Академия художеств в Санкт-Петербурге — под охраной древних сфинксов

Трехэтажное классическое здание Академии художеств вытянулось вдоль Университетской набережной Васильевского острова Санкт-Петербурга, прямо за египетскими сфинксами. Неподвластные времени мифические существа, попавшие сюда из древних Фив, удивительно органично смотрятся на ее фоне. Само здание тоже обросло мифами. Здесь «живет» одно из самых известных питерских привидений. По слухам, ее строитель и первый ректор Александр Кокоринов свел счеты с жизнью прямо под куполом своего творения…

Российская Академия художеств, основанная просветителем Иваном Шуваловым по образцу аналогичных заведений в Париже, Риме и Флоренции, служила «мостиком» между культурой Западной Европы и Россией. Первыми учителями стали сплошь иностранцы, а первыми учениками — архитекторы, скульпторы и художники, создавшие отечественную художественную школу: Антон Лосенко, Федот Шубин, Василий Баженов, Федор Рокотов, Иван Старов. Выпускники Академии художеств осуществили настоящую революцию в отечественной живописи конца XIX века. На конкурсе к столетию основания учреждения разразился скандал – обладатели «Золотой медали» отказались в нем участвовать.

Идея

Идея основания отечественной школы искусств пришла в голову Петру I (остается удивляться, как в ней помещалось столько идей одновременно). По его указанию, при типографии Санкт-Петербурга была основана рисовальная школа, которую он именовал академией, но до западных аналогов она не дотягивала. Для начала, русских художников, архитекторов и граверов отправили учиться в Италию, Голландию и Францию.
Незадолго до смерти царь-преобразователь успел подписать указ об учреждении настоящей Академии художеств, но его преемники идею не поддержали — появилось лишь художественное отделение в составе Академии наук. Искусство находились в ней на вторых ролях как что-то эфемерное и не нужное. Ученые не воспринимали служителей муз всерьез, оспаривая их ценность для государства.

Открытие

Академия «трех знатнейших искусств» — живописи, скульптуры и архитектуры — все-таки была учреждена в 1757 году. Высшее учебное заведение Российской империи в области изобразительных искусств основал Иван Иванович Шувалов – фаворит императрицы Елизаветы Петровны, использующий свое особое положение при дворе во благо России. Он по большей части за свои деньги пригласил в Академию художеств иностранных мастеров, пожертвовал свое собрание художественных работ, основал музей и библиотеку и отдал под нее свой дом на Садовой улице. Учебное заведение открылось при Московском университете – в него набрали юные дарования из Москвы и Санкт-Петербурга.

Обучение длилось от 9 до 15 лет. На выпускных экзаменах ученики рисовали полотна не только на библейские и античные сюжеты, но и из российского прошлого. Именно по таким работам, в конце концов, оценивалось их мастерство.

В пяти-шестилетнем возрасте дети поступали в Воспитательное училище при Академии художеств, где для начала их учили рисовать орнаменты и копировать античные образцы. Они проходили традиционный путь от изображения голов из гипса и натурщиков до грандиозных исторических полотен. В конце обучения студенты создавали собственный шедевр.

Также здесь не забывали об общеобразовательных предметах: изучали географию, астрономию, мифологию, историю и иностранные языки.

Лучшие выпускники отправлялись оттачивать свою мастерство в Европу — обычно, Италию или Францию. Причем их стажировка полностью оплачивалась: в XVIII веке — три года, впоследствии — шесть. Иногда творцам приходилось напоминать о том, что их ждут родные пенаты. Карл Брюллов, например, задержался в Италии на 12 лет. Он внял лишь настоятельному напоминанию самого царя Николая I вернуться в Санкт-Петербург, зато привез огромное количество полотен.
После того, как Шувалов попал в опалу, Екатерина II президентом Академии художеств назначила Ивана Ивановича Бецкого.
Проект
Просвещенная императрица Екатерина II искусства ценила – Академии художеств получила статус Императорской. Она получила самостоятельность, хорошее финансирование и в перспективе – собственный дом на «престижном» месте — Васильевском острове.
Проект здания на Университетской набережной принадлежит Жану Батисту Мишелю Валлен-Деламоту, а непосредственным строительством занимался первый ректор Александр Кокоринов, представитель московской архитектурной школы, чуть ли не единственный российский архитектор, не учившийся за границей.
Место, отданное под Императорскую Академию художеств, не пустовало – под нее пришлось выкупить три дорогих особняка высших сановников. Строительство шедевра архитектуры заняло целых 24 года, и стало одним из первых столичных произведений в стиле классицизма. Прямоугольное в основании здание скрывает огромный круглый двор, который может вместить собор Святого Петра в Риме. Он устроен таким образом, что в него могли въехать кареты. По распространенному мнению, на этот проект Валлен-Деламота вдохновил архитектурный ансамбль площади Согласия в Париже
Портик с колоннами украсили античные Геркулес и Флора. Установленная на самом верху скульптурная композиция «Минерва, окруженная мальчиками-гениями искусств» работы А.Р. Бока, сгорела в пожаре. Ее восстановили лишь в начале XXI века.
Строительство Императорской Академии художеств превратилось в дорогой долгострой и на время полностью остановилось из-за нехватки средств. Именно финансовые трудности считали причиной приступа черной меланхолии, доведшего до самоубийства его главного строителя Кокоринова, хотя официальной причиной назвали приступ водянки. Валлен-Деламот также покинул страну, не увидев осуществления своего проекта. Но к 1817 году работы все же удалось завершить.
Любопытно! Согласно легенде, одна из причин преждевременной смерти Кокоринова — сама императрица. Однажды во время визита в строящуюся Академию художеств Екатерина II случайно испачкала платье о свежевыкрашенную стену и сильно разгневалась. Это стало «последней каплей» — Кокоринов не выдержал позора и повесился на стропилах под куполом своего творения.
К 1767 году академические классы были разделены на живописные, скульптурные и гравировальные, а также различных ремёсел.
Золотой век
В начале существования Академии художеств среди ее президентов встречались как русские (Мусин-Пушкин), так и иностранцы. Доходило до абсурда. В самом конце XVIII века ее возглавил француз Огюст де Шуазель — Гуффье, не владевший русским языком. Все документы для него переводили на французский. Выдающейся зодчий Василий Баженов оказался «у руля» на срок меньше месяца. Осуществить грандиозные замыслы ему помешала внезапная кончина.
Период правления мецената Александра Сергеевича Строганова стал, пожалуй, лучшим для Императорской Академии художеств. Она достигла расцвета: открылись медальерный и реставрационный классы, а посещать ее смогли даже крепостные — в качестве вольнослушателей. Удалось осуществить лишь часть задуманной им реформы, но благодаря ей учащихся стали все чаще отправлять на стажировку за границу.
Огромную роль в развитии Академии сыграл другой ее президент — энергичный Александр Николаевич Оленин. Он разобрался с накопившимися долгами и получил финансирование на ее перестройку. По проектам Константина Тона в 1830-х годах отделали великолепные Рафаэлевский и Тициановский залы и набережную перед Академией. На нее водрузили сфинксов, проделавших длинный путь из египетской пустыни к болотистым северным берегам и ставших символом этого места.
После перехода в ведение министерства Императорского двора дела в академии пошли еще лучше — в Риме, где находилось особенно много российских студентов, создали специальное попечительство для их поддержки.
Под руководством императорской семьи
В середине XIX века Академию возглавляют особы императорской крови. Глобальные изменения начались при великой княгине Марии Николаевне, которая назначила вице-президентом князя Григория Григорьевича Гагарина. Они оба настаивали на реформе академического устава, не соответствующего веяниям эпохи. Новый устав члены Академии встретили настороженно. И не удивительно — князь Гагарин считал, что необходимо избавиться от старой профессуры и устроить индивидуальные творческие мастерские, куда молодые прогрессивные педагоги набирали бы учеников.
Утверждалось два отделения: архитектуры, живописи и скульптуры. Гораздо большее внимание уделялось преподаванию общих наук: математики, физики и химии.
Гагарин превратил Академию в центр художественной жизни столицы — организовывал платные выставки, чтобы издавать на вырученные деньги учебную литературу, пополнять музей. Благодаря его энергичной деятельности она стала открытым заведением со свободным доступом для вольнослушателей и посетителей библиотеки.
К сожалению, все эти изменения не коснулись самого метода преподавания, который остался ложноклассическим, оторванным от жизни, построенным, в основном, на изучении античности, трактовке библейских сюжетов в стиле эпохи Возрождения. Хотя уже тогда появлялись художники, работающие в духе народного современного искусства.
Бунт на академическом корабле

На протяжении ста лет Академия существовала по раз и навсегда заведенным правилам: времена менялись, а порядки нет. И искусство чутко на это реагировало. Скандал разразился в 1863 году – при проведении специального конкурса, объявленного к столетнему юбилею Академии среди ее лучших выпускников, получивших «Золотые медали».
Любопытно! Наиболее успешные выпускники получали разные категории наград: от «Большой Золотой медали» до частных наград и премий.
Конкурсантов лишили возможности самим выбирать сюжет картины. И историческим, и жанровым живописцам надлежало нарисовать сюжет на очередную надоевшую всем мифологическую тему. Художники дважды подавали руководству прошения предоставить им свободу выбора сюжета. Оба остались без ответа, и они коллективно покинули Конференц-зал сразу после объявления темы работы — скандинавского мифа.
Это революционное событие окрестили «бунтом четырнадцати». Впоследствии бунтари образовали «Художественную артель», а потом «Товарищество передвижных художественных выставок». «Мертвому» академизму они предпочли изображение «живой» жизни народа и злободневные современные темы.

Реформы

Академию все же пришлось реформировать. Это стало возможным во многом благодаря талантливому преподавателю Павлу Чистякову. В результате Академия художеств «подарила» России совершенно не похожих друг на друга гениев: Репина, Врубеля, Серова, Поленова, Борисова-Мусатова.
Великий князь Владимир Александрович, руководивший Академией художеств во второй половине XIX века, прославлял искусство России в мире. Его усилиями открылся русский отдел на международной выставке в Париже. Академия начала открывать музеи в провинции и формировать их экспозиции из своей богатейшей коллекцией. И наконец, при непосредственном участии Академии художеств основали Русский музей, собравший впоследствии самую большую коллекцию отечественного искусства.
В 1893 году по инициативе вице-президента графа Ивана Ивановича Толстого учреждение разделили на собственно Академию художеств, отвечавшую за всю художественную деятельность, и Высшее художественное училище, которое занималось непосредственно обучением. Поменяли старую профессуру на художников-передвижников. Мастерские набирали такие выдающиеся личности как Илья Репин, Владимир Маковский, Иван Шишкин, Архип Куинджи и т.д.
Любопытно! Художники Валентин Серов и Василий Поленов покинули Академию художеств, протестуя таким образом против расстрела мирной демонстрации рабочих во время «Кровавого воскресенья» — великий князь Владимир Александрович оказался в него замешан.
Большевики упразднили Академию художеств. Попытки ее возродить в советские времена не увенчались успехом, хотя «обитель муз» продолжала существовать — долгое время здесь находился Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Сейчас это главный корпус Санкт-Петербургской Академии художеств.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?