Академия Штиглица была основана в конце XIX века по образцу лучших европейских вузов. Первоначально она называлась Центральным училищем технического рисования в Санкт-Петербурге. Строилось учебное заведение на деньги банкира-мецената барона Штиглица.
Училище технического рисования имени Штиглица создали в Санкт-Петербурге по указу Александра II на месте восточного корпуса Соляного городка — квартала, где располагались соляные склады.
Целью открытия вуза Штиглица являлась подготовка художников, скульпторов и рисовальщиков: «для надобностей художественно-промышленных производств». Плюс готовили учителей рисования и черчения для гимназий и училищ. Говоря современным языком, готовили преимущественно дизайнеров и декораторов, а не просто художников. Они должны были работать в области промышленного производства, которое в то время находилось на большом подъёме.
Строительство вуза в Санкт-Петербурге происходило в 1878-1896 годах. Главный корпус построили в 1878-1881 году. Архитекторами выступили Александр Кракау (архитектор дворца барона Штиглица на Английской набережной) и Роберт Гёдике. Здание музея декоративно-прикладного искусства, которое расположено рядом, построили в 1885-1896 года уже по проекту Максимилиана Месмахера (будущего директора училища). Два здания составляют единый архитектурный ансамбль.
Факт: Строительство одновременно вуза и музея было очень популярно в XIX веке в Австрии, Великобритании и Германии. Так студентов могли обучать на конкретных примерах.
Официальной датой создания вуза называют 1876 год. Учёба в училище началась ещё до окончания строительства. Вместе с заведением основали Начальную школу рисования, черчения и лепки, где учились дети от 10 до 14 лет. В 1890 году открыли также учебные филиалы в других городах. После этого училище в Санкт-Петербурге начали называть Центральным.
В 1825 году в Москве создали Рисовальную школу в отношении к искусствам и ремёслам, которая в 1860 году преобразовалась в Строгановское училище технического рисования. Эти два вуза часто сравнивали, но заведение Штиглица всегда считалось более престижным.
Диплом Штиглица очень высоко ценился и причислялся ко второму разряду учебных заведений по отбыванию воинской повинности. Выпускникам давалась отсрочка для поступления на военную службу.
Факт: Бюджет училища имени Штиглица составлял в то время, 180 746 тысяч рублей, а Строгановского – 64 379 тысячи рублей. При этом учащихся в вузе имени Штиглица было 105 мужчин и 84 женщин. Ещё было 46 вольнослушателей и 69 вольнослушательниц. А в Строгановском училище училось 239 учеников и 71 ученица. Производительные силы России. В.И. Ковалевский.
Уже к 1892 году в заведении на месте бывших соляных складов обучались 200 учеников. Работали отделения живописи, резьбы, чеканки, ткацкого и набивного дела и многие другие. В вузе было много латвийских студентов, которые специально приезжали в Петербург. Плата за обучение составляла 12 рублей в год. Но для некоторых абитуриентов существовали льготы.
Династия меценатов
Штиглицы – европейская династия банкиров и бизнесменов, которая оказывала банковские услуги российским императорам. На протяжении многих лет сначала банкир Людвиг, а затем его сын Александр были ближайшими финансистами царской семьи.
Факт: Штиглицы переехали в Россию в конце XVIII века. Занимались винными откупами и овцеводством. Их торговые дома стали известны по всей России, в особенности на юге империи. Во время войны 1812 года семья занималась поставкой продовольствия для русской армии.
Немецкая семья быстро разбогатела в России. В начале XIX века основали торгово-банкирский дом, который экспортировал лес и зерно, оружие и фураж. В основном вывозили товары в Великобританию и европейские страны. В Россию везли чай и различные ткани.
Людвиг организовывал займы за рубежом под государственные проекты, а также лично суживал деньги влиятельным лицам.
Миллионер являлся также активным благотворителем и содержал Коммерческое и Торгово-мореплавательное училище. Его сын Александр полностью унаследовал империю отца и стал главой Государственного имперского банка. Через Штиглицов к тому времени проходили все крупные экспортно-импортные и биржевые операции в России. Семья владела золотыми приисками, заводами и банками, занималась строительством железных дорог. Был известным промышленным магнатом.
Барон стал меценатом создания училища технического рисования в Санкт-Петербурге. В Министерство финансов он передал 1 миллион рублей на строительство училища, а затем ещё 5,7 миллионов рублей на создание музея и поддержку вуза.
Александр II говорил, что это «подвиг просвящённой благотворительности». В своём завещании меценат также предусмотрел деньги на содержание вуза уже после своей смерти. Барон содержал детский приют в Коломне, Чесменскую военную богадельню, глазную клинику на Моховой, жертвовал деньги Эрмитажу и на строительство железных дорог.
Уникальность училища
В заведении Штиглица учились юноши и девушки. Это — редкость для того времени. В вуз также принимали всех вне зависимости от сословия. Главное сдать вступительный экзамен. Студенты получали небольшую стипендию за счёт мецената.
Для поступления в академию требовалось закончить курс трёхклассного городского училища или первые четыре класса гимназии. Абитуриенты обязательно сдавали экзамен по рисованию сложного орнамента из гипса и геометрические тела в перспективе. Учиться в вузе приходилось по 5 лет.
Ещё один необычный факт: отделкой, резьбой панелей, мозаикой и росписью музея прикладного искусства занимались преподаватели и будущие студенты. Во время строительства помещений музея его архитектор и директор вуза Месмахер спал всего по четыре часа в сутки.
В 1897 году он также участвовал в перестройке интерьера Петрикирхе на Невском проспекте. Плюс Месмахер известен строительством Массандровского музея в Крыму и участием в ремонте Исаакиевского собора.
Архитектор считался мастером эклектики и одним из самых известных петербургских зодчих. На должность директора он был назначен по приглашению зятя Штиглица миллионера и коллекционера Александра Половцева.
В художественном училище в своё время проучился несколько лет знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин. Проходили курс также Аркадий Рылов, Матвей Манизер, Анна Остроумова-Лебедева. Поступал, но не был принят в вуз Марк Шагал.
Здесь царила очень строгая дисциплина. Художник Петров-Водкин вспоминал необычайную чистоту и порядок в помещениях. Все художественные классы были хорошо оснащены и оборудованы электричеством. По окончании вуза Штиглица выпускники проходили практику на различных заводах или в мастерских декораторов. В том числе отправляли бывших студентов и на ювелирную фирму Фаберже.
Уникальный музей
Идея строительства музея декоративно-прикладного искусства возникла почти одновременно с планом по созданию будущей академии. Месмахер выстроил здание в смешанном стиле. В нём угадывается и элементы римских базилик, итальянской городской архитектуры XVI века, а также многие другие образы эпохи Возрождения. Большой зал музея сделан со стеклянным куполом для естественного освещения. Здесь проходили художественные выставки.
Всего было открыто 32 зала. Для их наполнения собрали коллекции прикладного искусства, которые скупались на известных аукционах.
Здесь можно было увидеть уникальную фарфоровую посуду, ткани, шедевры ювелирного искусства и многое другое. В музее есть Русский, Венецианский, Елизаветинский, Фламандский зал и Папская галерея. Некоторые вещи сохранились со времён античности (например, знаменитая коллекция Генриха Шлимана). Только на первом этаже представлено 2000 экспонатов. В фондах находится ещё 35 тысяч предметов искусства. Среди больших редкостей коллекция старинных ключей, изразцовые печи, кровати и другие предметы интерьера.
В музее расположена мраморная статуя самого Штиглица Марка Антакольского. В советское время большая часть раритетов музея была передана Эрмитажу, а также некоторым другим музеям (например, Новгородскому заповеднику). Полностью восстановить прежние коллекции уже невозможно.
Советский период
В советское время училище было переименовано в Петроградские государственные художественно-промышленные мастерские. Советская власть не могла позволить, чтобы вуз носил имя барона.
В двадцатые годы направления вуза сузили до одного: архитектурной отделки. Только в конце сороковых годов прошлого века здание отдали под Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, которое в 1953 году назвали в честь скульптора Веры Мухиной (в народе вуз называли просто “Мухой”). Во время войны училище имени Мухиной сильно пострадало, и его пришлось реставрировать.
В 1994 году вуз стал академией, а в 2006 году – ему вернули имя основателя. Сейчас в Академии имени Штиглица (СПГХПА) работает отделение декоративно-прикладного искусства. Появились отделения дизайна и монументального искусства. В общей сложности в вузе учится 1500 студентов. Это по-прежнему одно из самых престижных учебных заведений России.