Академия Жюлиана возникла в 1868 году (по другим источникам — в 1873 году). Её основатель, Родольфо Жюлиан, был посредственным художником, но талантливым администратором. С самого начала существования Академии в ней преподавали известные художники, многие из которых были также преподавателями Школы изящных искусств. Кроме того, Жюлиану удалось привлечь в качестве преподавателей четверых членов жюри Парижского салона: Вильяма Бугро, Тони Робера-Флёри, Жюля Лефевра и Гюстава Буланже. Обучение в Академии Жюлиана могло служить подготовительным этапом для поступления в Школу изящных искусств. Её популярности способствовал и тот факт, что студентам предоставлялось право участвовать в конкурсе на престижную Римскую премию.
Никаких предварительных испытаний для поступления в Академию не требовалось; туда зачислялись не только профессиональные художники, но и любители. Её двери были открыты с 8 утра до позднего вечера. Со временем у Академии появилось несколько филиалов, и к 1880 году количество обучающихся в ней достигало 600 человек. Успех Жюлиана иногда объясняется тем, что отвергнутый Школой изящных искусств начинающий художник мог учиться здесь под руководством преподавателей этой самой Школы изящных искусств. Будучи членами жюри Салона, различные преподаватели следили за тем, чтобы работы их учеников допускались на выставки, а ученики ежегодно переизбирали своих учителей в жюри Салона. Они имели возможность с гордостью рассказывать, что учатся у знаменитых художников, выставляются в Салоне и находятся на пути к признанию. В Академии не существовало распорядка и дисциплины; даже к профессорам во время их редких посещений не всегда относились с уважением. Некоторые ученики, когда к ним приближался профессор, с откровенным вызовом поворачивали обратной стороной свои картины. Верно и то, что в своих советах разные учителя не всегда придерживались одного направления.
В XIX веке, вплоть до 1897 года, женщины не имели права учиться в Школе изящных искусств. Однако Академия Жюлиана принимала и женщин, предоставляя им уникальную в то время возможность получить художественное образование.
В числе учеников Академии была Мария Башкирцева, оставившая воспоминания об Академии, и её преподавателях в своём «Дневнике». Академия Жюлиана пользовалась большой популярностью, как среди французских, так и среди иностранных студентов.
Среди художников, выходцев из России и РИ, обучавшихся в Академии, можно отметить:
• Башкирцева, Мария Константиновна (12 [24] ноября 1858 года, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния, Российская империя — 12 ноября 1884 года, Париж, Франция);
• Альтманн Александр (1878-1932);
• Ерёмин, Юрий Петрович (1881, станица Казанская, Область Войска Донского, Российская империя[1][2] — 1948, Москва, СССР)
• Билинская, Анна (8 декабря 1854, Златополь, Елисаветградский уезд — 18 апреля 1893, Варшава);
• Кругер, Яков Маркович (14 мая 1869, Минск — 19 марта 1940, Минск);
• Краснопольский, Антон (10 декабря 1877, Обидимо, Тульский уезд — 26 октября 1971, Гданьск);
• Копылов, Иван Лаврович (24 февраля 1883 село Кутулик, Балаганский уезд Иркутской губернии – 9 апреля 1941, Ленинград);
• Кончаловский, Пётр Петрович (9 [21] февраля 1876, Славянск, Российская империя — 2 февраля 1956, Москва, СССР);
• Гюрджян, Акоп Маркарович (5 (17) декабря 1881, Шуша — 28 марта 1948, Париж);
• Дерюжинский, Глеб Владимирович (13 августа
1888 Отрадное Смоленской губернии – 9 марта 1975 Нью-Йорк, США);
• Пуни, Иван Альбертович (1892, Куоккала — 1956, Париж);
• Бакст, Лев Самойлович (27 января (8 февраля) 1866, Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон)
В 1968 году Академия Жюлиана стала частью Высшей школы изобразительных искусств «Penninghen». Школа продолжает традиции Академии, приглашая выдающихся преподавателей и привлекая учеников из разных стран.