Двухпрестольный храм построен в 1712 году на средства известного казанского купца, строителя Петропавловского собора И.А. Михляева и перестроен в 1896-1898 годы на деньги казанского купца, выходца из крестьян села Алат Зиновия Иосифовича Баженова — его отец был старостой церкви.С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
Относится к типу культовых сооружений с осевой композицией: кубический объем церкви завершен полусферическим куполом со световым барабаном. Колокольня решена в виде ступенчатой вертикальной композиции. Трапезная представляет собой одноэтажную постройку под вальмовой крышей.Замыкает композицию единый объем трехчастной апсиды под куполовидной крышей.Декоративное убранство решено в стиле барокко.
Из каталога-справочника. Р.А. Айнутдинов, Е.В. Липаков, Р.Р. Хайрутдинов «Республика Татарстан: Памятники истории и культуры». г.Казань. Издательство «Эйдос», 1993 г.
Примечание: В данном каталоге-справочнике это описание ошибочно опубликовано как для Иоанно-Предтеченской церкви в Потанихе.
Село Алаты. Церковь каменная, построена в 1712 г. на средства казанского купца Михляева, теплая, двухпрестольная, главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В церкви местночтимый образ Казанской Божией Матери, в археологическом отношении замечательный образ Смоленской Богоматери, вырезанной на черном камне. Священник Павел Львович Измайлов, 63 лет. Приходские деревни: Мал. Алаты, Ср. Алаты, Алань-Бексерь, Алат-баш, Топкина (Чадолга), Посреди Межевой Ключ, Бирли, Байчуги, Мал. Починок. Всего в приходе 759 дворов, жителей 4408 чел, из них 61 – крещеные татары, остальные русские православные. В самом селе и в четырех деревнях действуют земские школы, а в д. Мал. Починок – церковно-приходская школа.
С использованием информации из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань, 1904 г.
Успенский храм стоит на четырехугольной площади в южной части села. Храм построен, по достоверным данным, в 1712 году создателем Петропавловского собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г.Казани, Иоанно-Предтеченского храма с.Потонихи и села Болгар Иваном Михляевым.
Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно нe сохранилось и сведений, кем был освящён храм. Известный в Казани купец и фабрикант Михляев, вероятно, для большей торжественности освящения храма в инородческой глуши пригласил ревностного храмоздателя и просветителя иноверцев митрополита Тихона III. Престол в главном храме носит ясные знаки архиерейского освящения: полное (крестообразное) опоясание. Главный храм существует в том виде, как он был первоначально построены из громадных брусьев дикого камня: лишь три окна в алтаре и одно на правом клиросе расширены. Прицельный храм, за исключением, алтаря, из-за тесноты и трещин и колокольня в 1897-98 г. перестроены и увеличены в размерах на средства местного уроженца 3.И. Бажанова и других. О посещении храма Владыками до 1867 года документальных данных нет, на освящении храма в 1712 году был митрополит Тихов (Воинов), а митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович), по преданию, любил жить на даче около приходской деревни Алан-Бексер, следовательно, мог посетить и храм в Алатах. Из архиепископов в 1867 и 1889 гг. посетил Антоний, в 1896 г. Владимир, из викариев епископы: Сергий в 1890 г., Иоанн в январе 1901 г., Алексий (Молчанов) в июле 1902 г., 2 сентября 1913 г. Михаил, 16-17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 г. Анатолий.
Как видно из напечатанных проф. И.М.Покровским приходо-расходных книг Казанского митрополита Тихона на 1706 г., здесь до существующего каменного храма были одновременно, по-видимому, деревянные церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанская и 2) Воскресения Христова. Из надписи на цветной и постной триоди, изд. в 1660 г., видно, что в 7170 году в Казанской церкви был придел «чудотворца Николы», а в надписи «попа Дмитрия Федосеева по реклому Зубарева» на октоих, изд. 1683 г., в 193 году (после 7000 от сотворения мира: 7193-5508=1685 г. по Р.Х.) Казанская церковь названа «соборной». Празднование крестьянами, кроме Казанской ещё Крещения как престольного праздника, побуждает предположить, что в Воскресенской церкви был придел во имя Богоявления Господня. На месте Казанской церкви саженях в 70 ниже на северо-запад от настоящего храма поставлена каменная столбовая часовенка, обнесённая небольшой оградкой. Бывшее около этой церкви кладбище недавно занято под жилые постройки и ограды. Прежде тут по копании земли встречались черепа и прочие человеческие кости, попадаются кости и теперь при перекопке земли в саду священника. Место Воскресенской церкви точно не известно и ничем не отмечено. Старожилы говорят, что она была на Алатской горе.
Наружный вид существующего каменного храма показывает тяжелую, как бы придавленную своей тяжестью старую постройку главного храма, не вполне гармонирующую с более легкой новой колокольней. Главный храм имеет форму куба по 5 саж. каждая сторона. На этот куб опрокинут в виде полушария купол с фонареобразной неудобной шейкой около 5 аршин высотой и трех- в диаметре, с четырьмя окнами в сажень вышиною и аршин шириною; на шейке большая глава около 7 аршин, в поперечнике, затем на шейке новая позолоченная глава и на шпилеобразной шейке позолоченная маковка. В шейку, как в трубу, вытягивает тепло из храма, так что при современной дороговизне дров приходится устроить в ней большую круглую раму.
Колокольня в связи с храмом в основании квадратная, во втором и третьем ярусах и крыша восьмигранная, до позолоченной маковки 14 сажень. Кресты над храмом и колокольней железные, позолоченные. Над храмом соответственно храму массивный, около 12 пудов весу, а над колокольней -более лёгкий, простой, изящный. Вообще при постройке Михляев железа и камня не жалел. Все толсто, прочно; хотя не особенно изящно скроено, но крепко сшито. Недаром в нем при нашествии пугачевцев летом 1774 г. население надеялось найти не только одну духовную защиту. В северной двери сохранилось отверстие, сделанное для наблюдения за пугачевцами в 1774 г. спасавшимися в храме алатцами. Окна в старой части храма небольшие в два яруса, в новой — большие. Входные двери- с запада и севера. Паперть с одной ступенькой крыта до Святых ворот. Ограда каменная с железной решеткой: кроме западных врат есть ещё с северной стороны такие же; ограда построена в 1886-1888 годах.
На колокольне 7 колоколов: первый — 106 пудов 13 футов отлит в г.Саратове в 1882 г. на заводе Гудковых. На нем изображения: Казанской иконы Божьей Матери, Нерукотворенного образа Спасителя, Архистратига Михаила, свят. Николая Чудотворца и ангелов, надписи: «Благовъствуй день отъ дне спасенiе Бога нашего. Благовъствуй, земле, радость велiю, хвалите небеса Божiю славу. Господи возлюбихъ благолъпiе дому Твоего и мъсто селенiя славы Твоея». Приобретен колокол старанием протоирея Н.Л. Измайлова и председателя церковного правления попечительства И.А. Бажанова. Второй — 45 пудов 5 футов отлит в 1834 г. в Казани Ант. Тимофеевым. Приобретен старанием священика К.И. Флиоринского с прихожанами. Третий — 15 пудов с надписью: «литъ въ городе Алатыхъ въ 1749 г.». Четвертый — около 12 пудов надтреснут. Пятый — приблизительно 6 пудов. Шестой — 1.1/2 пуда. Седьмой — 30 футов, без надписей.
Внутренний вид, открытый от самых входных дверей до алтаря, производит более цельное впечатление, чем наружный вид: хорошая стенная живопись, богатые оклады икон, 4-х ярусный позолоченный иконостас с иконами древнего новгородского письма, прекрасный резонанс; все это заставляет понимать, почему большинство даже ревностных прихожан второй части прихода, не смотря на отдаленность от Алат, неохотно говорит о постройке храма в д. Малый Починок, хотя храм там весьма необходим.
От входных дверей до алтаря 10 сажень. К этой главной площади храма примыкает с южной стороны ещё площадь придела, отступая от иконостаса главного храма на 5 сажень, длиной 5 и шириной 3 сажени ширины, отделяясь от главного храма лишь одной колонной посредине. Всего площадь храма не менее 65 квадратных сажень.
Главный алтарь отделяется от храма капитальной стеной в 2 аршина 9 вершков толщиной с 3 арками в ней для царских врат, северных и южных дверей, поместительный — 4 сажени 8 вершков шириной и 2 сажени длиной. Особенностей нет.
Источник: Кулясов А.К. Приход села Алат Казанского уезда. 1916 г.