Константин Сергеевич Аксаков – известный русский историк и публицист славянофильского толка. Он родился в 1817 г. в селе Аксакове Оренбургской губернии, умер в 1860 г. на греческом острове Занте (Закинфе). Сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, Константин Сергеевич вырос в деревне, окруженный привольной природой и патриархальными крестьянами, а с 9-летняго возраста (когда его родители в 1826 г. окончательно переселились в Москву) – в обстановке хлебосольной и широкой жизни, крепко державшейся старорусских заветов.
Матерью Константина Сергеевича была Ольга Семеновна, урождённая Заплатина, женщина прямодушная и горячая патриотка. По отзыву Ивана Сергеевича Аксакова, написавшего биографию своего брата, этот последний унаследовал от матери нравственные свойства, а от отца эстетический вкус и любовь к литературе. В Константине ещё мальчиком проснулась любовь ко всему родному, особенно древнерусскому. 12 лет юный Аксаков учредил среди знакомых мальчиков дружину воинов и писал приключения «дружины молодых людей, любивших древнерусское вооружение». Рядом с этим, в даровитом юноше шло развитие других умственных интересов: выучившись читать с 4-х лет, Константин Сергеевич перечитал всю классическую литературу и, воспитываясь дома, получил тщательное образование. Учителями его были такие люди, как Фролов, известный географ, и Венелин.
Поступив в 1832 г. на словесный факультет московского университета, Константин Сергеевич примкнул к слагавшемуся кружку Станкевича, в состав которого входили Белинский, Боткин, Сатин, Кетчер, Клюшников и др. Время пребывания Аксакова в московском университете совпадает с эпохой резкой перемены в профессуре и студенчестве. На смену старым профессорам пришли Павлов, Надеждин, Шевырев и Погодин, а студенты стали увлекаться философией гегельянства и общественными вопросами.
В кружке, к которому примкнул Константин Аксаков, гегельянство было возведено в настоящий религиозный культ; оно имело заметное влияние на историческое понимание Аксакова. Уже в это время начинало развиваться общественное миросозерцание Константина Сергеевича в национальном направлении, постепенно отдалявшем его от кружка Станкевича. Аксаков в 1840 г. окончательно расходится с Белинским и сближается с Хомяковым, Иваном и Петром Киреевскими.
Окончив в 1835 г. университетский курс, Аксаков ревностно принялся за литературную деятельность, помещая рецензии и стихи (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в «Телескопе», «Молве» и «Московском Наблюдателе». К 1838 г. относится 5-месячное пребывание Аксакова в Берлине, не выдержав одинокой и самостоятельной жизни за границей, Аксаков вернулся в родной дом, где жил в кругу страстно любимого отца и приятелей жизнью ученого, чуждого всяких сердечных увлечений.
В 1847 г. Аксаков защитил магистерскую диссертацию: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», посвященную изложению взглядов Гегеля на историю литературы и обзору русского языка до Ломоносова. В «Московском Сборнике» 1852 г. была помещена статья Аксакова «О родовом быте у славян вообще и у русских в частности», сделавшая эпоху в русской литературе в качестве опровержения взглядов Соловьева и Кавелина на родовой быт древней Руси и замены их учением об общинно-вечевом укладе славянской истории.
В декабре 1850 г. Константин Сергеевич Аксаков поставил на московской сцене патриотическую драму «Освобождение Москвы в 1612 г.», снятую с репертуара на другой день после представления за выраженную в пьесе мысль, что Москву освободил народ, а не бояре. За статью: «Богатыри князя Владимира», помещённую в «Московском Сборнике» за 1853 г., не пропущенном цензурой, автор вместе со многими другими был отдан под полицейский надзор и на время вынужден отказаться от печати, в которой выступил снова с 1856 г., когда принял горячее участие в новооснованном журнале «Русская Беседа».
В 1857 г. Аксаков сам редактировал еженедельную газету «Москву», в которой помещал много небольших статей. К концу 1850-х гг. относится появление в печати комедии: «Князь Липовицкий» (1856, затем в Лейпциге, 1857), написанной в 1851 г. и изображающей превосходство народной мудрости, унаследованной от древних времен и имеющей своим источником православие, над западным мировоззрением «оторванной» от земли интеллигенции. В 1858 г. вышла в Петербурге незначительная драматическая шутка в 3 действиях «Олег под Константинополем», написанная в начале 1830-х годов в пику скептикам, сомневавшимся в самом существовании Олега.
Влечение Константина Аксакова к теоретическим построениям направило его мысль к филологическим и историко-философским трудам; и те, и другие отмечены публицистическим стремлением доказать национальную исключительность русского племени. В трудах по грамматике: «Опыт русск. грамматики», «О русских глаголах» (М. 1855) Аксаков стремился освободить наш язык «от наложенного на него ига иноземной грамматики», доказать, что русские грамматические формы совершеннее форм других языков.
Важнее – сочинения Аксакова по русской истории. В статье, наиболее полно выражающей взгляды Аксакова: «Об основных началах русской истории» (Собр. соч. 1861 г. т. I), Аксаков резко отделяет землю (народ) от государства (власти) и утверждает, что между ними постоянно существовали отношения добровольных уступок. Русский народ никогда не был глубоко проникнут язычеством; он крестился легко и без борьбы. У него не было пороков, но были грехи, в которых народ постоянно каялся.
«История русского народа есть единственная во всем мире история народа христианского не только по исповеданию, но по жизни своей, по крайней мере, по стремлению своей жизни». Напротив, Запад представлялся Константину Аксакову «отвратительным явлением». Прямота и одушевление, с которым провозглашались эти взгляды, составляли отличительные признаки всего характера Аксакова.
В 1859 г. умер отец Аксакова, Сергей Тимофеевич. Константин Сергеевич, обладавший дотоле железным здоровьем, не перенес его смерти и стал медленно таять. Он умер одиноко на острове Занте, куда по настоянию врачей переехал за несколько дней до смерти. Собрание сочинений его (т. I – III) подготовлена И. С. Аксаковым и снабжено его примечаниями. Оно осталось неоконченным.
Аксаков принадлежит к числу четырех главных теоретиков славянофильской школы в её первоначальном чистом виде, причем Хомяков и Иван Киреевский создали религиозно-философскую доктрину этой замечательной школы, тогда как на долю Аксакова и Юрия Самарина выпало её историческое и политическое обоснование. Политическое – более на долю Самарина, историческое – преимущественно на долю Аксакова. Ранее Самарина выступивший на поприще умственной деятельности, Аксаков долго являлся в составе школы главным представителем светской стороны славянофильского учения. После смерти К. С. Аксакова много его стихотворений было напечатано в «Руси», «Дне», «Русском Архиве» и других изданиях.