Алатырь. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы — один из самых древних (1747 год) и самых красивых храмов Алатыря. Расположен на крутой возвышенности левого берега реки Сура в историческом центре города, на так называемом Венце. Храм был закрыт в 1936 году, колокольня разрушена, здание храма использовалось в различных хозяйственных целях. Богослужение возобновлено в 1994 году. В храме сооружен баптистерий (крестильня для взрослых).

В 1747 г. рядом с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь типа «восьмерик на четверике» с трапезной. В плане крест с вытянутой западной частью. Планировочная структура по оси восток-запад: собственно церковь — с пятигранной апсидой, трапезной и колокольней. С севера и юга к четверику примыкают боковые помещения, образующие ветви креста.
Центральная часть креста завершается восьмериком с куполом и главкой на круглом барабанчике. Боковые ветви креста, трапезная и апсида по ширине равны граням центрального четверика, так что сам четверик во внешнем своем пространстве просматривается только в верхних угловых частях. В подкупольной части церкви — сомкнутый восьмилотковый свод, в остальных помещениях коробовые своды. В западной части четверика во втором ярусе устроены хоры. Архитектурный фасад скромный, оконные проемы без наличников, заглублены в арочные ниши. Фасады завершаются поясками поребрика, а в восьмиграннике — поясами кронштейнов и поребрика. Интерьеры с настенной живописью не сохранились.
Обе церкви в настоящее время реставрированы.
Источник: сайт Чебоксарско-Чувашской епархии http://cheb-eparhia.ru/hierarhy.aspx?id=71

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в своем нынешнем облике датируется 1747 годом. Предыдущую постройку в октябре 1670 года постигла та же участь, что и весь город — отряд атамана Осипова, присланный Степаном Разиным, сжег город. В начале июля 1774 года Емельян Пугачев вошёл в Алатырь, горожане встречали его хлебом-солью. Именно в соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в его честь. Здесь же, у стен храма, казнили дворян, отказавшихся присягнуть на верность. Алатырские церкви были ограблены, вывезена городская казна.
Следующая черная страница собора пришлась на годы советской власти. В 1930-е годы сняли все колокола, в 1936 году вообще закрыли и использовали храм под склады. Во время Великой Отечественной войны здесь сушили картошку для фронта, после делали бочки. И даже додумались устроить между двумя соседними храмами бензозаправку. Разрушения храма составляли уже 60%, когда в 1974 году ему присвоили статус памятника архитектуры 18 века и обеспечили государственную охрану. Службы начались в 1994 году после освящения.
Внутри собора не сохранилось ничего от былых времен, узнать, как было, можно из архивного документа 1875 года с описанием фресок: «в четверике над арками и близ их по обеим сторонам на стенах – изображение четырех Евангелистов живописной работы, а в куполе – Господня ангела, на стенах алтаря — восемь священных изображений».
Закладной камень был найден в 1997 году во время восстановительных работ: «Сей божественный храм начал созидаться собранным от боголюбивых подателей иждивением в лето от Рождества Христова 1770 6 июня».

История храма Рождества Пресвятой Богородицы начинается с 1552 года, когда по указу царя Иоанна Васильевича Грозного на выбранном им месте была основана крепость. Возвращаясь после неудачного похода на Казань в 1619-1620 годах, он посетил храм в Алатыре. Так началась история собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Он стал преемником тех русских храмов, которым суждено было стать духовными твердынями для укрепления Русского православного государства.
Граница Московского государства, проходившая в Алатыре в XVII веке, не давала покоя. Поэтому, когда в пограничном городе вспыхнул мятеж (алатырцы отказались от присяги Василию Шуйскому в 1606 году, вырезали начальных людей, а воеводу Ждана Сабурова утопили), жители других окрестных городов последовали этому примеру. Уже в 1609 году алатырцы вместе с другими восставшими старались завладеть Свияжском, чтобы потом действовать на Казань, стоявшую тогда за законное правительство. Муромцы, оставшиеся верными царю, пытаясь образумить алатырцев, писали им, чтобы они «от вражьей прелести отстали и, принеся вины свои, целовали бы крест Василию Ивановичу», но такие воззвания не достигли своей цели, и Алатырь, кажется, во все время до избрания на престол Михаила Федоровича, оставался в числе непокорных городов». 4 октября 1670 года собор Рождества Пресвятой Богородицы постигла трагическая участь. Из Симбирска Степаном Разиным была послана воровская шайка с атаманом Осиповым. Он сжег почти весь город и собор, в котором прятались тогда воевода Акинфей Бутурлин с женой и детьми, и дворянами.
Сохранившееся до сегодняшнего дня здание собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется документами 1737-1747 г.г. По описанию Н. Баженова, весь комплекс Алатырского собора в середине XVIII века состоял из 3-х храмов:
1. Соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы.2. Теплого каменного храма без колокольни, построенногов 1703 году, с престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.3. Приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Причт состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Для протоиерея, дьякона и псаломщика был церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование. Собор имел церковную сенокосную землю – 47 десятин (96 тыс. га) 1071 кв. сажен (2150 кв. м). К собору было приписано 92 двора: их которых — 372 мужчин и 380 женщин.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы — это летний (холодный) храм. Службы в нем проходили в тёплое, летнее, время года. Есть сведения, что он был выстроен на средства людей мещанина Боголюбова. У собора — один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя в документах XVIII века упоминается придел в честь Казанской Божией Матери (1774). На соборе был один большой купол (большая глава). В соборе был иконостас длиной 3 сажени (6 метров) и высотой 2,5 сажени (5 метров). Двухъярусная колокольня высотой 8 саженей (чуть выше 16 м) была построена позднее.
Страшные события произошли в Алатыре в конце XVIII века во время восстания Емельяна Пугачёва. 24 июля 1774 года он вошел в город, а горожане встречали его с хлебом и солью. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в честь разбойника. Пугачев сидел в алтарной части храма, а горожане с духовенством даже целовали ему руку. Затем был зачитан его манифест и частично вывезена городская казна, которая находилась под колокольней. Пугачев своих лучших людей поощрил наградными медалями, изготовленными алатырскими серебрянниками, и покинул Алатырь. А 31 июля в город вошли царские войска под командованием ротмистра Подьяконова. Пугачевым были ограблены все церкви в Алатыре, разрушен девичий Старо-Николаевский монастырь. Среди жителей города сохранилось предание, что напротив Богородицерождественского собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян и помещиков.
В описи имущества церкви 1823 года записано, что на колокольне было 5 колоколов, сверху которых находились большие часы. На колокольне же находился древний образ «Нерукотворного Спаса» в позолоченном киоте под стеклом. В описи 1828 года сохранилась запись, что «при соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы быть положено протоиерею, священнику, дьякону, дьяку, пономарю и двум сторожам». Известно так же, что вновь устроенный престол собора был освящен Епископом Симбирским и Сызранским после серьёзного ремонта 23 сентября 1850 года.
В Чебоксарах сохранилась опись имущества собора Рождества Пресвятой Богородицы, датируемая 1853 годом. По ней можно представить, каким был интерьер собора. «Алтарь в церкви весь из липового ипса, жертвенник из того же материала. На горном месте образ Спасителя живописной работы. Алтарь был трехъярусный, с четырьмя колоннами и с таким же количеством пилястр по сторонам, покрашен голубой краской. Сверху царских врат – изображение сияния Духа Святого, в середине образ Благовещения, внизу по сторонам образы четырех евангелистов. По правую сторону царских врат – образ Христа с серебряным венцом, южная дверь с изображением Ветхозаветного Ангела, далее образ Рождества Пресвятой Богородицы с тремя серебряными и позолоченными венцами. С левой стороны царских врат находились: образ Божией Матери с младенцем, на северной двери Новозаветный Ангел, далее образ Святого Митрофана Воронежского – все изображения с серебряными и позолоченными венцами. Над царскими вратами образ Тайной Вечери, по правую сторону образ Преображения Господня, за ним Успения Пресвятой Богородицы и образ Рождества Христова, за ним образ Благословения Господня, далее образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В последнем ярусе иконостаса над царскими вратами были: образ Восстания из гроба Христа, наверху — Крест Христа-Спасителя, по правую сторону живописный образ Воскресения Господня, за ним образ Божией Матери Казанской, по левую сторону в киоте резной каменный образ святых мучеников Бориса и Глеба, далее изображение Святых жен-мироносиц, Скорбящей Матери, Святого Николая, Великомучеников Георгия и Дмитрия, за ними — в киоте простой столярной работы образ Усекновения главы Иоанна Предтечи (по преданию икона от царя Иоанна Васильевича). В киоте образ Сошествия в ад и Воскресения Господня, простой иконописной работы. В трапезной по правую сторону арки в киоте помещался иконописный образ Господа Вседержителя, в таком же киоте образ Иерусалимской Божией Матери; по левую сторону в киоте образ Божией Матери Иверской, а также образ Божией Матери Страстной, живописной работы. В центре храма висело трехъярусное посеребряное паникадило с 24 подсвечниками, в трапезной – двухъярусное паникадило с 14 подсвечниками. В алтаре за престолом находился трехсвечный посеребряный подсвечник».
В опись ризницы (помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь) хранились из книг: напрестольное Евангелие, изданное при царе Алексее Михайловиче в 1663 г., Евангелие, напечатанное в Москве в 1681 г., Евангелие из Киевской лавры от 1707 г., Евангелие от 1815 и 1847 гг., изданные в Москве. Кресты напрестольные: древний серебряный (1672 г.), весом в 3 фунт 33 золот.; серебряный (1780 г.), в 2 фунт. 19 золот.; серебряный – 1 фунт. 3 золот., 84 пробы, год не указан. Перечисляются и священнослужебные сосуды: потир серебряный – 5 фунт. 38 золот.; потир серебряный – 3 фунт., потир серебряный – 2 фунт. 72 золот.; потир серебряный – 1 фунт. – все 84 пробы, датируются концом XVIII в.; дарохранительница серебряная – 1 фунт. 32 золот., и вторая – серебряная, 38 золот. обе 84 пробы (1793 г.); кадило серебряное – 1 фунт. 21 золот. Опись указывает на 5 серебряных, парчовых и золотых облачения престола и жертвенника. Книгохранилище насчитывало 16 книг, из них: Священное писание 1751 г., Библия 1788 г., Писание святых отцов 1665 г., Творения святых отцов в русском переводе 1843 г., Книги духовного содержания 1662 г., Новые скрижали 1816 г., Беседы со старообрядцами о древних рукописях. На пергаменте и бумаге рукописей нет. В документах 1875 года есть описание фресок собора: «в четверике над арками и близ их по обеим сторонам на стенах – изображение четырех Евангелистов живописной работы, а в куполе – Господня ангела… на стенах алтаря… восемь священных изображений».
Поскольку собор был летним и не отапливался, то, видимо, не без причин в 1878 году Председатель попечительства, известный алатырский купец К. Н. Попов строит «вчерне» каменную со сводами пристройку для печи, чтобы обогревать собор и «для очищения в нем воздуха». Но по документам теплым храм стал только в 1905 году.
Архивные документы и старожилы города указывают на 1936 год как на последний год использования собора Рождества Пресвятой Богородицы верующими. Но еще в 1930 году с колокольни были сняты 8 колоколов и отправлены на индустриализацию страны. В сохранившихся документах значится вес самого большого – 305 пудов (4880 кг) – это второй по весу после колокола Казанского собора. Здание Богородицерождественского храма с 1936 года стали использовать как склад. В войну в нем хранили картошку: резали её, сушили, а потом отправляли на фронт. Позднее, после войны, в храме стали делать бочки. Все помещение было завалено досками. Так, постепенно, храм разрушался, приходил в негодность. По старинным фотографиям видно – как в сторожке, между двумя храмами, была устроена бензозаправка. Небольшое каменное ограждение за каштанами – «след» этого «предприятия»: тогда здесь находились глубоко врытые в землю большие цистерны для бензина (сейчас, сгнившие и засыпанные, они там и находятся).
В конце 1960-х годов единственно хорошо сохранившимся каменным храмом была церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Её начали восстанавливать как памятник культуры для размещения в нем краеведческого отдела-выставки, который в 1967 году размещался при Доме культуры в длинном фойе. Пожалуй, самым заинтересованным лицом был тогда Новиков Ю.Б. Его же назначили ответственным секретарем Алатырского объединенного райгоротделения ВООПиК. Материал накапливался, места не хватало. В 1975 году в уже восстановленный частично храм Иоанна Предтечи и открывшийся там филиал Чувашского национального музея краевед поместил всё собранное: не только краеведческий материал, но и художественный. Тогда и решили использовать здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы. 
Вфеврале 1974 года Постановлением Совета Министров Чувашской АССР собор был взят под государственную охрану как памятник архитектуры XVIII века. С этого момента начинается постепенное возрождение храма. С 1977 по 1982 гг. в соборе работала комиссия архитекторов из Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР (г. Москва). Был сделан тщательный анализ степени разрушения храма. Пришли к выводу — первоначальный облик утрачен на 60%. Старший архитектор Е. И. Толстопятенко разработала эскизный проект реставрации церкви, утвержденный в декабре 1979 года. Реставрация собора осуществлялась до 1990 года и была выполнена на 80%: обшили купол медью для последующего его золочения и выложили пол мраморными плитами. Недостроенной осталась колокольня.
В 1991 году в соборе было проведено электроотопление. 6 марта 1992 года Постановлением Главы администрации г. Алатырь Курчатовым Н. А. собор передали с баланса домоуправления №1 на баланс городского отдела культуры. Так хотели расширить площадь Алатырского историко-революционного музея. Но средств для этого не хватало. Единственное, что тогда смог предпринять Головченко Н. П. для сохранения здания церкви, это обратиться к благочинному священнику города – отцу Николаю (Ефремову) с предложением передачи его верующим и направления сюда священника из епархии. Так и в Алатыре, распоряжением Совета Министров Чувашской Республики от 12.10 1993 года за № 614-р здание церкви Рождества Богородицы как памятник архитектуры XVIII века было передано с баланса Министерства культуры и межнациональных отношений Чебоксарско-Чувашской епархии. Основанием для этой передачи послужил Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» и распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». С ноября 1993 года здание церкви контролирует научно-производственный центр «Наследие» Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики.
В начале 1990-х годов ключи от храма были переданы новому настоятелю – игумену Иллариону Рязанову, приехавшему сюда по благословению из села Гарт. Начали реставрировать храм. Начали внутренние работы. Владыко Варнава при осмотре сказал: «Давайте мы его освятим, и постепенно будем реставрировать». Освятили собор через год — 7 июля 1994 года. Наконец, службы возобновились.
В 1997 году настоятелем собора был назначен священник, приехавший в Алатырь из Екатеринбурга — отец Владимир Теплов. Именно его стараниями — бесчисленными поездками в поисках средств и материалов, мастеров, трудами каменщиков, резчиков по дереву, иконописцев как московских, так и алатырских и многих других специалистов, храм как будто заново родился. Уже в 1997 году научно-производственный «Наследие» центр составит Акт технического состояния храма, отметив общее его состояние как «хорошее» (Акт подписан Архимандритом Варнавой и директором Центра Н. И. Муратовым). По условиям подписанных документов приход обязан обеспечить сохранность и реставрацию храма.
Приход собора Рождества Пресвятой Богородицы во главе с настоятелем построил: храмовый комплекс на территории городского кладбища (храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», часовню в честь новомучеников и исповедников Российских), деревянный храм в селе Кувакино в честь Рождества Иоанна Предтечи, деревянную часовню в селе Сойгино, молельную комнату в доме престарелых на Стрелке. Именно трудами отца Владимира в городе впервые появились церковные лавки – «маленькие островки» духовного просвещения алатырцев.
С сокращениями, http://alatyrfond.org/index.php?id=98&Itemid=547&option=com_content&view=article

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?