Алачино. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь в с. Алачино внешне весьма скромное сооружение, скупое на архитектурные детали и украшения, к тому же в настоящий момент скрыто густой растительностью. Отсутствие каких либо выступающих деталей привело к тому, что колокольня даже несколько напоминает католическую из северных стран. Внутри церковь имеет росписи и красивые плиточные полы. Однако они находятся в очень плохом техническом состоянии. В интерьерах вскрыты калориферные каналы отопления, которые доморощенные кладоискатели упорно считают своей выдающейся находкой, достойной усилий по полной раскопке и уничтожению. Храм совершенно бесхозный, аварийный.
Село Алачино упоминается в 1637 году за князем Иваном Васильевичем Друцким, жалованное ему в вотчину по государевой грамоте от 1617 года , «что ему дано вотчина… жеребей (по распределению) село Алачина на Суходоле (то есть село Алачино без реки и без пруда) пополам с Емельяном Ивановичем Бутурлиным» в награду за «Московское осадное сиденье» (окончание русско-польской войны, взятие Мининым и Пожарским Москвы в 1612 году и всенародные выборы царя, который впоследствии щедро одарил своих сторонников). В грамоте упомянуто, что Алачино было ранее вотчиной царя Василия III (Ивановича, род. 1479, ум. 1533) то есть госимуществом. И далее при Алачино упоминается деревянная церковь Николы чудотворца с приделом мученика Георгия. Сама церковь и всё её церковное хозяйство находилось в собственности вотчинника, владельца села. Перечислялись и основные обитатели дворов при церкви примерно в промежуток между 1637 и 1647 гг. — поп Василий Онтонов, пономарь Степка Микифоров и просвирница Татьяница. В 1672 году вотчина перешла к детям Друцкого — Семёну и Фёдору. Через восемь лет часть села, что была у Фёдора, была отдана его дочери, девке княжне Анне в приданое, с которым она вышла замуж за Ивана Васильевича Владыкина. В 1685 году Анна Федоровна умерла и эта часть Алачино вернулась к Друцким, была отдана её дяде Семёну, который ранее был владельцем другой части.
В 1688 году в царские инстанции царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу пришла челобитная от Семёна Друцкого: «…бьет челом хопоп ваш Сенка кн. Иванов сын Друцкой: вотчина у меня холопа вашего села Алочино и в той вотчине о меня холопа вашего церковь Николы Чудотворца ветха…». Далее сообщается, что Семён рад бы построить новую церковь взамен старой и обветшавшей, но церковные власти не разрешают, т.к. за церковью официально не числится никакой земли и, таким образом, её попу не на что будет жить. Семен просит царской волей дать земли церкви и о том сообщить в Патриарший приказ, т.е. церковным властям. Просительное письмо заканчивается словами …»Великие государи смилуетеся!», и они смилостивились. Бумаге был дан ход, чтобы разобраться как обстоят дела на месте был учинен допрос подателю. Оказалось, половина села действительно принадлежит Друцкому, половина Ивану Самсоновичу Бутырлину (Бутурлину), а Семен Друцкой отдает церкви, её попу и причетникам площади 10 четвертей пашенных земель и 10 копен (измеритель площади, на которой можно собрать одну копну сена) сенокосных с прилегающими угодьями. С письмом к Царю разбирался боярин князь Иван Борисович Троекуров со товарищи, и 9 ноября 1689 года «слушав сего дела, приговорили: ту землю по заручной челобитной и по допросу за церковью справить (т.е. передать церкви) и для ведома в Патриарший Приказ послать память (официальное уведомление)». Остается лишь предположить, что новая деревянная церковь была успешно построена.
В 1709-1710 гг. Алачино числится во владении Андрея Степановича Друцкого (видимо уже внука Семёна Друцкого) и Фёдора Фадеевича Хоненева. В 1715 году, часть Андрея Степановича перешла во владение его наследника, князю Даниле Андреевичу Друцкому, вторая часть Алачина по прежнему числится за капитаном Фёдором Фадеевичем Хоненевым.
Приходские деревни принадлежали: Высоково — помещикам Трусовым, Онохино — князьям Трубецким, Дмитриево — Дроздову, Филисовая Слободка — Владыкину, Пестово и Пересекино — Архиерейскому Дому. В 1746 году в Синоидальный приказ церковь платила дани рубль 87 копеек. До начала XIXв. церковь была зданием деревянная. В 1810 году усердием прихожан построена каменная, ныне существующая с каменною же колокольней и оградой. Престолов в ней два: в холодной в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Из особо чтимых прихожанами и соседними селениями икон упоминается Кипрская икона Божией Матери. При церкви имелась каменная сторожка. Причт состоял из священника и псаломщика, которые имели собственные дома, построенные на церковной земле. Церковно-приходская школа (с 1887г.) помещалась в наёмном помещении.
Приход: Высоково, Дмитрово (современное Дмитриево), Онохино, Пестово, Пересекино и Филисова Слободка. В конце XIXв. дворов 203, мужчин 660, женщин 650.
По материалам: Холмогоров В.И. Материалы для истории церквей Владимирской губернии: Вып. 1. — Москва : тип. Рус. т-ва Вып. 6: Отд. 3 : для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополченской десятин. 1911. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии //Выпуск пятый. Шуйский и Ковровский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Березин. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А. Паркова. 1898.
В 2011 г. создается инициативная группа по восстановлению храма, в начальных планах помимо приведения в порядок освободить церковь от паразитной разрушительной растительности, дальше видно будет.

История Алачина как населённого пункта известна с первой половины XVI века, в 1543 году оно упоминается как «село Лачино». А самое первое упоминание о церкви села Алачина имеется в окладных книгах патриаршего казённого приказа. Это была деревянная церковь с главным престолом в честь святителя и чудотворца Николая с Георгиевским приделом. При церкви имелась колокольня. Тогда же упоминается первый церковный причт, сведения о котором дошли до наших дней: «поп Василий Онтонов, пономарь Степка Микифоров и просвирница Татьяница». В 1653 году приход Никольской церкви села Алачино состоял из «2 дв. поповых, да в приходе помещиковых 6 дв., дв. монастырской, крестьянских 60 дв., бобыльских 17 дв., пашни церковные пахотные середине земли 4 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен».
В самом начале 1688 года владелец князь Семён Иванович Друцкий, в чьей вотчине было Алачино, обратился к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу с челобитной о разрешении строительства новой церкви вместо прежней обветшавшей. Загвоздкой было то обстоятельство, что строительство нового храма тормозил «господин святейший патриарх» по простой причине отсутствия земли под церковь. Друцкий просил государей о разрешении передачи части своей земли для нового храма, «и о том дать на Патриарший Приказ память». Более чем через год, 9 ноября 1689 года, боярин князь Иван Борисович Троекуров по царскому указу утвердил передачу земли С.И. Друцкого церкви. Таким образом, история Никольской церкви не закончилась во времена молодости Петра I, а продолжилась благодаря Семёну Ивановичу Друцкому. Новая Никольская церковь оставалась деревянной вплоть до 1800-х гг. В начале XIX века на средства помещика отставного подпоручика Гавриила Михайловича Бабкина был выстроен новый каменный храм взамен старому деревянному. Храм этот был возведён Гавриилом Михайловичем в память о родном 27-летнем брате Василии, погибшем в одном из сражений с наполеоновскими войсками в Восточной Пруссии в 1807 году.
Новая церковь была с одной главой, шатровой колокольней «с четырьмя на ней разного сорта колоколами». Главы и кресты обиты белым железом. Стены храма отличались своей строгостью, скупостью украшений – памятник погибшему и не должен быть другим.
19 сентября 1810 года (по старому стилю) благочинный о. Александр Михайлович Широкогоров освятил каменную церковь села Алачино. Главный престол храма остался прежним – в честь святителя и чудотворца Николая, придельный храм освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери. В резном иконостасе слева от вызолоченных царских врат хранилась икона Кипрской Божией Матери в серебряной ризе, покрытой золотом, «особенно чтимая прихожанами и соседними селениями». Кроме того, в церкви хранилось Евангелие печати 1636 года и старинный деревянный потир. Позднее вокруг храма была возведена невысокая каменная ограда и каменная сторожка. Храмовым праздником стал «Никола зимний». В селе Алачино и приходских деревнях его отмечали целую неделю – с 6 по 13 декабря.
Приход алачинской церкви состоял из самого села и деревень Дмитриево, Пестово, Анохино, Высоково, Пересекино, Филисова Слободка. К концу XIX века в приходе значилось 660 душ мужского пола и 650 душ женского, проживающих в 203 дворах. Причт алачинского храма проживал в собственных домах, построенных на церковной земле. На своё содержание священник и псаломщик получали до 400 рублей.
Последним священником Никольской церкви стал Василий Иванович Воронцов. Он родился в 1877 году в семье псаломщика села Хотенское Владимирского уезда. В 1900 году, окончив Владимирскую духовную семинарию, Василий Иванович работал учителем при фабрике купца Демидова Вязниковского уезда. Там он женился, а в 1903 году в Боголюбовском монастыре был рукоположен во священника села Алачино. Здесь о. Василий разбил сад из плодовых деревьев (его остатки можно видеть до сих пор) и завёл пасеку, «заразив» пчеловодством местное население.
20 января 1938 года Воронцова арестовали. Некоторое время его содержали в тюрьме, а потом сослали в Казахстан. Там он провёл восемь лет и в 1946 году стал священствовать в селе Большие Всегодичи Ковровского района. Позднее о. Василий служил в сёлах Эдемское и Второво. В.И. Воронцов и умер во Второво 6 ноября 1960 года. За долгое время служения Церкви, Василий Иванович был отмечен множеством церковных наград, получил сан протоиерея. Похоронили его в церковной ограде во Второве. Могила заслуженного батюшки сохраняется до сих пор. В 1989 году В.И. Воронцов был посмертно реабилитирован.
5 марта 1940 года решением Ивановского облисполкома Никольская церковь была закрыта, а в 1941 году «ликвидирована». Колокола с церкви сбросили, разворотили иконостас. Большинство икон сожгли, и лишь небольшую часть местные жители спрятали у себя. Старожилы рассказывали, что было разбито большое паникадило, купленное в церковь крестьянином М. Спиридоновым. Церковная ограда и сторожка были разобраны.
5 сентября 1960 года Владимирский облисполком признал Никольскую церковь памятником архитектуры. Это не спасает здание храма от постепенного разрушения. К гибели алачинского храма люди до сих пор прикладывают руки. Относительно недавно «кладоискатели» вскрыли кафельный пол храма. О старом церковном кладбище напоминают лишь несколько разбросанных по его бывшей территории каменных надгробий.
В 2000 году за алтарём алачинской церкви ковровские историки-краеведы супруги Фроловы нашли и описали старинное надгробие с могилы Анны Владимировны Трусовой. Скончалась она в 1805 году в сельце Высоково в возрасте 60 лет от чахотки. Анна Владимировна до замужества носила фамилию Грибоедова и приходилась двоюродной бабушкой Александру Сергеевичу Грибоедову – автору комедии «Горе от ума». Сама могила А.В. Грибоедовой не сохранилась. Местные жители утверждают, что она была разрыта в 1970-х гг. К разорению могилы подтолкнула местная легенда, гласившая, что здесь похоронена богатая барыня с золотой тростью. Трости в могиле не нашли, а вынутые кости ещё долгое время валялись рядом с памятником. Найденная в Алачино плита Трусовой – единственное известное надгробие семейства Грибоедовых в России.
Нынешнее Алачино уже не то, что было прежде. Если до 1940-х гг. в селе наблюдался прирост жителей, то в последующие годы его население неизменно сокращалось. Сейчас из коренного населения в Алачино никто не живёт. Село облюбовали дачники из соседних районов и областей, да на лето приезжают потомки алачинцев, некогда уехавших в город. И мало кто знает, что небольшая церквушка, стоящая чуть поодаль среди обступивших её деревьев – памятник русскому офицеру, погибшему 200 лет назад и оставшемуся лежать в чужой земле.

Село Алачино расположено в 14 километрах на юго-восток от. Коврова. Самым старым зданием в Алачине является, конечно же, церковь — во имя Святого Николая Чудотворца с теплым приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Каменный Алачинский храм выстроен об одной главе, венчающей четырехскатную кровлю и завершенной луковкой-куполом, покрытым тонким слоем жести. Колокольня при храме устроена в виде восьмигранника (восьмерика) на четверике с шатровым завершением и маленькой луковкой на самой вершине. Особенностью Алачинского храма является то, что и сам он, и колокольня выстроены предельно просто, без малейших украшений. С гладкими, ровными стенами, строгим, четким силуэтом Алачинский храм напоминает средневековый замок или уединенный скит. Такое впечатление церковь производит не случайно. В документах о постройке значится, что в Алачине «при церкви колокольня каменная, на образец выстроенная готической архитектуры с главою на ней обитою белым железом с кипарисным крестом, обитым белым же железом, с четырьмя на ней разного сорта колоколами».
Никольский храм в Алачине выстроен в 1807-1810 гг. отставным подпоручиком Полтавского мушкетерского полка Гавриилом Михайловичем Бабкиным, местным помещиком. В начале 1807 г. его брат, капитан Пермского мушкетерского полка Василий Михайлович Бабкин был убит в одном из боев русской армии с французскими войсками. Случилось это, по видимости, в сражении при городке Прейсиш-Эйлай в Пруссии. Г. М. Бабкин строил новую церковь в память о погибшем в Германии брате, поэтому и присутствуют в архитектуре храма элементы готики. Никольская церковь в Алачине была освящена 19 сентября 1810 г. благочинным священником Александром Михайловичем Широкогоровым. Сохранилось подробное описание икон и церковной утвари храма, среди которых были предметы древние и ценные.
Сегодня храм в запустении, с выбитыми дверями и рухнувшими перекрытиями колокольни. Никольская церковь — не только памятник истории и архитектуры, это еще и памятник погибшим в наполеоновских войнах прошлого столетия. И если пока нет возможности его восстановить, надо хотя бы сохранить то, что осталось.
Н. Фролов, краевед. Статья из газеты «Знамя труда», г. Ковров от 21.04.1993

Село Алачино, при колодцах, находится от уездного города в 16 верстах и от губернского города в 45 верстах. В старинные времени село было вотчиной фамилии князей Друцких, а приходские церкви принадлежали: Высоково – помещикам Трусовым, Онохино – князьям Трубецким, Дмитриево – Дроздову, Филисова Слободка – Владыкину, Пестово и Пересекино – Архиерейскому Дому.
Церковь в селе существовала уже в начале XVII столетия; в окладных книгах патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом записана так: «церковь великого чудотворца Николы в селе Алачино в вотчине князя Ивана Друтцкаго дани двенадцать алтын пять денег десяильничных и заезда десять денег»; а под 161 ( 1653) годом о состоянии прихода сообщаются следующие сведения: «у той церкви на церковной земле 2 дв. поповых, да в приходе помещиковых 6 дв., дв. монастырской, крестьянских 60 дв., бобыльских 17 дв., пашни церковной пахатныя середния земли 4 чети в поле, а в дву по тому же, сена 10 копен»; по новому дозору 164 (1656) года дань увеличена и положено с церкви «рубль 15 алтын 4 денги, заезда гривна»; а в 1746 году в Синодальный приказ церковь платила дани рубль 87 копеек. Зданием церковь до начала настоящего столетия была деревянная с таковою же колокольнею.
В 1810 году усердием прихожан построена каменная, ныне существующая, церковь, с каменною колокольнею и оградою. Престолов в ней два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой – в честь Владимирской иконы Божьей Матери. В церкви имеются следующие старинные священные вещи: китайчатая фелонь, деревянный потир, крашенный, с изображениями Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Крестителя, Евангелие, печ. 1636 года, Кипрская икона Божьей Матери, особенно чтимая прихожанами и соседними селениями.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1859 года. Опись церковного имущества имеется и составлена в 1858 году.
При церкви – каменная сторожка. Земли при церкви: усадебной – около десятины, пахатной – 33 десятины, а сенокосной не имеется.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: от земли 50 руб., процентов с церковного капитала 12 р., от сбора хлебов 30 р. И за требоисправления 300 р., а всего в год до 400 р. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Высоково, Дмитрово, Онохино, Пестово, Пересекино и Филисова Слободка. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 203, душ мужеского пола 660 и женского пола 650 душ. С 1887 года в деревне Дмитрове существует церковно-приходская школа и наемное помещение.
Ист.-стат. описание церквей и приходов Влад. епархии. Вып. 5 http://dlib.rsl.ru/viewer/01002889711#?page=154

27 мая 2017 г. освятили колокола в с.Алачино в храме в честь Св. Николая Чудотворца. Чин освящения провели Благочинный о. Михаил Чернов и настоятель о. Алексей Анфалов. 
11 августа 2018 г. митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин освящения креста для храма святителя Николая Чудотворца в селе Алачино Ковровского района. После чина освящения митрополит Евлогий обратился к собравшимся с архипастырским словом. Освящение креста владыка назвал важным этапом в восстановлении храма и поблагодарил настоятеля, протоиерея Алексия Анфалова, за труды по возведению храма и благоустройству территории.
http://www.eparh33.ru/news/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?