Айа-Напа. Монастырь Айя-Напа.

Впечатляющие сооружения средневекового монастыря, возведенного во имя «Богородицы в лесах», расположены в центре Айя-Напы и ограждены высокими стенами. Сохранившаяся здесь церковь 16 века частично расположена в скале, ниже уровня земли. Кельи, построенные к востоку от церкви, сейчас занимают службы Всемирного Совета Церквей. Напротив южных ворот монастыря растет очень древняя смоковница, сикомора. По преданию, этому дереву уже более 600 лет.

Монастырь Айа-Напы — одна из главных достопримечательностей города. История монастыря в Айя-Напа началась в XV столетии. Его внешний вид практически не изменился, поэтому можно представить, какой была архитектура Айя-Напа много столетий назад. Это позволит почувствовать удивительную атмосферу и понять, насколько прекрасна старинная архитектура Кипра. Он был построен знатными венецианцами примерно в 1530 году у пещерной церкви VIII или IX века.
«Айя Напа» означает «святой лес». Местность получила такое название благодаря иконе Богородицы Напы (то есть Пресвятой Леса), в сокращенном варианте от которой и была названа эта местность. Пещера, в которой расположена церковь, тайник и источник свидетельствуют о существовании христианской общины с византийских времен. Внутри есть колодец со святой водой, из которого может напиться любой желающий. На стенах еще можно различить древние фрески. Согласно одной из версий, в пещере, где теперь располагается церковь, охотник нашел чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Узнав об обнаружении иконы, многочисленные верующие начали посещать священное место в пещере. По всей вероятности, икона была помещена в пещеру в период иконоборчества (VII-VIII век н.э.) и благодаря этому была спасена. В XIV веке пещера была надстроена и таким образом был основан монастырский храм. В 1571 году Кипр был включен в состав Османской империи. К счастью, монастырь Айя-Напа не был разрушен, хотя многие старинные храмы в то время были уничтожены. В оттоманский период монастырь был женским, а с 1668 гоа стал мужским, процветая почти в течение сотни лет до 1758 года, когда по непонятным причинам монахи покинули его.
Здесь, во дворе монастыря, находится красивый мраморный восьмиугольный фонтан с рельефными фигурами, который обозначает собой центр монастырского двора. На территории монастыря Айя-Напа есть внутренний дворик с небольшой крытой беседкой, в северной его части находится источник в форме головы дикого кабана. Согласно местным легендам, в начале 16 века дочь знатного и богатого венецианца, семья которой хотела выдать ее за другого богача, нашла прибежище в монастыре Айя Напы. Богатая девушка стала восстанавливать старые постройки и возводить новые. Проведя в монастыре всю свою жизнь, она была погребена в монастырском дворике, недалеко от построенного ею восьмиугольного фонтана. Говорят, что именно она посадила рядом с монастырем дерево платан, которое растет и поныне, достигнув огромных размеров. 24-метровой сикоморе (тутовое дерево), растущей перед южными воротами, никак не меньше 600 лет. Каждый день многие верующие, прибывают в Айя-Напу для того, чтобы преклониться перед иконой Божьей Матери и опоясаться плодотворным поясом. Сюда регулярно приезжают бесплодные пары и женщины, у которых очень трудно протекает беременность.

Монастырь «Айа-Напа» находится в южной части Фамагусты. Название монастыря и чудотворной иконы Божией Матери указывает на некогда лесистую долину в этой местности. Согласно местной легенде, в пещере, где теперь располагается церковь, охотник нашёл чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Собака охотника первой заметила светящуюся икону и, остановившись перед ней, начала настойчиво лаять, привлекая внимание хозяина. По всей вероятности, икона была помещена в пещеру в период иконоборчества (VII-VIII) и благодаря этому была спасена. Узнав об обнаружении иконы, многочисленные верующие начали посещать это место в пещере.
В течение Комниновского периода (1081-1191) пещера, вероятно, была расширена для создания церкви и проведения православных богослужений. Алтарная часть пещерной церкви (темплон) может быть датирована концом ХII века, когда Кипр был частью Византийской империи. Древний источник со святой водой (агиасма) можно найти рядом с алтарной частью пещерного храма. С приходом франков на острове (1191) поместье управляющего областью было устроено рядом с пещерной церковью. Икону, а за ним и местность стали называть «Панагия Напа» (Пресвятая Богородица из леса). Имя Айя-Напа упоминается впервые в 1366 году.
Сооружения Франкийского периода в монастыре «Айа-Напа» считаются: северная башня, большие складские помещения с хранилищами в восточной части монастыря и внутренний двор, который очень похож на двор в поместье Лузиньянов в Куклии (восточнее Пафоса). В этот период пещерная церковь была расширена и была пристроена латинская часовня. Также в это время был построен акведук, доставляющий воду в эту местность. Когда Кипр находился под венецианским владычеством (1489-1571) весь комплекс сооружений был преобразован в католический монастырь. Согласно местному преданию монастырь был открыт в 1530 году. Церкви, мельницы и первые склепы были возведены на деньги богатой венецианки из Фамагусты, постригшейся в монахини против воли отца, который запретил ей выйти замуж за простолюдина. После открытия обители к пещерной церкви добавляется ещё одна пристройка, чтобы вместить всех желающих паломников. Помещения в восточной части монастыря были преобразованы в монашеские кельи. Была расширена башня и украшена в соответствии с модой эпохи Возрождения (ХV-ХVI вв). Возможно, в башне располагались покои игумена монастыря. В это время тысячи паломников различных христианских конфессий стекались в монастырь, чтобы поклониться чудотворному образу Божией Матери «Айа-Напа». После османского завоевания острова (1571) монастырь был передан в юрисдикцию Православной Церкви, а латинское духовенство было изгнано отсюда.
В ХVII веке монастырь владел большими земельными угодьями, число братии монастыря в это время значительно увеличилось. В этот период были построены восточные арки. Но самым впечатляющим сооружением османского периода является навес в центре двора, который был построен вокруг венецианского фонтана. Фонтан имеет восьмиугольную форму, напоминая тем самым раннехристианские восьмиугольные баптистерии. Сам фонтан был сооружён из известняка и, по-видимому, был перенесён в монастырь из Фамагусты после османского владычества. В ХVIII веке монастырь начал постепенно приходить в упадок и со временем в нём осталось лишь несколько монахов.
В 1758 году обитель была полностью заброшена, последние монахи ушли из неё по непонятным причинам. К этому времени поселение рядом с монастырём стало увеличиваться в связи с тем, что некоторые семьи арендовали имения монастыря. Согласно надписи на южных арках, епископ Спиридон восстановил монастырь в 1813 году. С тех пор здание башни использовалась для общественных нужд, в ней была организована школа, а церковь стала приходской.
Начиная с 1940-х годов Департаментом Древностей были выполнены крупные реставрационные работы в обители, которые закончились в 1950 году. С 1978 года здания монастыря использовались в качестве конференц-центра для Всемирного Совета Церквей. С воссозданием Константийской и Аммохостской митрополии в 2007 году правящий архирей митрополит Василий объявил о создании Культурной Академии «Св.  Епифания» на территории монастыря. Целью Академии является развитие богословских, исторических и образовательных исследований, а также создание музея и организация конференций в стенах древней обители.
Из буклета: «Краткая история монастыря Айя Напы»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?