Агафодор (Преображенский), митрополит Кавказский и Ставропольский.

В миру Преображенский Павел Флегонтович, родился 15 декабря 1837 года в селе Спасское, что на Мяксе, Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье «бедного из бедных» церковного причетника. Детство, отрочество и юность его прошли через суровую школу бедности, тяжелых лишений и сиротства. Едва новорожденному Павлу исполнилось шесть недель, как отец его скончался, и мальчик остался сиротой на попечении матери без всяких средств к существованию. Мать не пала духом и сумела не только вырастить, но и воспитать своего сына в твердых началах христианской веры, заложить в юное сердце черты полного послушания воле Божией, самоограничения и самоотречения, а главное, любви к ближнему и совершенной готовности всегда прийти на помощь всякому нуждающемуся. Этими чертами отмечалась вся последующая жизнь и деятельность преосвященного. В селе Спасское, что на Мяксе и в с. Богослово прошло детство будущего владыки Агафодора (Преображенского).

В 1848 году он был отдан в Пошехонское духовное училище, после которого поступил в Ярославскую духовную семинарию. Как в училище, так и в семинарии он шел первым учеником и окончил семинарию в 1860 году. В этом же году 9 октября он был рукоположен во священника.

По окончании семинарского курса он отказался от мысли ехать в академию и поступил для поддержки матери на священническое место в глухой приход села Воскресенского, Мышкинского уезда. Сам вышедший из народа, испытавший бедность, сиротство, лишения и только упорным трудом пробившийся к свету образования и священству, он весь отдался своей пастве и ее насущнейшим нуждам, первой из которых было невежество даже в основных истинах христианства. Для научения своих пасомых истинам христианской веры, молодой священник в течение 23 лет поучал свою паству не только за богослужением, но пользовался всяким случаем для научения при всяком требоисправлении.

Другой заботой отца Павла в целях просвещения прихода, было устройство школ для детей. В первой открытой им школе он вначале сам учительствовал. Под его ближайшим руководством Воскресенское церковно-приходское попечительство с первого же времени развило необычайную и в очень благотворную для прихода деятельность: оно оказывало помощь, по случаю неурожая хлеба, погорельцам, пострадавшим от пожара и т.п. Важным следствием деятельности отца Павла было то, что за все время его священства в его приходе за 23 года не появилось ни одного сектанта и ни одного раскольника.

С 1877 по 1884 годы отец Павел находился в должности благочинного сельских церквей и устроил впервые в этой местности благочинническую библиотеку.

В 1884 году, после 23-летней службы в селе Воскресенском он был переведен в Мышкин настоятелем городского Успенского собора и возведен в сан протоиерея. Здесь служение его продолжалось лишь около 4 лет, но и за этот период им было сделано многое: были введены внебогослужебные собеседования, при соборе устроен прекрасный хор, проведен капитальный ремонт собора. Просветительная деятельность протоиерея Преображенского обратила на него внимание высшего духовного начальства; в 1887 году в бытность свою в Петербурге, он был приглашен в заседание Училищного Совета при Святейшем Синоде, где сделал живое обстоятельное сообщение о положении церковно-приходских школ во вверенном его наблюдению округе и был награжден от Святейшего Синода Библией. Отец Павел проявил себя и как писатель-педагог — его «Наставление в Законе Божием» было издано двадцать четыре раза.

1 февраля 1888 года протоиерей Преображенский, вдовствующий более 20 лет, принял монашество с именем Агафодора и был возведен в сан архимандрита. 28 февраля того же года в соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Петербурге состоялась его хиротония во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Рукоположение совершалось собором одиннадцати архипастырей в предстоянии митрополита Исидора.

На этой кафедре епископ Агафодор пробыл три года, но успел сделать весьма много. В 1888 году он основал в Нижнем Новгороде на свои средства церковно-приходскую Свято-Владимирскую школу, в память 900-летия крещения Руси. Другую такую же школу он основал при Вознесенском Печерском монастыре. Главной заботой его было приведение в полное благоустройство древнего XIV столетия Печерского монастыря, на что он положил много труда и средств.

2 марта 1891 года владыка Агафодор был назначен епископом Сухумским. Немногочисленные храмы епархии находились тогда в запустении и крайней нищете, кафедральный собор был мал, архиерейского дома не было. Владыка первым делом расширил собор, устроил архиерейский дом, изыскивал средства для беднейших церквей. Заботясь о материальных нуждах епархии, с неменьшей энергией заботился он и о духовных нуждах населения. В течение двухлетнего управления епархией епископ Агафодор открыл 22 школы, а для упрочения и дальнейшего развития школьного дела 27 декабря 1891 года учредил Сухумское епархиальное Александровское братство. Для перевода богослужебных книг на местный язык владыка Агафодор основал в 1892 году особую переводческую комиссию. Особенно замечательны были его миссионерские труды: учредив должность епархиального миссионера и определив на эту должность лицо, знающее местные языки, епископ сам неустанно разъезжал с миссионером по глухим местам, призывая заблуждающихся в лоно Православной Церкви. Всего им обращено в Христианство около 1000 мусульман.

17 июля 1893 года епископ Агафодор был назначен Ставропольским и Кавказским. И на этой кафедре он обращал свое внимание в первую очередь на нужды просвещения и воспитания паствы в духе Православной Церкви. За бытность его на этой кафедре количество церковных школ более чем удвоилось, не забыты были и духовно-учебные заведения, а особенное внимание он обратил на недостаток в епархии храмов и духовенства — при нем было построено 240 новых храмов и три монастыря.

Сильное развитие на Северном Кавказе раскола, а также рационалистического сектантства разных толков побудили епископа Агафодора со всей энергией встать на борьбу за Православие. Он увеличил количество миссионеров. Для борьбы с многочисленными в епархии язычниками-буддистами, преосвященный учредил должность противобуддийского миссионера и сам вместе с ним отправился на проповедь. Свыше 300 буддистов было крещено.

Всегда чуткий и внимательный к чужой нужде, архипастырь обращал особое внимание на развитие и расширение разного рода благотворительных епархиальных учреждений, состоявших под его руководством и наблюдением. Щедрая благотворительная и религиозно-просветительная деятельность преосвященного далеко выходила за пределы Ставропольской епархии. Он состоял почетным членом 35 различных благотворительных, ученых и просветительных обществ, братств и т.п. учреждений, в том числе всех четырех духовных академий. В Казанскую духовную академию он пожертвовал капитал в шесть тысяч рублей и на проценты с него была учреждена стипендия имени Преосвященного Агафодора.

6 мая 1907 года епископ Агафодор был возведен в сан архиепископа. В 1917 году архиепископ Агафодор стал старейшим членом Всероссийского Поместного Собора.

В 1918 году владыка еще именовался архиепископом Кавказским и Старопольским. Год возведения его в сан митрополита неизвестен. 19-24 мая 1919 года по старейшинству он возглавлял Южно-Русский Собор в Ставрополе где отрезанными гражданской войной от патриарха Тихона архиереями решались вопросы устройства Церкви на территориях занятых войсками Деникина.

Скончался митрополит Агафодор Кавказский 31 июля 1919 года 82 лет от роду в своем кафедральном городе.

Преосвященный Агафодор был добрым, трудолюбивым, кротким и снисходительным архипастырем, ревностным и твердым в своей деятельности на поприще миссионерства и духовного просвещения. Он отличался редкой простотой и добрым отношением к окружающем. Есть еще другая отрицательная, но малоубедительная характеристика одного иностранного писателя, напечатанная в «Церковных вопросах в России» где говорится, что архиепископ Агафодор был «малообразованный и малоспособный; бездарный бывший сельский священник, покровительствовавший архимандриту Колоколову, прославившемуся зазорной жизнью на Кавказе. Крестил 3000 абхазцев, оставшихся в магометанстве».

Государственные награды
Орден Святого Александра Невского с бриллиантовыми знаками
Орден Святой Анны I степени
Орден Святой Анны III степени (13 апреля 1886 года)
Орден Святого Владимира III степени (1889 год)

Иностранные государственные награды
Королевский орден Спасителя со звездой

Церковные награды
Бриллиантовый крест для ношения на клобуке (1910 год)

Прочие награды
Знак Российского общества Красного Креста (июнь 1882 года) — «за услуги, оказанные раненым воинам в Восточную войну (1877—1878 гг.)»

Сочинения
«Успенско-Драндский общежительный монастырь в Абхазии, на Кавказе, близ г. Сухума» (Ставрополь, 1894); 2-е изд. (Ставрополь, 1901):
«Речи и слова»;
«Катехизические поучения о вере»;
«Катехизические поучения о христианской надежде и любви» (1899);
«Наставление в Законе Божием, для начальных училищ» (50 изданий; переведено на финский и японский языки);
«Толковый молитвенник» (Ставрополь, 1903)» и др.
Использованные материалы
1. Прот. Владислав Цыпин. Агафодор (Преображенский) // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : А — Алексий Студит. — С. 242. — 752 с.
2. Тихон (Затёкин), игум., Дёгтева О. В. Епископ Балахнинский Агафодор (Преображенский) (1888-1891) // Святители земли нижегородской. — Нижний Новгород, 2003. — С. 342—346.
3. Самойленко Павел, прот., Пантюхин Александр, свящ. Архиепископ Агафодор (Преображенский). — Ставрополь : Издательство Ставропольской духовной семинарии, 2018.
4. Самойленко П., прот. Архиепископ Агафодор (Преображенский): вехи служения в сложный период истории начала XX века (1905—1919 годы) // Актуальные вопросы церковной науки. 2019. — № 2. — С. 57-64.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?