Ахматовка. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери, каменный, окончен постройкой в 1792 году. Имел приделы: во имя Рождества Иоанна Предтечи (правый) и святителя и чудотворца Николая (левый), которые датируются 1760-м годом; во имя Владимирской иконы Божией Матери, устроенный в 1821 году в колокольне (на 1823 год он отсутствует). Колокол отлит в Чебоксарах купцом Котольковым.
Строительные работы в начале XIX века, в том числе и устройство иконостаса, велись за счет владельца села — генерала-поручика Матвея Ивановича Соловцова.
Настоящая церковь освящена в 1840 году. Приделы и иконостасы в них вновь устроены в 1870-1871 годах: в 1870 году освящен Предтеченский придел, а в 1871 году — Никольский. Храм закрыт в 1930-х годах. В 1994 году был вновь зарегистрирован приход, богослужения в храме возобновились 19 декабря 1995 года.
Двухсветный храм имеет вид «восьмерика на четверике». Его архитектура выполнена в формах барокко: на высоком куполе устроены люкарны, наличники окон храма выполнены с использованием характерных для барокко волют. Декор трехъярусной шатровой колокольни выполнен с использованием как барочных элементов (волюты оконных наличников второго яруса), так и «русских» форм (килевидные кокошники третьего яруса). Прямоугольная апсида имеет полукруглую выступающую часть.
В интерьере сохранился остов пятиярусного резного иконостаса.
С сайта: http://pravoslavie58region.ru

Ахматовская природа — во всей своей нетронутой красоте. В пейзаж удивительно гармонично вписывается Казанский храм .
Построенный в 1792 году в стиле позднего барокко — он к счастью и в годы безбожного разгула уцелел, и сейчас несмотря на всё убывающее число прихожан — в идеальном состоянии.
Кроме местных жителей — нередкие гости в храме и паломники издалека. А стремятся они сюда неспроста — как правило, целью путешествия становится место Покровского женского монастыря на горе Шихан.
Шиханская гора. Сюда, в лесную глушь близ мордовской деревни Новая Селя и русского села Базарная Кеньша, полтора века назад пришел благочестивый крестьянин Сергей Мазанов, чтобы основать иноческую обитель. По благословению епископа Варлаама на Шихане поставили Покровскую церковь. Но после смерти старца община распалась. И возродилась спустя несколько лет уже как женская. Расцвет обители пришелся на начало ХХ века. Почти 300 сестер во главе с игуменьей Леонидой, деревянные, кирпичные и смешанные корпуса, гостиница для паломников, великолепный десятиглавый собор — комплекс даже по описаниям старожилов впечатляет. В 26-м из-за притеснений разошлись большинство монахинь, в 30-х разобрали на кирпич и вывезли в соседние села все монастырские постройки. Осталось нетронутым лишь кладбище — здесь даже продолжали хоронить сестер опустевшей обители. И только в середине 90-х на Шиханскую гору вновь пришли священнослужители. Так сложилось, что настоятелем храма в Ахматовке стал священник Владимир Кознов — для которого места эти не чужие..Ему и суждено было стать летописцем и инициатором возрождения Шихана.
Первые шаги к восстановлению монастыря сделаны. Расчистили заросшую уже дорогу на гору, поставили кованные ворота на месте монастырских Святых Врат, облагородили кладбище. В 2007-м построили бревенчатый храм во имя Сергия Радонежского — небесного покровителя старца-основателя. Летом 2009-го восстановили фундамент Покровской церкви.
Конечно, пока о возрождении на Шиханской горе монашеской жизни задумываться рано. И все же святое место — больше не в запустении, и это главное.
Источник: 10.09.2010 статья и видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/pilgrimage/at9118

Ахматовка село (третий благочиннический округ) Городищенский уезд. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с приделами в память Рождества Иоанна Предтечи и во имя св. Николая, теплый, каменный, разстоянием от г. Пензы 110 в. Церковь имеет капитал в 7160 р. 43 к. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахатной 60 д.; кроме того при дер. Нов. Селе 18 д. и дер. Холеневке 8 д. Жалованья 162 р. 64 к. Дома для членов причта церковные. Прихожан м.п. 865, ж.п. 868. Приход состоит из села, дер. Новой Сели (в 5 в.), дер. Холеневки и Потаповки (в 1 в.). В селе церковно-приходская школа.
«Церкви, причты и приходы Пензенской епархии», составил А. Попов. Пенза, типография губернского правления. 1896 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?