Свято-Троицкий монастырь, общежительный, на горе Ахтыри, при реке Ворскле, в 4 верстах от города Ахтырки. Основан в 1654 году и сначала именовался Благовещенским. С построением здесь храма во имя Святой Троицы в 1724 году, монастырь стал именоваться Свято-Троицким. В 1787 году он был упразднен; в 1843 году вновь открыт (по определению Священного Синода от 30 ноября 1842 года). Здесь находится древняя местно чтимая икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Накануне дня Святой Троицы совершается в монастырь крестный ход из города Ахтырки (см. 2 июля). При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
«Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского, первый по красоте своего месторасположения. В 4 верстах от Ахтырки к северу стоит гора, круглая как шатер, покрытая зеленью как вековой свежий дуб. При подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине». Так писал в 1852 году Харьковский архиепископ Филарет Гумилевский в своей книге «Историко-статистическое описание Харьковской епархии».
«Первое рождение монастыря состоялось в 1654 году. Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею своею в числе 40 человек, — пишет свт. Филарет, — Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Бедные странники вследствие сострадательной просьбы жителей гор. Алешни, по указу царя Алексея Михайловича, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями… В 1720 г. богатый Тростянец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св.Троицы, оградив монастырь каменною оградою. Приняв схиму и имя Товии, он здесь же почил и был погребен в соборе».
«По указу Екатерины II в 1787 г. монастырь был закрыт. Но жители окрестных мест не переставали питать благоговение к развалинам святой обители; дивная гора не переставала обращать на себя взоры благочестивых сердец. Наконец, сожаления о запустевшей обители, возрасли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древней обители. И в 1842 году последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря». Его настоятелем назначен был духовник святителя Мелетия Харьковского иеромонах Сергий, возведенный в сан игумена. Тогда в нем проживало около полутора сотен монахов и послушников.
После октябрьского переворота 1917 г. монастырь был закрыт. В 1919 г. мученической смерти был предан его настоятель архимандрит Аристарх. Храмы монастыря были разграблены и осквернены. До Второй мировой войны здесь размещался детский городок — приют для детей-сирот и беспризорных, затем военные казармы. Вскоре после войны все еще уцелевшие здания были разобраны на кирпич. В 1970 годы здесь был устроен заводом «Промсвязь» полигон для испытания антенн, который в 1990-е годы перестал действовать.
От монастыря сохранилась только древняя, обстрелянная танком в военные годы, израненная колокольня. Она и привлекла к себе внимание двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. С помощью благочестивых ахтырчан были устроены навесы, прослужившие все лето и осень как монастырские храм и трапезная. 23 июня, в день престольного праздника обители, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия. 26 июля на колокольне был водружен святой Крест. А в сентябре в колокольне начались реставрационные работы. Братия, к которой тогда присоединилось еще два послушника из числа студентов духовного училища, поняла, что у нее имеется только одна возможность устроения каменного храма и келий — сделать все это внутри колокольни: на первом ярусе храм, а на втором и третьем — келии. 12 января 2003 г. епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма. В последующие годы были построены корпус для братии с домовым храмом во имя Всех Преподобных Отцов и гостиница для паломников. Рядом с колокольней построен новый храм во имя Святой Троицы, в котором на Пасху 2012 года состоялось первое богослужение.
http://www.ahtyr.org/ru/history
Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского первый по красоте своего местоположения. В четырех верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. Окружность ее около 200 саж., а высота отвесная до 15 саж.; при подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом, так что остается один перешеек для проезда. На северо-запад величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом; на юго-востоке — луга. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине.В Истории иерархии указывается 1670 г., но, не зная источника, откуда взято это показание, доверяем игумену, писавшему донесение и просьбу в 1762 г. на основании монастырских актов. В просьбе своей, поданной на имя императора Петра III в белогородскую канцелярию от 1 июля 1762 г., он писал: «Монастырь по указу благочестивейшаго Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по челобитью игумена с братьею, устроен 1654 г. а оный игумен от унеи бежал с Подпольской области, из-за Днепра, с Лебединскаго монастыря, под державу предков ваших, с братиею 40 человек монахами и с подданными тамошними вольными черкасами, церковными утварьми и священническими облачении, сосудами и со всеми принадлежащими церковными потребами и сему игумену по указу Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешни всякаго чина и звания людей, та гора Ахтирь с пахатным полем и сенными покосы лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь». На карте Гигельмана «Лебедин» показан при вершине р. Тясмина. Лебединский монастырь Киевской епархии доселе существует.
Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею своею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и езуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно было бежать. Бедные странники вследствие сострадательной просьбы жителей г. Алешни, по царской воле, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями. Это было в 1654 г. Первый храм, деревянный, построен был во имя Благовещения Богоматери, и монастырь назван Благовещенским. Ахтырский полковник Федор Осипович Осипов построил каменный храм Благовещения. Название Благовещенского оставалось за монастырем около 70 лет, и память основателя чтили с благоговением. Так, в Святогорском Синодике 1710 г. записан «род иеромонаха Иоанникия, игумена монастыря Ахтырскаго» и ниже «поминовение сродник и братий монастыря Благовещенскаго Ахтырскаго: помяни Господи иеромонахов Иоанникия, Федора» и прочее.
В 1720 г. богатый Тростенец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему, Благовещенского собора протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св. Троицы, оградив монастырь каменною оградою на протяжении 269 саженей. Надпись под местным образом собора говорит: «Во всех прославленный в честь и славу тричисленнаго своего имени устрои совершити храм сей 1724 года, при непобедимой державе Всепресветлейшаго Императора Российскаго Петра Великаго, того же года коронование Ея Величества Государыни и Великой Княгини Екатерины Алексеевны, особливым иждивением и трудами Их Величества духовника, протопресвитера Тимофея Васильевича». По благословению преосвященного Епифания, епископа Белгородского, монастырь стал тогда называться Троицким. Тимофей Васильевич, царский духовник и в конце жизни ктитор и инок Ахтырского монастыря, был лицо замечательное. Он происходил из дворянской фамилии, переселившейся из-за Днепра в Украйну; приняв сан священства, он был священником, а потом протоиереем в слободе Тростенце, его незлобие и усердная служба престолу Божиему стали известными царю Петру, и он в 1703 г. призвал его ко двору своему в звание протоиерея придворного Благовещенского собора и духовника его царского величества. Вслед за тем Надаржинский был принят в звание духовника всей царской фамилии; по примеру же царя и многие вельможи, особенно военные, приняли его себе в духовного отца. Отец Тимофей был неотлучный спутник царя во всех его походах и путешествиях. В 1704 г. по взятии Нарвы государь пожаловал духовнику найденный в этом городе драгоценный крест с мощами, осыпанный алмазами. В продолжение Шведской кампании он неустрашимо бывал на штурмах и сражениях вместе с Петром; о. Тимофей доставлял Петру и донос на Мазепу, к несчастию России, попавший после того в руки продажных судей. В Турецкую войну он также был на Пруте: «жертву Богу приносил молящи, да бусурман наветы не успевают Христова раба одолети». Он отправлялся с Петром по морю и в Персидскую кампанию; дикие волны Каспия едва не погрузили тогда на дно свое отважных путников; о. Тимофей подкреплял твердого Петра упованием на Бога. В 1712 г. Петр пожаловал о. Тимофею портрет свой, осыпанный бриллиантами, а царица своими руками пришила его на персях духовника. В 1717 г. он сопровождал царя в чужие края и был с ним в Париже. Надаржинский сохранил звание свое и в короткое царствование Екатерины I, а по смерти ее в 1727 г. удалился от двора в Тростенец. Здесь, лишась сына Алексея, которого нежно любил, он разделил имение свое между остальными детьми, обогатил вкладами обитель Ахтырскую в некоторые храмы и, «оставшись только с душею и телом», отказался от света, приняв схиму и имя Товии в Троицком монастыре.
«В Троицу верова в жизни, Троице при кончине даде обет служити Убо и в сем чине Троица сама изволи три дни ему жити, Еже тем веру к Себе его всем явити». Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца; его положили на правой стороне внутри Троицкого собора. Это было в 1729 г. Сын о. Товии, Осип Тимофеевич Надаржинский, построил каменную трапезу с колокольнею, больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. Это было в 1741 г. По сохранившейся описи монастыря 1732 г. видно, что тогда уже два храма обители — Троицкий и Благовещенский — украшены были богато. Например, одно Евангелие было обложено сверху и снизу серебром, на верхней доске — чеканный образ Святой Троицы, на нижней — такое же изображение Благовещения, пять других Евангелий также украшены были серебренными накладками, два креста серебряных чеканных, гробница, 3 потира с прибором, блюдо для благословения хлебов, 3 кадила, все серебренные; наконец, библиотека была довольно богата книгами. Под местными иконами была надпись: «В честь и славу Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа, свят. Пречистой, Преблагословенной Божией Матери. за бытие великаго Господина Преосвященнаго Архиепископа Петра Смелича на престоле Белоградском, тщанием и трудами всечестнаго господина о. игумена обители Святотроицкия Ахтырския, Феодосия Янковскаго с братиею, построены шаты сии на все четыре местные образы в р. 1738 февраля 3 дня, серебра казеннаго монастырска-го, имеющагося от бригадира Феодора Осипова и прочих, также в дополнение от подаяния Боголюбцев даннаго, их же як при обители имена в книгах, так и в вечных на небеси, яко любящих благолепие дому Божия, суть записаны. Весу в них 24 ф. 38 зол.».
В топографическом описании Слободско-Украинской губернии 1782 г. сказано: «В нём (в монастыре) сад небольшой регулярный, а за оградою другой виноградный». Остатки садов видны и ныне. Еще и теперь остаются пещеры, выкопанные внутри горы, но заваленные камнями во время запустения монастыря. Киевские подвижники пещер и здесь возбуждали иноков подражать дивной труженической жизни их.
Последним настоятелем древнего Ахтырского монастыря был архимандрит Венедикт. При нем по указу 1787 г. монастырь был закрыт. Иноки перешли доживать век в Куряжский монастырь, а архимандрит Венедикт долго не хотел расстаться с любимою Ахтырскою горою, хотя и определен был в настоятеля Московского Данилова монастыря. Главный храм обители обращен был в приходский, и то по усильным просьбам майора Ивана Войновича, владельца дер. Доброславки. Храмы Благовещенский и Преображенский и монастырская ограда были разобраны, и кирпич продан был по 50 коп. за 1000. Тогдашний городничий Мандрыкин выстроил себе из кирпича ограды дом. Все пришло наконец в запустение.
Об имениях монастыря игумен Иоанн, вследствие указа консистории от 28 июля 1762 г., доносил следующее: «За Ахтырским монастырем крестьян прежде сего не имелось и ныне ни одной души не имеется, кроме близ того монастыря устроенного за монастырским двором и при нем поселенных вольных черкас 180 душ; да в гор. Ахтырке приезжих четыре двора, в коих живут вольные черкасы 17 душ, с поселения означеннаго монастыря в 1654 г. на отведенной под оной монастырь впусте стоящей и ни кем не владеемой пахатной земле, небольшое число сенных покосов, на 1000 копен; лесной дачи небольшое число и рыбных ловлей с протчими угодьями; к томуж на данных на поминовение от доброхотных дателей в вечное владение мельниц и хуторов. Мельница, состоящая в селе владельческом Лутищах, расстоянием от монастыря 18 верст, при коей мельнице ни едной души, також ни земли, ни леса не имеется, кроме едных мерошников. Хутор, прозываемый Гнилосыровский, при котором мельничное пустое место, луга и земли пахатной малая часть, да сенных покосов на 500 копен. При оном хуторе вольных черкасов 8 душ. Газстоянием от монастыря 25 верст. На речке Коломаке.
Но жители окрестных мест не преставали питать благоговение к развалинам св. обители; дивная гора не преставала обращать на себя взоры благочестивых сердец; каждый год жители Ахтырки, жители окрестных сел, даже из дальних мест, почитали за священный долг хотя раз помолиться в храме Св. Троицы, где маливались их предки. Особенно на праздник св. духа многие приходили сюда и глубоко скорбели о запустении святыни.
К 1835 г. сожаления о запустевшей обители возросли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древнего монастыря. Жители г. Ахтырки и многие из владельцев Ахтырского уезда в 1835 г. вошли с прошением к преосвященному Мелетию архиепископу о восстановлении древней обители, не требуя на то пособия от казны; прося общежития для монастыря древнего, но опустошенного, они принимали на себя обеспечить существование его пожертвованиями, на которые приготовлены были и акты. Ахтырский уездный предводитель дворянства Райкович с братом своим жертвовали 36 дес. лесу с сенокосом, помещик Кулябка — 3 дес. лесу, помещик Бразоль — 2 дес. лесу (оба наследники части имения Надаржинского по супругам), купец г. Ахтырки Алтухов — 12 дес. земли, купец Греков с другими гражданами — 25 дес. Ольхового лесу с сенокосом, помещица, девица Зверева — 10 000 р. ассигнациями, помещица, вдова Наталья Костевская — 5000 р. ассигнациями, куряжский монах Николай Калашников с сыном своим Михаилом — 5000 р. ассигнациями, купеческий сын Григорий Клеца — 3000 р. ассигнациями. Благочестивый архипастырь изъявил живейшую радость о таком благочестивом деле и полную готовность ходатайствовать пред Святейшим Синодом об исполнении желаний благочестивых. По собрании сведений 10 февраля 1840 г. просьба представлена была Святейшему Синоду, но архипастырь Мелетий скончался, а дело возвращено было в консисторию для некоторых дополнений. В 1842 г. преосвященный Иннокентий снова вошел с прошением о возобновлении обители, и ноября 30 1842 г. последовало высочайшее соизволение на возобновление монастыря в виде общежития с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов, страждущих увечьем или от преклонности лет.
Настоятелем монастыря назначен духовник преосвященного Мелетия иеромонах Сергий, возведенный в сан игумена, он отправлен на место запустевшей обители с 2 иеромонахами, с иеродиаконами и 3 послушниками. 15 января 1843 г. в первый раз игумен с иеромонахами совершил богослужение в Троицком храме. Была зима, а кроме Троицкого храма и колокольни на месте древнего богатого монастыря стояла одна только ветхая, малая хата, где жил церковный сторож. Стужа указывала на необходимость поместиться игумену с братиею на время зимы в городе, где у собора есть весьма удобные жилые покои, и настоятель собора предлагал их игумену. Но игумен, а по его примеру и братия, остались в сторожевой хате.
Неусыпною деятельностью настоятеля во время зимы приготовлены были материалы, а в начале весны явился на горе деревянный дом для помещения игумена и братии, а внизу горы — покойная гостиница для богомольцев. В июле совершено всенародное обновление монастыря. Ко 2 июля окрестное духовенство явилось в город; сюда же прибыли губернатор С.Н. Муханов, губернский предводитель дворянства, князь А.В. Голицын, уездные предводители дворянства Ахтырского и Валковского и множество других почетных лиц и простого народа. 2 июля, день явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, совершено было Богослужение преосвященным Иннокентием в Ахтырском соборе, а 3 июля в 7 часов начался крестный ход из города в монастырь, где по прибытии совершена литургия и благодарственный молебен, потом заложено было каменное здание для теплого храма и помещений братии. На будущее время положено совершаться крестному ходу с чудотворною иконою из города к храмовому празднику возобновленной обители накануне дня Св. Троицы. При радостном торжестве предводитель дворянства князь Голицын и супруга его Софья Алексеевна, правнучка о. Тимофея Надаржинского, дали обители акт на 15 тыс. р. ассигнациями, по которому монастырь должен получать проценты, полковник артиллерии М.Т. Костырь с супругою пожертвовали 20 дес. земли и 20 дес. лесу, а после того девицы Жияновы передали монастырю 60 дес. земли.
Неусыпною заботливостью игумена Сергия обитель скоро стала восстановляться; в 4 года монастырь окружен каменною стеною на протяжении 600 сажень, внутри ее построены три деревянных корпуса и четвертый каменный; за оградою три гостиницы, в соборном храме возобновлен иконостас.
http://dalizovut.narod.ru/filaret/filar_07.htm
Находился в 4 верстах к северо-западу от г. Ахтырка Харьковской губ. на берегу р. Ворсклы. В 1654 г. игумен Георгиевского монастыря в мест. Лебедин под Киевом Иоанникий и 40 человек братии, спасаясь от притеснений со стороны униатов, переселились на Слободскую Украину, находившуюся под властью московских государей. В том же году по указу царя Алексея Михайловича для устроения новой обители братии была отведена гора Ахтырь (Ахтурь) с полями, лугами и рыбными ловлями. Первый деревянный храм в монастыре был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по местоположению — Ахтырским. Вскоре на средства главнокомандующего слободскими полками бригадира Ф. Осипова вместо деревянной была построена каменная трапезная церковь с тем же посвящением. В 1724 г. по инициативе духовника императора Петра I и императрицы Екатерины I протоиерей московского Благовещенского собора Тимофея Васильевича Надаржинского в Ахтырском монастыре был возведен каменный Троицкий собор, вокруг монастыря — каменная стена. Указом Белгородского еп. Епифания (Тихорского) монастырь был переименован в Троицкий. В 1729 г. прот. Тимофей Надаржинский принял в Ахтырском монастыре схиму с именем Товия и подвизался здесь до своей кончины, был погребен под Троицким собором в древних пещерах, впоследствии замурованных. По смерти иеросхим. Товии его сын Иосиф на собственные средства построил в монастыре каменную церковь в честь Преображения Господня с братской трапезной и каменную колокольню. В Ахтырском монастыре до 1922 г. хранился портрет иеросхим. Товии, на котором он изображен в молитвенном предстоянии пред Распятием Спасителя в рясе с красной епитрахилью. Вверху портрета — «Всевидящее око», с 2 сторон — гос. гербы, а по бокам и внизу — символические изображения из Псалтири с соответствующими надписями.
Со времени основания Ахтырский монастырь управлялся игуменами. До учреждения штатов и секуляризации монастырских имений в Малороссии в 1786 г. Монастырю принадлежало ок. 1547 дес. земли. Крестьяне, проживавшие на монастырских землях, должны были отбывать «послушенство» в пользу мон-ря (обычно 3 дня в неделю). Главной святыней монастыря была находившаяся в юж. приделе Троицкого собора местночтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», принесенная в обитель до 1787 г. Летом 1788 г. Монастырь был закрыт, насельники переведены в Куряжский муж. монастырь Харьковской губ. В ноябре 1788 г. Троицкий собор был обращен в приходскую церковь, др. храмы обители разобраны, все имущество монастыря распродано. При Троицкой церкви была оставлена необходимая церковная утварь, а также чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
По ходатайству Харьковского еп. свт. Иннокентия (Борисова) указом имп. Николая I от 31 октября 1842 г. Ахтырский монастырь был возобновлен со статусом пустынножительного на средства жителей Ахтырки и окрестных помещиков, пожертвовавших 65 дес. земли и 23 тыс. р. 3 июля 1843 г. состоялось открытие монастыря с участием еп. Иннокентия, военного губернатора Харькова и губернского предводителя дворянства, а также многочисленных паломников. Из Покровского собора Ахтырки крестным ходом в монастырь принесли чудотворную Ахтырскую икону Божией Матери. Начиная с 24 апреля 1844 г. ежегодно, в субботу Пятидесятницы, совершался крестный ход из города в Ахтырский монастырь с Ахтырской иконой, перенесение иконы обратно в Покровский собор крестным ходом совершалось в день Всех святых. Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал иером. (впосл. архим.) Сергий, трудами которого были построены теплый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в братском корпусе, каменный и 3 деревянных братских корпуса. В 1852 г. к Троицкой церкви были пристроены приделы: Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В монастыре был сооружен храм во имя прп. Сергия Радонежского, вокруг монастыря возведена каменная ограда с башнями. За монастырской оградой открылись 3 гостиницы для паломников, церковноприходская школа, в августе 1884 г. — больница и столовая. В монастырском хозяйстве процветало пчеловодство, скотоводство, слесарное, бондарное и сапожное ремесла.
После возобновления монастыря им управляли архимандриты. В 1887 г. в монастыре насчитывалось свыше 120 насельников, из них — 70 иноков; в 1908 г. — 67 монахов, 21 указной послушник, 53 чел. на испытании; в 1917 г. — 86 монахов и 34 послушника. В 1887 г. за Ахтырским монастырём числилось 254 дес. земли и 289 дес. леса в Ахтырском уезде и 150 дес. в Купянском у.; в 1917 г. земельные владения монастыря составляли 750 дес. земли. Монастырю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход Ахтырского монастыря составлял 17 616 р. До 1868 г. монастырь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы — «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных монастырей Курской епархии — хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано княгиней С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского.
В 1922 г. Ахтырский монастырь закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек монастыря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сентябре 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12 янв. 2003 г. еп. Иов совершил освящение престола храма. К 2009 г. весь монастырь располагался в одной колокольне. Наместник монастыря — игумен Симеон (Гагатик).
Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывшей обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери.
http://www.pravenc.ru/text/77222.html
Троицкий монастырь в Ахтырке, наряду с Успенским Святогорским и Преображенским в Куряже, входил в число наиболее богатых и почитаемых на Слободской Украине в конце XVII — первой половине XVIII ст. Его постройки располагались на скалистой горе Ахтыр на правом берегу Ворсклы. Здесь 29 сентября 1641 г. польский урядник Кульчевский вместе с украинскими казаками выстроил приграничное укрепление, которое в июле 1647 г. по договору было передано России. Укрепление просуществовало до 1650 г., после чего было разобрано[1].
В 1653 г. на левобережье Ворсклы пришли переселенцы с Правобережной Украины и на речке Ахтырке основали одноименное поселение.
В 1654 г. в Ахтырку из Лебедина, спасаясь от преследований униатов, пришел игумен Иоаникий с 40 монахами, церковной утварью и колоколами[2]. Они основали монастырь на горе, где до 1650 г. стоял «стоялый острожек». Время было неспокойное, и первые монастырские строения частично были «ископаны» монахами внутри горы. Они, как писал Филарет Гумилевский, еще сохранялись в середине XIX ст. в полуразрушенном состоянии. Такие пещеры до 1970-х годов были и в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
В конце XVII — начале XVIII ст. на деньги полковника Ахтырского полка Фёдора Осиповича Осипова строится первый каменный Благовещенский храм монастыря. Храм был разобран в 80-е годы XVIII ст., не сохранилось даже его схематического плана. Однако можно предположить, что это была небольшая трехчастная одноглавая постройка, напоминавшая храм в Сулимовке 1708 г.[3] К этому же типу принадлежал и Успенский собор Святогорского монастыря; однако, выстроенный русскими мастерами, он имел трехчастный алтарь, крупный, примерно 13´13 м центральный объем с приземистым куполом, почти равным по ширине четверику. Его крутая кровля завершалась по слобожанской традиции двухъярусным фонарем.
Окончательно ансамбль каменных строений монастыря сложился в 1720-1730-х годах при Тимофее Васильевиче Надаржинском – соратнике и духовнике Петра Великого, бывшем протоиерее Благовещенского собора Московского Кремля. Он получил от царя крупные земельные пожалованья в окрестностях Ахтырки. Благодаря ему в годы запрета каменного строительства, связанного с Северной войной, монастырь оделся в камень. Так был создан один из лучших ансамблей на Слободской Украине.
Первым в 1720-24 гг. выстроили соборный храм. В плане он повторял известную по Покровскому собору в Харькове и Николаевской церкви Святогорского монастыря схему: к восьмигранному нефу примыкали шестигранные алтарь и бабинец.. Собор разрушили в 40-е годы, его обмеры не были произведены, о его плане можно судить лишь по схематическому чертежу конца XVIII ст.
Центральная часть собора отличалась крупными размерами. Его внутренние размеры ориентировочно составляли 14´14. В боковых стенах первого верха поместилось два крупных оконных проема. Внутренняя площадь храма, по сравнению с Покровским собором в Харькове, увеличилась почти в полтора раза – примерно на 40 м2. Плановая схема Троицкого собора повлияла на построение плана Покровского собора в Ахтырке, выстроенного через четверть столетия уже профессиональными архитекторами по проекту В. Растрелли при участии ученика Д. Ухтомского – Семена Дудинского. Лишь в 60-е годы XVIII ст. слобожанские мастера вернутся к задачам, с блеском решенным строителем храма. Именно тогда появятся храмы с крупным центральным нефом и восьмигранными в плане алтарем и бабинцем[4], собор Николаевского казачьего монастыря под Змиевым с нефом близких размеров, алтарь и бабинец прямоугольной формы которого были усложнены в плане боковыми конхами.
Алтарь и бабинец монастырского собора имели глубину около 7 метров и завершались крупными одноярусными верхами, стоявшими на высоких заломах и увенчанными деревянными фонарями и главами с перехватами, – видимо, они первоначально напоминали завершения Николаевского собора в Нежине и Преображенского в Изюме, но в начале XIX ст. были переделаны. Центральный верх состоял из трех ярусов. Среди ярусных башенных храмов Слобожанщины только церковь Николая Казацкого в Путивле (1735-1737 г.) имеет открытый в интерьере трёхъярусный верх, хотя в деревянных храмах встречаются и четырехъярусные завершения. Описаний интерьера Троицкого собора не сохранилось, но, очевидно, к нему подходили все те превосходные эпитеты, которыми пользовался С. А. Таранущенко, говоря об интерьере Покровского собора в Харькове. Высота первого яруса храма по фасаду была примерно 12,2 м., высота интерьера отвечала тройной высоте стен до начала первого залома и равнялась примерно 30 м. Пространство башни пересекалось четырьмя световыми ореолами, льющимися из 32-х оконных проемов. Особенно крупными, высотой до трех метров, были шесть окон первого яруса. Все окна храма были с прямоугольными перемычками, уложенными по железным полосам – прием известный на Северщине, но почти не встречавшийся в Слободской Украине. Высота центральной башни по фасаду составляла более 40 м.
Наружный декор храма отличался сдержанностью, в духе Петровского времени. Оконные проемы обрамлялись профильной рамкой, полуколоннами на висячих кронштейнах, и завершались вогнутыми треугольными разорванными фронтонами с шарами-фиалами на пьедестале. Сложные карнизы напоминали карнизы Покровского храма в Харькове и включали 3-4 ряда поребрика. Под карнизами второго яруса центрального верха стояли керамические розетки. По форме они походили на крышки керамических кадильниц, изготовлявшихся украинскими ремесленниками в XVI–XVII ст. Окна в последних ярусах всех трех верхов были крупнее и обрамлены массивной профильной рамкой. Все углы нижнего объема храма украшали пучки полуколонок на кронштейнах, разделенных треугольными тягами. Эта деталь декора, характерная для русской архитектуры середины – второй половины XVII ст., так последовательно была применена в Слободской Украине лишь в трёх храмах[5]. В Ахтырском храме она особенно к месту, придавая не усложненным пристройками башенным объемом остроту и экспрессию.
Стены собора, как в других слобожанских храмах, были побелены по затирке, фонари завершений имели живописные вставки. На алтарной стене под центральным окном помещалось крупное монументальное изображение Богоматери «Всех скорбящих радость» – образа, издавна хранившегося в монастыре и почитаемого в народе.
Во второй половине XIX ст. храм с трёх сторон окружался пристройками, превратившись в трёхкупольную базилику – лишь алтарная стена оставалась незастроенной. Декор первого яруса при этом был почти полностью уничтожен – только некоторые элементы его воспроизвели на стенах пристройки, что дало возможность выполнить графическую реконструкцию храма.
Тогда же, до 1729 г., при Т. О. Надаржинском, начато строительство трапезного корпуса с церковью[6] и келиями, а также башни-колокольни на самой высокой точке монастырской горы; окончили его уже при его приемнике в 1730-е годы.
Трапезная церковь с корпусом[7], судя по схематическому плану 1793 г., была очень близка выстроенной примерно в эти же годы Харлампиевской церкви Гамалеевского монастыря под Шосткой. Церковь была зального типа с пятистенной абсидой, перекрытой полусферическим куполом на высоком массивном барабане. За ней располагалась прямоугольная трапезная чуть большей ширины а через сени — келии. Как и в Гамалеевке, декор постройки был минимальным – широкие пилястры по углам и осям поперечных стен и раскрепованные на них сложно-профильные карнизы характерного для Гетманщины типа. Приземистые арочные окна с чуть расширяющимися откосами либо вообще не имели наличников, либо были обрамлены характерной для Черниговщины прямоугольной «ушастой» рамкой. Купол церкви, высокий, грушевидной формы с перехватом, венчался высоким фонарем с такой же главкой. Корпус трапезной стоял к востоку от колокольни на месте теперешних келий.
Про колокольню следует сказать особо. Ее выстроил тот же мастер, что и Троицкий собор. Ныне в несколько поврежденном виде, она единственная сохранилась из всего ансамбля. Колокольня восьмигранная, ярусная, высотой (вместе с главкой) примерно 28 м. Диаметр окружности, описанной вокруг основания, 10,5 м.
Первоначальная высота первого яруса 5,3 м – 3 торговых сажени по 176,4 см. Ранее он завершался сложным зубчатым карнизом из нескольких рядов поребрика и каменным парапетом обхода – гульбища второго яруса. Эти детали обветшали в XIX ст. и были переложены, а сейчас отсутствуют. Стены первого яруса толстые, 1,7 м толщиной с двумя пушечными окнами-печурами на запад и на юг. Справа широкая внутристенная лестница ведет в верхние ярусы башни. Первоначально в западной стене был вход в подземную галерею, облицованную кирпичом. Видимо это был тайник с колодцем как в Колодезьной башне Ивангорода или в звонковой Изборской крепости. Брусчатый накатный потолок яруса спирался на короткий залом. Еще в XVIII ст. оборонный ярус был превращен в часовю, его окна увеличены в высоту и оформлены тимпанами, близкими к окнам собора[8]. Часовня здесь и сейчас. Современные мастера выковывали изящные решетчатые двери входа в лучших традициях украинских ковалей XVII-XVIII ст. Во втором и третьем ярусе колокольни кельи с колодными косяками окон и дверей, накатными потолками, почти как три столетия тому назад. Из звонового яруса, через арки древних потрескавшихся стен открывается незабываемый вид на окрестности – заливные луга, дальние села, петляющую под горой Ворсклу.
Высокий, стройный звоновой ярус покрыт стройным каменным шатром с восьмью окнами-слухами, расположенными ступенчато и обрамленными наличниками с треугольными фронтончиками. Те из них, которые расположены ниже, имеют круглую амбразуру.
Колокольня, спроектированная народным мастером, является запоздалой репликой московских ярусных «нарышкинских» построек. В следующем десятилетии по ее образцу будет надстроена в камне колокольня Покровского собора в Харькове[9].
О других постройках монастыря, разобранных в конце XVIII столетия, среди которых были больничные палаты с Петропавловской церковью, неизвестно ничего.
В 1741 г. окончено строительство оборонных стен с воротами. Стены имели толщину 1,25 м и высоту 2,8-3 м., как и в Гамалеевском монастыре они стояли на невысоком валу. В длину стены протягивались на 269 саженей, их план повторял округлую форму вершины горы. На высоте 1,5-1,6 м в них были ключевидные бойницы. Единственный крутой въезд вел к массивным монастырским воротам на западной стороне холма, представлявших собой почти квадратную постройку с толстыми стенами и широкими сводчатым проездом. Проезд закрывался воротными полотнищами с двух сторон. Имели ли ворота оборонные приспособления, как в Гамалеевке, сказать по схематическому плану трудно, зато об их внешнем виде мы можем составить четкое представление. В Слободской Украине подобные постройки не сохранились, за исключением каменных ворот пустыни в Кочетке под Чугуевом, вид которых еще в XIX ст. помнили старожилы. Однако в Старом Осколе Белгородской области такие ворота, выстроенные слобожанскими мастерами в 80-е годы XVIII ст., чудом уцелели. Высокий фигурный фронтон ворот с нишей для иконы имеет высоту примерно 11,5 м. Рядом сохранилась рубленая из сосновых пластин без остатка хата с покрытой гонтом мансардной кровлей. Под свесом кровли расположена консольная галерейка-балкон, украшенный сквозным орнаментом в духе народной архитектуры Левобережья.
Ворота напоминают в уменьшенном виде монастырские брамы Западной Украины и Белоруссии (Епископские ворота во Владимире-Волынском, ворота монастыря Бернардинцев в Луцке и т.д.), хата – корчму первой половины XIX ст., недавно перевезенную в музей народной архитектуры под открытым небом Переяславского музея-заповедника.
Стены с воротами и трапезный корпус монастыря были разобраны в первой четверти XIX ст. для постройки губернаторского дома со службами в Ахтырке.
Позднее, после повторного открытия монастыря в 1843 г., была выстроена новая ограда с многочленными башенками и воротами в псевдоготическом стиле, подземная трехярусная часовня в склоне горы, новые корпуса келий с Благовещенской церковью[10] и дом настоятеля.
Сложившийся ансамбль монастырских построек, наряду со Святогорским и Хорошевским был одним из самых эффектных на Слобожанщине. Особенно красив монастырь был от поворота ведущей к нему дороги – отсюда комплекс скрупулезно запечатлел маслом неизвестный художник в конце XIX ст. и для плывущих по Ворскле, делавшей петлю у монастырской горы.
Троицкий монастырь разделил печальную участь других святынь края – в 1922 г. он был ликвидирован, а постройки переданы колонии для беспризорных. В Великую Отечественную войну здания пострадали от артиллерийского обстрела и как бесхозные руины были до основания разобраны на кирпич жителями окрестных сел.
Возрождение монастыря ведет свое начало с осени 1998 г., когда на заросший бурьяном пустырь с руинами башни пришли трое первых насельников. За полтора десятка лет трудом и молитвой святыня поднимается из руин – отремонтирована башня-колокольня, рядом по проекту архитектора Трегубова возведен братский корпус в стиле первых монастырских построек начала XVIII ст., заложено основание первого монастырского храма.
[1] см. Акты Московского Государства… СПб, 1894, т. 2, с. 224.
[2] Филарет Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Т.2…
[3] Ранее храм датировался 1628 г., новая датировка принята после исследований С. Юрченко и А. Шамраевой.
[4] Покровские храмы в Сумах и Ольшане.
[5] Кроме собора Ахтырского Троицкого монастыря это собор Змиевского Казачьего монастыря и Воскресенская церковь в Сумах.
[6] Церковь первоначально видимо была освящена во имя Антония и Феодосия Печерских, но с построением новой трапезной в восточной части монастыря стала Благовещенским собором.
[7] Разобрана в конце XVIII ст.
[8] Сейчас восстановлены с некоторым упрощением профилей.
[9] Здесь из-за меньшего диаметра основания обходную галерею, существовавшую ранее, когда верх был деревянным, сделать не получилось, но зато в келье третьего яруса выложили пять окошек-бойниц.
[10] На месте древней, конца XVII ст.
А. Парамонов, А. Парийский
Ахтырский Свято Троицкий монастырь от г. Ахтырки отстоит — по прямому направлению — не далее 2-х верст; по дороге, ведущей на Лебедин и Зиньков, — в 4-х верстах; от Харькова в 112.
История монастыря распадается на две эпохи, разграниченные между собой промежутком времени в 56 лет. Первая окончилась в последней половине прошлого века, когда, по указу императрицы Екатерины II, монастырь Ахтырский, в числе прочих обителей, был упразднен; вторая началась с 1842 года, в котором вновь последовало его открытие.
Год основания этой обители забыт преданием; но оно помнит, что игумен Иоаникий, бежавший из Подольской области, из заднепровского Лебединского монастыря, со своею братиею, в числе 40 монахов, со всею церковною утварью, священными облачениями, сосудами и со всеми надлежащими потребами прибыл в Ахтырку и что с ним «прибыло также и подданных черкас несколько человек и, за позволением тогда бывшего полковника Ахтырки Демьяна, заведен новый монастырь, называемый Ахтырский, на горе высокой, образом кургана, зовомый Ахтурь (так в тексте, м.б. Ахтирь?), или Ахтырское городище, над р. Ворсклом». По преданию же известно, что первый монастырский храм был деревянный и назывался Благовещенским, каковое название носил и самый монастырь. Вскоре, однако, этот храм был заменен другим, строителем которого был бригадир и полковник Ахтырский Федор Осипович Осипов. В 1724 году «особенным иждевением и трудами» духовника Петра В., Тимофея Васильевича Надаржинского, был сооружен второй, тоже каменный храм во имя Св. Троицы, а монастырь был обнесен каменною оградой, имевшей 269 саж. в окружности. По имени этого храма и монастырь был переименован Троицким. Сын о. Надаржинского, Осип Тимофеевич, в 1741 г., построил каменную трапезу с колокольней и в ней церковь Петра и Павла.
Ещё царем Алексеем Михайловичем была отведена монастырю гора Ахтырь с пахатным полем, сенными покосами, лесными дачами и рыбными ловлями, «яко впусте стоящая и никем не занятая. К этой земле разновременно были добавлены более или менее обширные угодья. Так, в 1729 году игуменом монастыря Иоанном Солунским с братиею «завлажен ко оному монастырю» у козачьих подпомощников Алексея и Максима Пархоменков «олховой луг в длину и ширину на 1/4 версты, во оном сенокосу на 30 копен». Затем монахи приобрели в 1782 году — у козачьего свойственника Василия Опары «лес мерою в длину 300, в ширину 100 трехъаршинных саж». В 1764 году монастырь владел половинною частью городского березника, который в 1753 году «занял», в количестве 100 слишком десятин, полковник Константин Лесевицкий. В 1761 году игумен Иоанн Солунский занял «Ахтырскаго градского волного черного леса в длину и ширину на одну версту (свыше 104 дес.) к селу Чернетчине». В 1762 году в числе монастырских местностей значились: на 1000 копен сенокоса, небольшая лесная дача, рыбные ловли и прочее — близ обители; да сверх того у ней были — в селе Лутищах мельница, при хуторе Гнилосыровском мельничное место, луг, немного пахоты, сенокос на 500 копен, на р. Коломаке — хутор, мельница, небольшая лесная дача и пахоть, в 27 верстах от монастыря, на р. Мерле — мельница, варница, небольшой луг, лес и сенокос на 200 копен; на р. Порозке, в 40 верстах — мельница, сенокос на 50 коп.; на р. Боромле в 35 верстах, хутор, мельница и пахотной земли на 1000 коп. Всей же земли поступило в казну при упразднении монастыря, до 1547 десятин, без включения значащихся по «ведомости о завлаженных землях» Ахтырского полка.
Близь монастыря было поселено 180 душ волъных черкас, да при дачах его жило таковых же 37 д. и в 4 дворах в г. Ахтырке, а всех при мопастырских имениях было 234 д.
Фактически Ахтырский монастырь был закрыт летом 1788 года. В Ахтырском нижнем земском суде был получен указ Харьковского наместнического правления, коим предписывалось: «земскому исправнику, а за отлучкою его — дворянства заседателю, по получении указа, не объявляя никому, тотчас отправиться в Ахтырский Свято Троицкий монастырь и, по прибытии в оный, истребовать подробной и верной описи от начальника того монастыря, ежели у оного имеется, а буде не окажется, сделать самим вновь всему монастырскому строению, с подробным описанием, сколько в том монастыре деревянных и каменных покоев, також и протчего строения, не исключая никакого, с различением каменнаго и деревяннаго, сколько церквей, во скольких каждая престолах, колоколен, башен и на колокольнях колоколов, в коликой всякой вес, а в церквях монастыря сколько имеется каких утварей и прочих монашескому или белому духовенству принадлежащих одеяний, поместя в то число, ежели имеются внутри монастырской пустыни сады, с каким они родючим деревом и в какой мере состоят. Оконча же таковыя описи, принять все в свое ведомство и содержать все в целости и сбережении впредь до повеления…». Исправник Боярский был тогда в городе, и он, вместе со стряпчим корнетом Германом, того же дня отправился для описи в монастырь, о чем и было рапортовано наместническому правлению 29 числа того же мая. 17 августа того же года земский суд слушал сообщение Ахтырского духовного правления, в котором, между прочим, говорилось: «архимандрит Троицкаго монастыря Венедикт совершенно уже выбыл из онаго, да и пребывавшая в оном братия, во исполнеиее Высочайшаго соизволения, распределена уже в другие монастыри по разным местам, следственно по сему оной монастырь и все имеющееся в нем церковное и протчее монастырское великолепное строение и во оном имеющееся имение остается впусте… яко вже оное принадлежит казне, то для присмотру онаго определить сторожей…». При этом духовное правление уведомляло, что о сем от него «представление послано по команде». Суд в своем постановлении хотя и находил, что, по силе именного указа 1780 г., сентября 21, караула, без позволения главной команды, нельзя содержать, но тем не менее, в рассуждении того, чтобы в необитаемом монастыре «разному строению не последовало ночным временем расхищения, а особливо не могли бы кто воровски в оконцо забраться в церковь и не учинено б было какого безобразия», велел Чернетчанскому атаману Гопченку наряжать из подведомого ему села на каждые сутки по 2 караульных.
Меж тем, наместническое правление, не дождавшись описи монастыря, предписывало земскому суду прислать её вскоре. Суд, 16 октября 1788 года, уклончиво ответил, что первая опись находится в Ахтырском духовном правлении, и по поводу присылки оной он уже снесся с правлением. Что именно следует разуметь под этою первою описью: ту ли, которая была составлена земским судом в мае, или другую, составленную раньше, может быть, самими монахами и переданную духовному правлению? Во всяком случае, до 30 октября в наместническое правление никакая опись не посылалась, так как земский суд, получив от него новый указ, в свой журнал, составленный в тот день занес такое решение: «За болезнию здешняго исправника, снаряжен от сего суда один присутствующей из дворянских заседателей, который с здешним стряпчим, находясь в бывшем Ахтырском монастыре, делают в оном… опись». Этим, в делах земского суда, и оканчивается переписка об описи. Была ли она приведена к концу и препровождена по назначению — на это нет указаний; в архиве, оставшемся после суда не сохранилось ни подлинной описи, ни даже кoпии с неё.
В ноябре того же года в Троицкую церковь монастыря, переименованную в приходскую, был назначен настоятелем священник Иван Яковлев. К приходу были приписаны две деревеньки — Доброславовка и Новооткрытая. В следующем декабре месяце староста с. Чернетчины Гопченко доносил суду, что стоящий над р. Ворсклом бровар развалился по ветхости и может быть снесен полою водой. В 1789 году продавалось монастырское имущество. На эти торги, в качестве покупщиков, явились майоры Иван Войнович и Дмитрий Райкович, капитан Иван Боярский, прапорщик Николай Кряницкий и коллеж. регистр. Федор Попов. Торги не состоялись, почему назначены были новые, в расчете, что на них дадут казне «наддачи». Так или иначе, имущество монастыря было распродано, не выключая зданий и даже ограды. Оставлены были только Троицкая приходская церковь, да древняя колокольня, поросшая с течением времени мхом и кустарниками.
Период запустения монастыря длился более, чем полвека. Но и в это тяжелое для него время он не был оставлен в совершенном забвении: набожные богомольцы, окрестные и проходившие мимо, по дороге в Киев и обратно, посещали его. Наконец, осуществлена была никогда не усыпавшая в душе искренних чтителей обители мысль о новом ее открытии: согласно ходатайства жителей г. Ахтырки и окрестных помещиков, которые ничего не просили от казны и от себя пожертвовали 65 дес. земли и 23000 руб… ассигнациями, 30 октября 1842 года, Высочайше разрешено было возобновить монастырь «в виде общежития, с приютом для 25 душ вдовых священников и диаконов, страждущих увечьем, или от преклонных лет».
Первым настоятелем новооткрытого монастыря был достопамятный иеромонах Cepгий, впоследствии архимандрит. При нем были построены 1 каменный и 3 деревянные корпуса, теплый храм Рождества Богородицы в братском корпусе, 3 гостиницы за оградой монастыря у подошвы горы, пристроены пределы к Троицкой церкви, в 1852 году, а вокруг монастыря обведена каменная ограда с башнями, имеющая в длину 600 саженей. При нем же в монастырь поступили пожертвования — 15 т. руб. деньгами и 100 дес. земли.
Но важнейшим делом в Бозе почившего была забота о признании св. иконы «Всех скорбящих Радость» чудотворною. Издревле чтимая благоговейными христианами, она привлекала их к себе и в те печальные годы, когда Ахтырский монастырь лежал в развалинах: усердные богомольцы, местные и приходящие из дальних стран России, ежегодно посещали Троицкий храм, в коем она хранилась. Предания о чудесах, явленных иконою «Всех скорбящих Радость» до закрытия монастыря и несколько явлений чудотворной ее силы после его возобновления, чему архимандрит Сергий был очевидцем-свидетелем, вызвали в нем решимость войти с представлением к преосвященному Харьковскому Макарию и просить его ходатайства пред Святейшим Синодом, дабы благоволено было «объявить о ней православным христианам по всей Poсии и признать ее за истинно-чудотворную, яко же и многия. Порадоваться успехом этого богоугодного дела не суждено было маститому настоятелю монастыря: уже по кончине его, указом Св. Синода, от 13 февраля 1804 года за № 171, преосв. Макарию было предписано представить сведения о событиях чудесных исцелений пред иконою Божией Матери в Троицком Ахтырском монастыре, более замечательных и, по признанию епархиальным начальством, вполне достоверных, помещать в издаваемом при Харьковской семинарии журнале «Духовный Вестник». Из предания, занесенного иноками в летопись монастыря, видно, что икона «Всех скорбящих Радость» привезена была в монастырь каким-то священником еще в первую эпоху его существования. Богоматерь на ней изображена с распростертыми руками. Два предстоящие ей ангела поддерживают с двух сторон над Ее главой корону. Писана икона на деревянной доске, коей длина 3 арш. 3 1/2 верш., ширина 2 арш. З 1/2 верш. Она стоит в южном пределе Троицкой церкви, в киоте. Крестного хода с нею не установлено.
При о. Cepгии же были открыты давние пещеры. Находящийся при Ахтырском монастыре с первого года его открытия, старец-инок, о. Ксенофонт, был очевидцем этого события. По его словам, вход в пещеры был завален камнями. Открыл их нанятый в услужение при монастыре житель г. Ахтырки Михайло Кот следующим образом: под камни клал костры и зажигал их; когда камни накаливались, он поливал их водою, отчего они рассыпались.
Мало помалу монастырю стало возвращаться древнее его достояние. Так, между прочим, взят был из Ахтырскаго собора старинный колокол, на котором и теперь явственна надпись: «Вечныя памяти их императорских величесгв императора Петра Великаго и государыни Екатерины Алексеевны и духовника npoтоиерея Тимофея Васильевича, трудами иждевением сына его Иосифа Тимофеевича Надаржинскаго — 1748 г.» В 1789 г. колокол этот был снят с колокольни и отвезен в Лебедин коллежским регистратором Данилом Пащенком, оттуда перевезен в Ахтырский собор и, наконец, опять в Троицкий Ахтырский монастырь.
Преемники о. Сергия достойно поддерживают его заботы о благолепии св. храмов и украшении монастыря. Игумен Серапион устроил новую каменную гостиницу. Нынешний настоятель о. Леонтий — часовню и больницу. Больница открыта в августе 1884 г. В ней 5 камер с 12 кроватями для больных иноков. Больницу посещает живущий и служащий в г. Ахтырке фельдшер г. Кисуленко, которому отпускается в год из монастырских сумм 100 руб. Лекарства из больницы выдают как болящим монахам, так и богомольцам — бесплатно. Кроме камер для больных, при больнице находятся: аптека, столовая и покойницкая. Много и других забот прилагает досточтимый о. Леонтий об управляемой им обители. В 1885 году им был заказан новый колокол весом свыше 300 пудов. Монастырь, рачением своего настоятеля, обеспечен по части ремесел: монахи занимаются слесарством, бондарством, столярными и сапожными работами, равно как и другими, необходимыми в домашнем их обиходе; некоторые довольно удачно упражняются в иконописи. У монастыря свой садовник, свои огородники, цасечники, мельники, пастухи и прочие. Всех живущих в монастыре свыше 120 человек; иноков — 70.
За монастырем в настоящее время числится 254 дес. земли и 289 дес. леса — в Ахтырском уезде; в Купянском дача при слободе Петровской — 150 дес. Составляя в административном отношении отдельную часть г. Ахтыркп, монастырь владеет разными угодьями на городской земле в количестве 17 десятин. Капитала он имеет в 1885 г. 17616 руб. До 1868 года монастырь получал штатной суммы по 171 руб. 42 к. ежегодно. Это была так называемая «милостынная дача», перечисленная от упраздненных монастырей Курской enapxии — Хотьмыжского и Белгородского Николаевского.
В хозяйстве монастыря видное значение имеют мельницы и скотоводство; в городе ему принадлежат: лавка в каменном ряду, купленная с торгов, и дом с усадьбой. Преосвященный Филарет, на основании показаний «Топографическаго описания Слободско-Украинской губернии 1782 года» упоминает, что при монастыре был «сад небольшой регулярный, а за оградой другой — виноградный». Теперь возле келий тоже разведены фруктовые садики; виноградного же и следов не осталось. В некотором отдалении от монастыря, на участке, доставшемся ему от помещика Войновича, разведен на нескольких десятинах довольно порядочный фруктовый сад; кроме того, фруктовыми деревьями засажены огороды близ монастыря.
Гора, на которой он стоит, имеет вид круглого холма. Судя по плану, снятому с монастыря в год его открытия, эта гора тогда была значительно обнажена от древесной растительности; теперь дубрава опушила ее кругом от подошвы до макушки. На вершине горы и по скатам ее там и сям виднеются глыбы песчаника. Залив р. Ворскла огибает монастырь с трех сторон. Даль широко расстилается перед ним к востоку и югу; с севера и запада песчаную пустошь, поле и луга, его окружающее, окаймляет волнистая горная цепь, на которой темнеют леса; на лугу, промежду кустов ольхи и лозняка, то прячась в очеретах, то вырываясь из под их сеней, протекает довольно широкою полосой Ворскла, образуя заливы и саги. К северо-западу от монастырского холма — другой, также, как и он, выделяющийся из общей цепи гор, и тоже nopoсший лесом. Вместе с фруктовым садом, он составляет дачу, бывшую Войновича; монастырю здесь принадлежит 22 дес. 2369 кв. саж.
Из достопримечательностей монастыря мы уже, между прочим, упомянули о пещерах. Пещеры находятся в обеих горах: монастырской и войновичевской. В народе ходят темные слухи, что в пещерах Войновича жили не то разбойники, не то делатели и сбытчики фальшивых денег. Отец Ксенофонт отрицает то и другое. По его объяснению, здесь просто-напросто был грот, в котором бывший владелец горы, помещик Войнович, любил прохлаждаться от летнего зноя.
В монастыре нам показывали прекрасно сохранившийся портрет протоиерея о. Тимофея Надаржинского. Отец Тимофей, в иночестве Товия, изображен стоящим на молитве пред Распятием Спасителя, в рясе и красном епитрахиле. Над ним — Всевидящее око, с двух сторон — государственные гербы, а по бокам и внизу символические изображения изречений из псалтыри с соответствующими надписями. 0. Надаржинский на портрете — величавый старик с выразительными карими глазами; голова его почти лысая; окладистая небольшая борода, как и волосы на голове — седые. Под портретом написано: «Эпитафион или Надгробное надписание В житии мирстем. Высоце Богу пречестнейшему господину его милости отцу собора, иже в царствующем граде Москве иepeo-протопопу и духовнику государя и увенчаннаго императора Петра Великаго и увенчанныя императрицы Екатерины Алексеевны по самую его пресветлаго величества кончину Тимофею Васильевичу Надаржинскому, смиренному Троицкаго Ахтырскаго монастыря старцу-иеромонаху Toвию, во незабвенную память трудов и подвигов во благочестивом и непорочном житии… сочиненное».
О. Товия, по преданию, погребен в Троицком храме, под сводами древних пещер, замурованных потом.
Ахтырский Свято Троицкий монастырь — общежительный. Устав его заимствован из уставов частию Новгородско-Юрьевской, частию Кандиковской пустынь.
Александр Дмитриевич Твердохлебов «Ахтырский Свято-Троицкий монастырь». Харьковский сборник. Литературно-научное приложение к «ХАРЬКОВСКОМУ КАЛЕНДАРЮ», 1887 г., Выпуск 1.
Ахтырский Троицкий монастырь в 4 верстах от города Ахтырки основание свое получил в половине XVII столетия, первый храм деревянный построен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 1654 г., почему и монастырь первоначально назывался Благовещенским. В 1724 г., иждивением и трудами царского духовника протоиерея Т.В. Надоржинского построен каменный храм во имя Святой Троицы и с этого времени монастырь стал именоваться Троицким.
В 1787 г. монастырь этот по распоряжению правительства был закрыт, иноки были переведены в Куряжский монастырь. Главный Троицкий храм был обращен в приходской, а остальные два храма, Благовещенский и Преображенский, и ограда были разобраны.
В 1842 г. по ходатайству преосвященного Иннокентия последовало Высочайшее соизволение на возобновление Ахтырского монастыря в виде общежития с приютом на 25 душ из вдовых священников и диаконов, страждущих увечьем или от преклонности лет. В 1843 г. 2 июля в день явления чудотворной иконы Ахтырской Божией Матери монастырь торжественно был открыт.
К числу святынь монастыря принадлежит чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всех скорбящих Радость». Икона эта, признанная определением Св. Синода в 1894 г., чудотворною, стоит в южном приделе Троицкого храма. Кроме Троицкого храма с тремя приделами, в монастыре есть ещё два храма: деревянный в честь преподобного Сергия (построен в 1845 г.) и каменный Рождество-Богородичный в братском корпycе (построен в 1850 г.). Земельных угодий у монастыря 757 десятин и 1182 кв. сажени, неприкосновенного капитала 25 700 р.
Настоятель архимандрит Aлипuй, казначей иepoмoнax Аристарх, ризничий иеромонах Пармен, благочинный иepoмoнах Николай. Всех монашествующих — 74 чел., указных послушников — 10.
Иван Самойлов, из «Справочной книги для Харьковской епархии»
«Я выехал из Харькова в середу на ночь и через города Богодухов и Ахтырку Харьковской губернии, Зеньков, Гадач и Ромен Полтавской, Конотоп, Батурин, Сосницу и Березну (не Борзну) приехал в Чернигов: всего, я думаю, 450 верст. Ночи — темные, ночи осенние и пески не позволяли мне ехать шибко и я попал в Ахтырку (105 верст от Харькова) уже в обеденный час. Я имел намерение в этот раз непременно побывать в церкви, где икона, отслужить молебен и удовлетворить желание Кузьмы Ивановича иметь сведения о порядке службы и прочем. Я совсем забыл, что икона эта в городе, в соборе, а вообразил себе, что она в Ахтырском монастыре, верстах в 4 от города, по той дороге, куда и мне надо было ехать, а потому и отправился туда.
Вид на монастырь и из монастыря великолепный. Он стоит в пространной равнине на огромном широком холме, покрытом невысоким чернолесьем и садами и почти со всех сторон опоясанном рекою Ворсклою. Прелесть! У ворот монастырских встретил я монаха, которому объявил свое намерение служить молебен, и сам вошел в церковь. Каково же было мое удивление, когда на почетном месте вижу в золотой ризе икону в человеческий рост, кажется, Всех Скорбящих. Объяснилось, что здесь своя чудотворная икона, и один монах, приметив мое изумление, поспешил растолковать мне, что в городе икона явленная, а собственно здесь чудотворная. Не желая обидеть монастырь, отслужил я молебен, имея в виду, на обратном пути, поправить свою ошибку и побывать в городском соборе.
Монастырь не беден и смотрит как-то светло и весело, весь в зелени — сам белый! Из Ахтырки поворотил я в Зеньков. Несмотря на скверную погоду, вид малороссийских сел и городов опять произвел на меня обычное, умиряющее впечатление…»
1854 г. 7 сентября. Чернигов. Вторник.
Из писем Ивана Сергеевича Астахова. «ИВАН СЕРГЕЕВИЧ АКСАКОВ В ЕГО ПИСЬМАХ», Т. II. — М. 2004, «РУССКАЯ КНИГА»
Исполнилась семидесятая годовщина со дня открытия Ахтырского Троицкого монастыря. Правда, период времени, сравнительно, не весьма большой, но для скромной обители, пережившей на своем веку всевозможные пертурбации и массу тяжелых невзгод, он является все-таки довольно значительным. И, нам кажется, не лишним будет в ату знаменательную для неё годину возрождения или возвращения к жизни возобновить в памяти, хотя в кратких чертах, славную, но вместе с тем полную горя и слез, историю её. И тем насущнее это, что с каждым днем все более и более распространяются в народе зловещие слухи то о совершенном закрытии обители, то о преобразовании её в женский монастырь. Насколько слухи эти основательны и правдоподобны, говорить не будем.
Ахтырский Троицкий монастырь находится верстах в четырех к северо-западу от г. Ахтырки. Расположен он па, одном из. холмов, цепью разбросанных по берегу реки Ворскли. Возвышаясь значительно над уровнем воды, холм этот называется горою «Ахтырь». Неизвестно доподлинно, что собственно послужило причиной к усвоению ему такого названия; по-нашему предположению, вероятно, то, что примыкает он к котловине, по которой раскинулся город Ахтырка. Котловина же эта носить такое название от татарского слова «ахтырь», что значить «белый яр», как объясняет преосвященный Филарет. Правда, точно владыка – историк Слободской Украйны не устанавливает, почему этой местности татарами дано название «Ахтырь», говорит только, что оно свидетельствует о том, что тут, до возникновения Ахтырки, было татарское становище, юрт.
С своей стороны мы находим необходимым немного пополнить это объяснение. Название «Ахтырь» или «Белый Яр» действительно татарское и дано этой низине потому, что она представляла собой, да и теперь еще представляет сплошное море белого сыпучего песку. Не так еще давно этот песок во время бурь и сильных ветров целыми тучами поднимался в воздухе и переносился с одного места на другое, нагромождаясь местами довольно значительными по высоте холмами. II если сейчас не такт, заметно это, то благодаря лишь тому, что во многих местах сделаны насаждения хвойного леса и других древесных пород, укрепляющих сыпучие почвы.
Гора Ахтырь из всей цепи сродных ей холмов, идущих отсюда по всему побережью Ворсклы дальше на северо-запад, ближе всего подходит к Ахтырской котловине, почти вплотную прилегает к ней и, очевидно, повторим, благодаря этому, приобрела себе и название «Ахтырь». Состав почвы её суглинисто-песчаный, даже каменистый. Внутри горы залегает большое количество камня песчаника, который выступает местами громадными глыбами наружу, свидетельствуя тем самим и о составе горы и о её происхождении. В некоторых местах каменные глыбы составляют довольно значительные нагромождения.
К важной особенности горы Ахтырь нужно отнести еще и то, что она совершенно изолирована от остальных холмов и отделена самой же рекой Ворскла, которая к северу от неё прорывается сквозь сушу порядочным проливом, через который вода из главного русла с особой быстротой устремляется к горе и, раздвоившись при подходе к ней вилообразно, обвивает ее, как поясом, со всех сторон, оставляя для входа на гору лишь незначительный лентообразный проходи, с южной стороны.
В прежнее время вход на гору представлял узкую тропу, по которой можно было пробираться только пешеходом и с немалым трудом приходилось проезжать туда при особой нужде на подводе, а во время весенних и других разливов Ворсклы он совершенно закрывался окружавшей гору водой, и доступ к монастырю пресекался. Теперь же, благодаря обмелению реки и значительному наносу мула, он несколько расширился внизу и постоянно свободен для прохода и проезда. Вода, выходя из русла Ворсклы, устремляется главным образом по восточной стороне холма и уносится на юг, с западной же стороны образуется только залив, который с каждым годом все более и более мелеет, уменьшается, и, нужно думать, не далеко то время, когда от пего не останется и следа.
По внешнему виду гора Ахтырь представляет собою род круглой, конической шапки или, лучше, сопки. По высоте своей она довольно значительна. По крутым склонам своим она покрыта густым вековым лесом, благодаря чему представляет чудную, живописную местность, как-то невольно влекущую к себе всех.
В половине ХVII столетия, как говорить о том предание, выходцами-черноризцами из-за Днепра па вершине горы Ахтырь, на тщательно разделанной «калугерами» (монахами) площадке, и положено основание св. обители. Основателем её считают иеромонаха Иоанникия, игумена Лебединского монастыря, находившегося около Киева, по ту сторону Днепра, в области подвластной Польше. Игумен Иоанникий, будучи преследуем униатами, иезуитами, ляхами и жидами, как ревнитель православия и противник унии, около этого времени вынужден был оставит близкий сердцу Лебединский монастырь и со всей монастырской братией, в количестве 40 человек, присоединившись к другим переселенцам, бежал в Слободскую Украину, захватив с собою и всю церковную утварь: облачения, иконы, сосуды, книги, даже колокола, и вообще все, что необходимо для богослужения и церковного обихода, или «потребы», как говорит предание. Прибыли они прямо в город Ахтырку. Видно, само Провидение руководило беглецами, предуказывая путь, куда черноризцам нужно направляться.
Ахтырцы приняли пришельцев весьма радушно, дав и приют и защиту. Но вскоре благочестивым инокам обычная жизнь оказалась не по себе, влечение к подвижнической, уединенной жизни брало перевес, и они стали помышлять об основании монастыря и искать для этого подходящего места. Внимание и взор опытного игумена Иоанникия остановились на горе Ахтырь, – этом, по меткому выражению преосвященного Иннокентия и других лиць, Фаворе земли Русской.
Изолированность, благодаря природным условиям, от остального мира, доминирующая высота над окружающей местностью, живописность и чудная природа говорили в пользу предназначения её для уединенной иноческой жизни. II выбор пал на нее. Облюбовав гору с прилегающими к ней угодьями, узнав по расспросам, что местность эта считается пустопорожней, не принадлежащей никому, и находя ее чрезвычайно удобной для устройства монастыря, игумен Иоанникий с братией подали челобитную Царю Алексею Михайловичу, прося гору Ахтырь с пахотными полями, сенокосами, лесными дачами и рыбными ловлями отвести йод устройство монастыря. Скромная просьба иноков была уважена и в 1654 году монастырь был основан. Первым настоятелем его был назначен игумен Иоанникий.
Заботами энергичного игумена и неусыпными трудами братии скоро тут были сооружены жилые помещения для монахов и пришлых людей, построен деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и ново устроенная обитель, под именем Благовещенской, с Божией помощью, вступила в жизнь.
Слух об основании Ахтырского монастыря и подвижнической жизни иноков его быстро распространился повсюду, и в обитель со всех концов потянулись громадные массы поклонников, жаждавших религиозного подкрепления, принося вместе с тем и посильную лепту. Были благочестивые люди, которые оказывали ей и более крупную помощь. Так, Ахтырский полковник Иван Иванович Перекрестов подарил монастырю водяную мельницу в с. Лутищах «о девяти колах». Другой Ахтырский полковник Феодор Осипович Осипов построил тут своим «коштом» прекрасный каменный Благовещенский же храм и пожертвовал много серебра и других ценных вещей на украшение храма. И мало-по-малу обитель приняла несколько благоустроенный вид под именем Благовещенской, а по месту нахождения Ахтырской, просуществовала около 70 лет, оказывая огромное влияние на укрепление религиозного духа в народонаселении на довольно значительное пространство в окружности.
С 1724 года Ахтырский монастырь вступает в стадию новой жизни. Лет за несколько перед этим духовник Петра Великого, протоиерей Тимофей Васильевич Надаржинский за свои заслуги получил в дар от государя Петра Алексеевича вблизи святой обители имение. Принимая близко к сердцу интересы родной обители, он, с первых же дней своего соседства с ней по имению, стал оказывать живейшее участие в её нуждах и прилагать особые заботы к поддержанию и улучшению её положения. Плодом этих трудов и забот явился великолепный каменный храм во имя св. Троицы, устроенный иждивением и па средства о. Тимофея в упомянутом 1724 году, и, кроме того, капитальная каменная ограда вокруг монастыря на протяжении почти 300 сажень. Достойно замечания то обстоятельство, что храм этот сохранился до наших дней.
По внешнему виду он весьма красив и довольно обширен по вместимости. Внутри своды его поддерживаются шестью громадными колоннами, связанными между собою и со стенами арками. Мы не можем, за недостатком положительных данных, сказать точно что-либо, о прежнем внутреннем благоустройстве его, но теперь он украшен достаточно. Все арки расписаны орнаментурой; у всех цоколей уставлены золоченые киоты; иконы почти все в богатых сребро-вызолоченных ризах; главный алтарь отделяется оть храма сплошь золоченым иконостасом, по сторонам которого устроены два киота, связывающие его с предельными, также золочеными, иконостасами. Благодаря этому получается впечатление, что храм от алтарей отделяется сплошною золоченою стеною. Все иконы нижнего яруса главного иконостаса, а также храмовые иконы придельных алтарей в дорогих сребро-вызлащенных окладах! На, южной и северной стенах храма висят в рамах шесть картин из св. истории старинной живописи, писанных на холсте. Воспроизведение их весьма художественно и по величине своей он довольно большие и ценные. В храме три престола: главный во имя Пресвятой Троицы, южный в честь иконы Всех Скорбящих Радость, и северный — Благовещения Пресвятой Богородицы. Обстановка алтарей как нельзя быть лучше. Вообще храм отличается благолепием и достатком украшений.
По устройстве этого храма и освящении его и самый монастырь, с благословения преосвященного Епифания епископа Белгородского, переименовывается в Троицкий. Это наименование он сохранил до самого закрытия, это-же название оставлено за ним и по возобновлении вт. 1843 году.
Сооружением величественного храма и ограды заботы о. Надаржинского о св. обители не ограничиваются. Он внимательно следил за жизнью и нуждами её и во всякое время готов был прийти на помощь. Правда, отдаленность пребывания о. Тимофея служила не малой помехой к своевременной помощи, но вскоре помеха эта устранилась. Благодетель его, Великий Плотник земли Русской, с которым о. Тимофей был весьма близок и делил труды и лишения, умер; умерла и Екатерина I. Со смертью её о. Тимофей оставляет двор и удаляется в свое имение, в родной Тростянец, и здесь отдается теперь заботам о святой обители. Через несколько времени после переезда Надаржинского из шумной столицы в скромный Тростянец, его постигло неожиданное горе: внезапно заболел и умер любимый сын его Алексей. Обстоятельство это сильно потрясло о. Тимофея, и, видя в нем действие Промысла Божия, он вскоре все свое имущество разделил между остальными детьми, обогатив вместе с тем значительными вкладами любимую обитель и другие храмы, а сам, оставшись только «с душею и телом», как говорит предание, отрекся от мира и поступил в Ахтырский монастырь, приняв постриг в схиму под именем Товии. Благодарная обитель с любовию приняла под кров свой почтенного благотворителя, но жизнь его тут была непродолжительна: в 1729 году он умер и был похоронен внутри сооружённого им Троицкого храма, причем сам преосвященный Епифаний совершил и погребение маститого старца.
Со смертию о. Товии заботы о св. обители со стороны его потомства не прекращаются. Достойный сын его, Осип Тимофеевич Надаржинский, следуя по стопам своего благочестивого родителя, продолжал благодетельствовать ей. Так, трудами и попечением его, конечно – на его же и средства, тут устроена в 1741 году каменная трапеза с колокольней и больница, а при ней церковь во имя св. ап. Петра и Павла и проч.
Говоря о заботах и помощи, оказанных протопресвитером Надаржинским Ахтырской обители, мы не можем обойти молчанием одного обстоятельства, которое в жизни её имело громадное значение и которое, как нам кажется, совершилось не без участия о. Тимофея. С 1689 года в сл. Каплуновке объявлена чудотворная икона Богоматери, привлекавшая к себе массу поклонников. В 1715 году, т.е. спустя пять слишком лет после знаменитой Полтавской битвы, где был и Каплуновский священник Умаков со св. иконой, а также и о. Тимофей Надаржинский, сопровождавший Петра, Каплуновская церковь с чудотворным образом поручена была ведению настоятеля Ахтырского монастыря игумена Корнилия с братией. Мы думаем, что при возникновении вопроса о передаче Каплуновскаго храма и св. иконы под ведомство монастырского начальства, о. Тимофей, как человек с видным положением и весом, близкий к высшим правящим духовным сферам, оказал большое влияние на то, чтобы передача совершилась под ведомство не какого ни будь другого монастыря, а именно — Ахтырского.
Так или иначе, Каплуновская церковь отдана в ведение игумена сей обители, а это имело, повторим, для неё немаловажное значение: обитель приобрела с этого времени более широкую популярность и получала богатую материальную поддержку. Тотчас же в Каплуновку откомандированы были из монастыря три иеромонаха, два иеродиакона п несколько послушников, которые взяли туп, в свои руки все, что приносило материальную выгоду, оставив на долю местного причта лишь то, что можно было извлечь от требоисправлений в скудном Каплуновском приходе. Они совершали пред чудотворной иконой молебны, панихиды и окропление св. водой, и деньги, получаемые от этого, а также пожертвования, как денежные, так равно ладаном, маслом, холстом, полотенцами, платками и привесками на св. икону, в виде золотых, серебряных и др. драгоценных вещей, поступавших в то время в Каплуновскую церковь в чрезмерном изобилии, целиком забирали и отправляли в Ахтырский монастырь. Продолжалось это вплоть до 1730 года, когда Каплуновская церковь передана была в ведение монашествующей братии другого монастыря.
Конечно, благодаря всему этому и благодаря пожертвованиям многих других благочестивых людей, любящих благолепие святых Божиих церквей, Ахтырский монастырь все более и более обогащался и приведен был в блестящий вид. Оба храма его, Троицкий и Благовещенский, изобиловали богатейшими и ценными вещами и украшениями. Но, прилагая попечение о благоукрашении храмов обители, благотворители не упускали из виду и обеспечения в безбедном существовании монашествующей братии её. Поэтому, помимо денежных вкладов, многие приходили па помощь жертвою земельных угодий. Благодаря этому к 1785 году обитель владела почти 1574 десятинами пахотной, сенокосной и лесной земли, несколькими мельницами, рыбными ловлями по рекам и проч.
Весьма естественно, что при таком земельном обеспечении обитель могла существовать безбедно, и братия, не обременная заботами о дневном пропитании, свободно могла предаваться молитве и подвижнической жизни. Это и не замедлило вскоре сказаться. Свидетелями этого служат многочисленные пещеры, ископанные по всем направлениям горы Ахтырь. Многие из них давно уже завалены камнями, но ст. западной стороны до наших дней еще сохранилась одна довольно длинная пещера ст. несколькими ходами и переходами. В ней во многих местах высечены помещения для келий, украшенные иконами, причем в некоторых келиях сделаны приспособления, на подобие лежанок, для отдыха. Вся пещера представляет собою род лабиринта, забравшись в который вряд ли найдешь сам, без опытного проводника, выход обратно. Все это памятники былых подвигов.
Благочестивые иноки, как выходцы из Приднепровья, сохранили и черту подвижничества, усвоенную ими от Киево-Печерских своих собратьев. Выражалась она главным образом в том, что многие из них стремились к уединению, старались возможно более укрыться от соблазнов мира сего. С этою целью они искапывали в горе пещеры, удалялись в них и проводили время в молитвенных подвигах и посте. Да и вообще на всем укладе иноческой жизни Ахтырского монастыря лежал отпечаток духа жизни Приднепровских обителей: простота, строгость, воздержание, подвиг. Это имело громадное влияние на религиозный дух народа окружных поселков и обитель служила главным центральным местом в крае, куда народ этот, почувствовав свободу и облегчение от гнета, тяжких утеснений и гонений со стороны униатов и поляков, массами притекал за удовлетворением своих душевных запросов, находя себе тут и отраду, и утешение.
Казалось, все благоприятствовало упрочению обители на твердой, незыблемой почве. Но злая судьба незаметно подкрадывалась к ней и готовила нанести тяжкий удар…
Священник Антоний Краснокутский «История Ахтырского Троицкого монастыря». 1913 год.