Ак-Булун. Иссык-Кульский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной.

1 мая 1882 года, в день св. Царя Константина и матери его Елены, преосвященный Александр приступил к освящению избранного места. При громадном стечении народа, после молебствия, архипастырь благоговейно окропил святой водой избранную местность и водрузил деревянный крест на том месте, где предположено быть храму во имя Живоначальной Троицы. Так, по милости Божией, положено было основание Свято-Троицкому миссионерскому монастырю в Туркестанском крае, на берегах величественного Иссык-Кульского озера, там, где в древности был христианский монастырь с мощами апостола и евангелиста Матфея.
Итак, первые насельники православного монастыря XIX века приложили немало трудов для устроения монашеской жизни, возведения монастырских стен и зданий и укрепления хозяйства. Но далекий от миссионерских центров и духовных оазисов России Иссык-Кульский монастырь не мог выполнять своих основных миссионерских функций. Для успеха нужны были умные сеятели — образованные монахи, но таких в Туркестане не было. Радостное умножение братии последовало в 1886 году, когда в монастырь приехали одиннадцать иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни. 11 января 1887 года в обители была освящена Свято-Троицкая церковь, а 13 марта того же года Государь Император Высочайше соизволил укрепление за монастырем обширного участка земли с тремя заливами — Долгим, Узким и Песочным с прилегающим к последнему заливу озерком Садко с отведением места под мельницу на восточной стороне реки Курмектинки. Но в этом же году Господь скорбью испытал своих рабов. 30 июня их постигло страшное бедствие — землетрясение. Только Иссык-Кульская братия, по милости Божией, осталась цела и невредима. Но всего удивительнее, что по причине того, что стены рухнувшего монастырского корпуса упали не внутрь помещения, а наружу, церковная утварь, престол и жертвенник, образа, сосуды остались неповрежденными. И вновь монастырская братия, поставив для своего временного проживания киргизские юрты, стала возводить стены и здания разрушенного монастыря. Посетивший Иссык-Кульский монастырь летом следующего года Преосвященный Туркестанской епархии епископ Неофит (Неводчиков) не только воодушевлял братию своим архипастырским словом и практическими указаниями, но и помогал восстанавливать монастырь своим трудом.
И снова услышал Господь мольбы и просьбы своих избранных. Летом 1894 года на берега величественного Иссык-Кульского озера прибыли с не менее грандиозного озера, с острова Валаама, восемь иноков во главе с игуменом Севастианом, внося с собой дух Валаамской обители.
В 1895 году были восстановлены и освящены братский корпус и малый храм, в том же году был заложен, а в 1897 году уже освящен новый обширный на 400 человек храм во имя Живоначальной Троицы (архитектор С.Г.Тропаревский), срубленный из брусьев, на каменном фундаменте, с колокольней, куполами и пятью главами наверху. В 1894 — 95 годах на средства Православного Миссионерского общества построены дом для общежития, дом для трапезы и службы, рабочий дом и амбар. На средства монастыря сделан погреб для льда, мельница, скотный двор, дом на пасеке, кузница, лесопилка, дом для плотничьей мастерской, дом, в котором разместились братские мастерские — портных и сапожников, баня, на ближней пасеке дом из брусьев в 2 этажа, построен дом на дальней пасеке, окончен постройкою гостиный дом.
Из местночтимых Святынь в монастыре имелся присланный всероссийским молитвенником Святым праведным протоиереем Иоанном Кронштадтским им самим освященный образ Феодоровской Божией Матери со следующей надписью: «В Семиреченскую область в Святотроицкий монастырь в благословение жертвую сию икону. Протоиерей Иоанн Сергиев из Кронштадта 4 января 1896 года». Также в монастыре находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, и особенно большое стечение богомольцев (до 5.000 человек) в монастырь стекалось 26 июня — в день празднования этой иконы.
В 1905 году в монастырь были приглашены из прославленной старцами Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии иеромонах Порфирий, возведенный Туркестанским Преосвященным в сан игумена и назначенный наместником монастыря, и несколько послушников, в числе которых были будущие иеромонахи Феогност (Пивоваров), Серафим (Богословский) и Анатолий (Смирнов). Двое последних недолго оставались в монастыре, и были призваны преосвященнейшим Димитрием (Абашидзе), епископом Туркестанским и Ташкентским в кафедральный город Верный, где приняли священный сан и подвизались в горных ущельях близ города. Туда же в 1916 году, уже после разорения Иссык-Кульского монастыря восставшими киргизами, пришел иеромонах Феогност. В то же время в монастыре подвизались монах (впоследствии иеромонах) Пахомий (Русин) и монах Ириней (Мотях), впоследствии принявший схиму с именем Ираклий.
Площадь монастыря была обнесена кирпичной оградой на каменном фундаменте, покрытой железом, повсюду множество зелени, фруктов, строевых деревьев и кустарников. К главному братскому корпусу примыкал большой сад за которым был расположен огород и службы: кузнечная и столярные мастерские, баня, скотный двор, конюшни, сеновалы и т. д. При главных монастырских воротах имелась небольшая странноприимница, где в течении года выдавалось до 5.000 бесплатных обедов богомольцам и вообще приезжающим людям. Но неожиданно возникшие в августе 1916 года беспорядки, причиной которых послужила насильственная мобилизация инородцев на тыловые работы, охватили весь Пржевальский уезд и вновь в корне нарушили правильную жизнь и работу монастыря.
История монастыря прерывается в 1916 году во время трагических событий и возобновилась в 2001 году. В этом году в детский дом приезжает Архимандрит Наум Троицко-Сергиевой Лавры. Из его рассказов Дегенбаева Гульнара Орозбаевна узнает об истории Свято-Троицкого мужского монастыря. За более подробной информацией директор детского дома Дегенбаева Г.О. едет в Москву и знакомится со Схиархимандритом Илием и получает благословение на восстановление Храма Свято-Троицкого монастыря. В 2012 году детский дом посещает Владыко Среднеазиатский Викентий с целью передать ценные архивы о монастыре. В 2013 году в августе с визитом прибыл Епископ Бишкексий и Кыргызстанский, для освящения еще не восстановленной часовни монастыря. С этого момента уже в освященном храме проходят регулярные службы, в которых принимают участие Владыка и священники Бишкекской Епархии.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, по благословению Владыки Ташкентского и Среднеазиатского Викентия, по благословению Епископа Бишкекского и Кыргызстанского Феодосия, по благословению предыдущего Владыки Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, по благословению Схиархимандрита Илий, по благословению одного из духовников Свято — Троицкой Сергиева Лавра, архимандрита Наума, начались реставрационно-восстановительные работы по монастырским зданиям, Иссык-Кульского Свято-Троицкого мужского монастыря.
25 апреля 2013 года отреставрирован малый монастырский храм пожертвованиями делателей Жатвы Господа Меламуд Александра Романовича, Радченко Игоря Владимировича, Васильевой Ирины Геннадиевны.
http://www.kyrgyzstantravel.net/articles/monastery.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?