёров театра музыкальной комедии.
В 1981 году Александринка торжественно отпраздновала 225-летие. С падением советского режима театру вернули историческое имя «Александринский».
С 2003 года им руководит Валерий Фокин, который вывел театр из творческого кризиса. Под его руководством талантливые режиссёры новаторски переосмысливают классику. А с 2006 года здесь проводится международный театральный фестиваль.
Сейчас старое здание Александринки реконструировано и отреставрировано. В 2013 году открыта вторая сцена театра – многоуровневая компактная постройка из трёх корпусов. Она содержит несколько зрительных и репетиционных залов, музеев. Под открытым небом в наушниках можно посмотреть кино. Особо примечателен black box – зал на 150 мест, которую режиссёр-экспериментатор может распланировать как угодно. В новом корпусе был поставлен спектакль «Не зря» с участием слабовидящих артистов.
Александринский театр признан Национальным достоянием России.