Агия Мони. Монастырь Святителя Николая.

В 2 километрах южнее монастыря Панагии Хрисороятиссы расположена небольшая обитель с необычным названием — «Монастырь священников». Второе название этого, как считается, самого древнего на острове монастыря — Agia Moni (Святая обитель). Ранее его также называли монастырь св. Николая. Устное предание утверждает, что его основали около 300 года ссв. Евтихий и Николай. Ими был построен на этом месте первый храм из камней, взятых с расположенного неподалёку языческого святилища богини Геры. Название обители дали простое — Святой монастырь (Агия Мони).
В X веке в Агия Мони провёл четыре года св. Афанасий, основатель Великой лавры на Святой горе Афон. Нашествие арабов помешало ему посетить Палестину, и он был вынужден пережидать его на Кипре. С пребыванием св. Афанасия в Агия Мони связана интересная история. В молодости св. Афанасий вместе с будущим императором Никифором Фокой (963 — 969 гг.) дал обет посвятить себя Богу и уйти на Св. Гору Афон. Афанасий обет выполнил — ушёл и основал известную впоследствии весь мир монашескую обитель. А Никифор замедлил, события его жизни стали развиваться по другому пути: он стал военачальником, а в 963 году — византийским императором. Афанасий обличил старого друга в нарушении обета. Именно в тот самый момент, когда Фока искал его, чтобы объяснится, святой был на Кипре. Когда же он предстал перед императором, тот шёл на встречу святому, глубоко кланяясь при каждом шаге. Но и после этой встречи каждый из них шёл по жизни своим путём.
Наиболее подробные сведения об истории этого монастыря приводит В. Григорович — Барский, побывавший здесь в 1735 году. Он пишет, что изначально монастырь был богат, но затем разорён варварами и опустел. Позднее обитель была восстановлена силами Киккского монастыря, подворьем которого она стала с 1630 года. На момент посещения монастыря Барским там жили эконом и три монаха, которые занимались земледелием и животноводством. У восточного входа обители находилась красивая и просторная церковь, построенная в 1638 году на месте более ранней византийской. Она имела деревянную крышу, покрытую черепицей, которую поддерживали шесть внутренних колонн. Внутреннее убранство храма было самым простым из — за бедности монастыря, однако пол выстлали большими каменными плитами. Поскольку во время посещения В. Григоровичем — Барским Кипра остров прибывал под турецким владычеством, турки запрещали использовать колокола: «Да будет известно, что во всех монастырях кипрских не кимвалы, то есть звоны (колокола), но только била и клепалы. изначально они были, но, наставшей властью басурманской, были запрещены; в мирских же церквах запретили и била, разве только в неких христианских деревнях, далече уединённых». Било и клепало — это большая металлическая доска, в которую ударяли, чтобы собрать братию на службу. Эта традиция до сих пор сохранилась в некоторых монастырях не только на Кипре, но и на всём Восточном Средиземноморье.
В 1980 — 1990 годах усилиями Киккского монастыря в обители проводились восстановительные работы. В обновлёном главном храме монастыря впечатляет старинный деревянный резной иконостас центрального нефа. В иконостасе северного нефа сегодня представлен цикл современных икон, повествующих о житие св. Николая Чудотворца.
Реставраторы также восстановили небольшую однонефную церковь св. Афанасия Афонского. Это крестово-купольный храм был возведён в XIV веке, очевидно, в память о пребывании в монастыре великого афонского святого.

Материал из wikimapia

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?