В экспозиции Дома-музея Лермонтова на Малой Молчановке представлен знаменитый акварельный автопортрет поэта. Михаил Юрьевич написал его в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. Поэт изобразил себя на фоне Кавказских гор в форме Нижегородского драгунского полка. Он в бурке, накинутой на куртку с красным воротником, с кавказскими газырями на груди; на кабардинском ремне с серебряным набором — черкесская шашка. Портрет напоминает и лермонтовское стихотворение:
Он некрасив, он невысок,
Но взор горит, любовь сулит,
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.
Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.
В 1838 году Лермонтов подарил автопортрет Варваре Александровне Лопухиной (в замужестве Бахметевой). О ней в своих воспоминаниях писал троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей: «Будучи студентом, он был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».
Варвара Лопухина отдала портрет на хранение Александре Михайловне Верещагиной. Еще в период юности поэта в Москве она поощряла занятия Лермонтова поэзией и музыкой, бережно хранила его стихи и рисунки. Верещагина вышла замуж за барона Хюгеля и жила в Штутгарте, где и хранила все, что у нее осталось в память о Лермонтове, в том числе и автопортрет. В 1955 году рисунок приобрел профессор М. Винклер. В 1961 году в «Огоньке» была опубликована репродукция лермонтовского автопортрета, а спустя год оригинал изображения был доставлен в Москву.
#МосковскиеЗаписки