Монастырь Каракал — один из самых тихих на Афоне. Порой складывается чувство, что время здесь остановилось. Всё вокруг напоминает о Византии. Обитель расположена на лесистом, живописном склоне холма.
Каракал впервые упоминается в летописи в 1018 году, но время его основания неизвестно. Не знаем мы и имени основателя монастыря. Некоторые учёные указывают на некоего Николая из валашского селения Каракал, но информация эта пока не нашла своего подтверждения.
Из-за постоянных пиратских и каталонских набегов монастырь постепенно пришёл в запустение и был восстановлен благодаря помощи византийских императоров Михаила, Андроника II и Иоанна V. В этот период Каракал достиг пика своего могущества, увеличилось число монастырской братии. Как следствие, в третьем афонском уставе 1394 года он упомянут на шестом месте среди двадцати пяти святогорских монастырей. Сегодня она занимает одиннадцатое место в афонской иерархии.
Турецкое владычество поставило вопрос о выживании монастыря. Владения вне Святой Горы были отобраны, а налоги и поборы всё возрастали. В 1535 году обитель получила разрешение султана на проведение строительных и восстановительных работ. Добиться этого удалось лишь благодаря поддержке и финансовой помощи валашского господаря Петра, впоследствии принявшего монашеский постриг с именем Пахомий. В XVII веке благодаря поддержке игемонов Иверии Артхала и его брата Вахтага, был проведён текущий ремонт обители и восстановлены разрушенные постройки. В этот же период во владение монастыря отошло подворье близ черноморского города Исмаила.
В 1813 году Каракал вернулся к общежительному устройству, первым игуменом был избран иеромонах Нектарий.
Существующий ныне главный храм монастыря сооружён в 1548–1563 годах и освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Расписан собор был в 1720-х годах иеромонахами Иоанном и Дамаскином. В его деревянном резном иконостасе помещена чтимая икона Святых Апостолов, произведение известного иконописца Дионисия Фурнаса. В кафоликоне можно поклониться чудотворному образу первоверховных апостолов Петра и Павла (1540), написанному известным мастером Константином Палеокапасом. На фресках в нартексе изображены нападения на Афонские монастыри, морские сражения и сцены из Апокалипсиса.
Интересная история связана с мраморным полом монастырского собора (1859). Во время его строительства мастера столкнулись с нехваткой клея для соединения мраморных плит между собой. Промыслительно рядом с обителью на берег выбросило гигантского кита. Из его жира мастера сделали клеевой раствор и завершили приостановленные работы.
В Каракале семь параклисов: праведной Анны, вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия, св. Иоасафа, прмч. Гедеона, свв. Варлаама и Иоасафа.
В обители хранятся: часть Животворящего Креста Господня, честная глава св. Христофора, частицы мощей Иоанна Предтечи, свв. апп. Андрея и Варфоломея, вмч. Меркурия (а также его шлем и меч), сщмчч. Игнатия Богоносца, Гедеона, Трифона и Харалампия, мч. Ореста, вмц. Варвары, прп. Феодора Стратилата, св. Иоанна Милостивого и других святых.
В получасе ходьбы от Каракала в сторону побережья стоит одна из самых высоких башен на Афоне. Она была построена в XIV веке. Интересно, что мраморная табличка на строении в качестве ктиторов пирга указывает не только молдавского игемона Петра и монаха Иоасафа, но и мастера Дионисия Спиропулоса (такая практика для Афона редкость).
Панигиры у обители три раза в году: в день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), прмч. Гедеона (30 декабря/12 января) и святого Христофора (9/22 мая).
http://agionoros.ru/docs/36.html
Точная дата постройки монастыря неизвестна. Существует две версии, в том числе и о происхождении имени обители. Согласно одной, первые постройки там были возведены Римским императором Каракаллой (198-217). Будучи язычником, простроившим множество храмов Исиды, возможно, он построил лишь портовую башню в гавани. По другой версии, предложенной позднее, обитель была сначала маленькой монашеской общиной, но к началу XI века выросла до размеров крупного монастыря усилиями инока по имени Каракал. Как и многие другие монастыри, Каракал принимал участие в борьбе за освобождение Греции от турецкого ига. Афон и северная Греция оставались под властью турок до начала XX века.