Вторым храмом в Ахтырке ныне считается Успенский, бывший до построения каменного Покровского соборным. «Лета 7174 (1666) года Августа 29 дня по Государеву Цареву и вел. Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца указу окольничий и воевода князь Юрий Никитич Борятинский с товарищами дали выпись Ахтырского города соборной церкви протопопу Самуилу Федоровичу с отказных книг». Содержание выписки состоит в том, что Ахтырской соборной церкви по указу Царя отведено пахотной земли 5 десятин и сенокос возле Гусинца. Таким образом, Успенский храм в Ахтырке существовал еще в 1666 году и без сомнения был современен основанию самого города Ахтырки. Упоминаемый в грамоте протоиерей Самуил Федоров известен еще по актам 1681 и 1685 годов, в последнем упоминается «Ахтырская протопопица вдова Пелагея, Самойловская жена, и сын ее Успенский поп Иван Самойлов», по акту 1700 года поповский староста. С 1691 года известен «пречестный в Бозе отец Назарий Яковлевич протопоп Ахтырский».
Каменный Успенский храм, которого освящение было в 1738 г., построен ахтырским полковником и бригадиром Алексеем Леонтиевичем Лесевицким. Высокие своды храма, опирающиеся на столбах, придают много величия сему храму. В нем три престола в ряд: главный в честь Успения Богоматери, южный в честь Воскресения Христова, северный в честь Рождества Христова. Под нижними сводами храма есть еще престол во имя Алексея человека Божьего, Ангела создателя храма. Живопись главного иконостаса в греческом вкусе и правильная, дышит жизнью и величием, это работа украинского художника, известного в предании под именем Владимира. По бумагам Консистории видно, что живописный мастер и сын живописца, уроженец харьковский, Владимир Дмитриев до 1734 г. жил в Харькове, после того до 1744 г. в Печерской Лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания Императрицы в Киеве вызван был ко двору, где оставался до 1747 г. Затем указом 8 января 1747 г., согласно с Высочайшей волей, Синод предписал дать ему по его желанию причетническое место при Харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя. В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но к сожалению недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде.
Достойны внимания: а) три евангелия, одно с изображением Успения Богоматери, К. п. 1707 г., другое, в серебряных досках, М. п. 1744 г., пожертвованное 1747 г. Натальей Лесевицкой; третье К. п. 1732 г.; б) книжка благодарных молебных пений М. п. 1743 г.
1857 год. Город Ахтырка «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»; http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-gorod-ahtyrka-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii
В первой половине XIX в. в Ахтырке было 2,5 тыс. домов, среди которых только 7 каменных. В 1837 г. на территории города проживало 14205 человек, которые, в основном, занималось сельским хозяйством. Многие из них ходили на богослужения в Успенский собор — один из древнейших в Ахтырке. Известно, что деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1666 г. Успенский собор — первое каменное сооружение Ахтырки. Был он двухъярусным, в нижнем ярусе размещалась теплая церковь, в верхнем — холодная. Чудо украинского зодчества разрушили в 1939 г. (1932). Церковь просуществовала два века, долгое время это был главный храм города, пока эту функцию не взял на себя Покровский собор.
Успенская церковь была построена в 1738 г. тщанием полковника Ахтырского казацкого полка Алексея Леонтьевича Лесевицкого, который в этот период (1734-1744 г.г.) был командиром (бригадиром) всей Слободской бригады. Славилась церковь Успения Пресвятой Богородицы тем, что имела три престола в верхнем ярусе и один — в нижнем. Уроженец г. Харькова художник Владимир Дмитриев расписал главный иконостас в греческом стиле. Ограда церкви поражало своей красотой и изяществом, недаром её фрагмент находится в Эрмитаже.
В подвалах церкви жители города прятались во время бомбежек в годы Великой Отечественной войны. Старожилы города говорят, что из этих подвалов вели подземные ходы аж до самой реки Ворсклы и до Покровского собора. В 50-х г.г. прошлого века во время расширения площади Ленина подвалы разрушенной церкви были засыпаны.
Интересно, что в Успенской церкви мирно уживался и приход Украинской автокефальной церкви, которая начала свое существование в первые годы советской власти. До уничтожения храма располагался в нижнем ярусе церкви.
Что касается колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы, то она после уничтожения храма просуществовала до 1970 г. Колокольня использовалась долгое время как пожарная каланча, позже как водонапорная башня. Перед своим разрушением, с появлением телевидения, на месте разрушенного купола колокольни была установлена телевизионная антенна. Колокольня была построена в 80-х г.г. XIX в. по проекту неизвестного автора. Она имела 4 яруса, была квадратной со срезанными углами, венчал ее купол с 4-мя треугольными фронтонами по сторонам сооружения.
http://www.okhtyrka.net/content/view/3699/214/
Ахтырка, как и Лебедин, расположена в низине, здесь нет ни дальних перспектив, ни эффектных высот. Достопримечательности Ахтырки — несуществующие теперь Успенская каменная и Юрьевская деревянная церкви, и уцелевший ансамбль Покровского собора – имеют свое неповторимое лицо и являются творениями определенной школы в искусстве Слобожанщины.
При сооружении в 1728-1738 г.г. Успенского собора, впервые была сделана попытка совместить крестообразный девятидольный в плане храм (типа седневского) с крестово-банным, от которого заимствованы только четыре опорных столба с подпружными арками и куполом. Если раньше в таких сооружениях бани ставились исключительно на стены, то здесь строитель попытался поставить их только на опорные столбы. Чтобы гарантировать статику здания от всяких неожиданностей, он делает их очень массивными, оригинальной формы в плане – подобной ромбу, но рога не острые, а срезанные, с небольшими прямоугольными выступами. Эти выступления, как мышцы у крещатых столбов древнерусских храмов, переходят в арки.
При такой конструкции осталась нерешенной проблема перехода от квадратного со срезанными рогами подбанного пространства до правильного восьмигранника. Мастер остроумно выходит из положения. Выше пят подпружных арок он устраивает второй ярус вспомогательных высоких арок над плоскостями опорных столбов. Они и образуют правильную восьмигранную основу подбанников.
Интерьер центрального помещения не имеет аналогии в украинской архитектуре. При взгляде на него бросается в глаза уверенное движение оригинальных пилонов, что затем подхватывается гранями арок второго яруса и передается подбаннику. Именно эта многосторонняя дифференциация элементов бани и создает иллюзию могучего движения и большой высоты подбанного пространства.
Успенский храм в последующем часто принимали за образец. Творческие концепции сооружения по-своему интерпретировали те, кто строил межирицкий собор, Покровскую церковь в той же Ахтырке, а также козелецкий собор. Кстати, напомним, что и Бернард Меретин в том же плане решает девятидольный план храма Юрия во Львове и использует достижения деревянного строительства. Итак, противоположные, казалось бы, звенья украинской архитектуры сомкнулись в одну цепь.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г.