Церковь Спасителя (Сотира) Ликодимос, самое большое средневековое здание в Афинах, также известное как Русская церковь, один из лучших византийских памятников архитектуры XI в., расположена на пересечении улицы Филэллинон и проспекта Амалиас.
С XIX столетия церковь считается посвящённой Святой Троице (Агия Триада). Сотира Ликодиму является официальным приходом русской общины Афин. Имя «Сотира Ликодиму» церковь получила после своего первоначального посвящения Преображению Господню, а также благодаря нескольким меценатам, хотя в разное время она имела немного различные наименования. Из нескольких вариантов до наших дней сохранились два, «Сотира Ликодиму» и «Сотира Никодемос», и так как первое из них чаще употреблялось в повседневной речи прихожан, оно и было закреплено за этим историческим памятником. Также церковь часто называют Русской, так как именно её посещает большинство этнических русских, живущих в греческой столице.
Эта византийская церковь была выстроена незадолго до 1031 года внутри городских защитных стен. На северной стене здания до сих пор сохранились две надписи, говорящие о дате завершения строительства: первая упоминает год 1031, а вторая доносит до нас информацию о смерти в 1044 году тогдашнего управляющего городом Стефаноса. Археологические исследования XIX в. раскрыли сведения, говорящие о том, что эта церковь появилась тут на месте более старой раннехристианской базилики, которая в свою очередь была построена на фундаменте римских бань.
На фоне других византийских построек в Афинах эта церковь смотрится весьма просторной, даже сегодня, будучи окружённой гораздо более крупными зданиями, она доминирует в своём районе как по размеру, так и заметному невооружённым взглядом качеству постройки. По своей форме это восьмиугольное здание с круглым куполом в центре. Внутри купол по своему нижнему барабану как бы отмечает всё пространство помещений церкви, также и снаружи он подчёркивает величественность всего строения. Чувство тяжести и силы, создаваемые такими масштабами и заниженной крышей, сбалансировано иллюзией вертикального движения вдоль высоких трёхсторонних узких апсид и порталов по сторонам сооружения.
Кладка стен повторяет привычный стиль того периода клуазоне. Разнообразные кирпичные орнаменты (псевдо-куфтские буквы и зубцы) с использованием отдельных кирпичей и камней придают внешнему виду церкви своё уникальное скульптурное ощущение. На стенах и встроенных в них керамических тарелках видны куфтские орнаменты: декоративные элементы, имитирующие старое арабское письмо, язык первого Корана; по тянущемуся вдоль северной и южной стен фризу также разместилась арабская вязь. Сохранились до наших дней и части первых украшений здания, например на южной стене можно увидеть красочные картины с изображениями Христа, святого Стефана и апостола Иоанна.
В византийский и османский периоды Ликодиму являлась католиконом (основной церковью) монастыря. В этот долгий исторический период церковь не раз страдала как от естественных разрушений, например нередких в этой местности землетрясений, так и от дел рук человеческих: войн и недостатка уважения к историческим памятникам со стороны различных захватчиков. Наряду с разрушением в 1687 году с вступлением в город сил венецианцев под предводительством Франческо Моросини, церковь пострадала от землетрясения 1701 года.
В 1780 году, когда Али Хасеки, османский управляющий городом, строил защитные стены вокруг Афин, были уничтожены все второстепенные здания монастыря. Именно в это время Ликодиму становится приходом другого монастыря, Кессариани. Во время войны за независимость Греции, в 1827 году, здание снова понесло урон — в него попало несколько снарядов с Акрополя. В результате рухнул купол и северо-восточная часть. На оставшейся невредимой алтарной стене сохранились фрагменты византийских фресок.
24 февраля (8 марта) 1833 года обер-прокурор Святейшего Синода князь П. С. Мещерский представил Синоду пожелание Николая I, «чтобы в Греции находилась российская духовная особа в качестве священника нашей миссии». Уже 4 (16) марта 1833 года был утверждён штат временной церкви при миссии в Греции. В июле в Афины отправилось духовенство. Первоначально посольской церковью стал Преображенский храм XIII века в квартале Плака. Церковь была восстановлена в 1834—1837 годах на русские средства.
В 1847 году полуразрушенный храм Сотира Ликодиму был куплен российским правительством в качестве прихода для нужд русской общины в Афинах, а в 1850 г. по приказу императора Александра II здание перестроилось, получив места для сидения по сторонам внутреннего помещения и высокую колокольню, а также приукрасив своё внутреннее убранство. Поствизантийские настенные росписи были заменены работами немецкого художника Людвига Тьерха, а низкое мраморное ограждение византийского периода, изображённое на множестве иллюстраций посетивших тогдашнюю столицу путешественников, заменили высоким экраном, выполненным в стиле русской церковной традиции. Инициатором его восстановления был его настоятель архимандрит Антонин (Капустин). Научная реставрация проводилась на средства Министерства иностранных дел под руководством архитектора Р. И. Кузьмина при участии И. В. Штрома. Работы велись до 1854 года. При восстановлении был сохранён первоначальный план храма, открыты древние фрески и заложенные проёмы. В подвалах храма архимандрит Августин произвёл археологические раскопки. В 1850 году в том же стиле, что и церковь, была построена колокольня.
Освящение храма состоялось 6 (18) декабря 1855 года. Его возглавил архиепископ Мантинейский и Кинурийский Феофан. Вскоре после освящения из-под пола церкви стала поступать вода из подземного источника и пришлось разбирать фундамент. В 1885 году в самом храме начались протечки, в связи с чем архитектор В. Шиллер, несмотря на протесты Л. Тирша, понизил купол на полметра.
Немецкий художник Людвиг Тьерх (1825-1909) занимался преподавательской деятельностью в Афинах в Школе искусств. Благодаря ему в Греции появился и получил заметное распространение так называемый назаретский стиль. Главными сюжетами работ художника были сцены из жизни Христа, которые изображались им с заметным влиянием Рафаэля, художника эпохи Возрождения. Работа Тьерха в Русской церкви в Афинах (а помогали ему греческие мастера Спиридон Хацигианнопулос и Никифорос Литрас) оказала неоценимое влияние на развитие греческого искусства нового времени. Он дал жизнь новому стилю религиозного письма, повторяющего западные художественные традиции. С другой стороны, хотя эти нововведения шли в параллели с тогдашними тенденциями русской церковной росписи, они уничтожили всю византийскую составляющую облика церкви Сотира Ликодиму. Свои работы Тьерх проводил под наблюдением греческого инженера, майора Телемахоса Влассопулоса, и главы русской общины старца Антонина Капустина.
Русский священник отец Антонин, в миру Андрей Иванович Капустин, был одним из первых наших соотечественников, взявшихся за изучение афинских византийских памятников архитектуры. Он занимался теологией и имел звание профессора Теологической академии в Киеве, стал викарием Русской православной церкви в Афинах. Благодаря своим знаниям и пользуясь в городе всеобщим уважением, он взял на себя заботы по надзору за раскопками римских бань под церковным зданием, и конечно же восстановлением самой церкви Сотира Ликодиму. Если не брать в расчёт исчезновение старого облика этого прекрасного здания во время его восстановления, не будет преувеличением сказать, что эта реставрационная работа была для того времени уникальным по своей важности мероприятием, ведь многие другие византийские религиозные сооружения стояли тогда в руинах либо по причине большего внимания более древнейшим памятникам, либо из-за очевидно неудобного городского устройства Афин.
Результаты капустинских исследований были опубликованы в российском периодическом «Археологическом журнале», а затем и в виде монографии в России. В 1874 году Российская Академия наук опубликовала ещё одну работу отца Антонина под названием «Раннехристианские афинские церковные надписи», первое систематизированное собрание византийских настенных церковных надписей, которое и по сей день используется специалистами. Также Капустин выпустил в свет список множества документов прихода церкви Священной Усыпальницы в Афинах.
При храме была библиотека с множеством старинных русских книг, которая сегодня практически утеряна, а частично перебазировалась в бывший русский старческий дом в Аргируполи, где сегодня потихоньку распродается на аукционах.
Для поддержания в нормальном состоянии храма в 1919 году был основан Союз русских православных христиан в Греции. В 1924 году, после признания Грецией СССР, община отделилась от посольства и присоединилась к Афинской архиепископии со статусом «параклиса».
В 1954 году, по ходатайству великой княжны Елены Владимировны, была восстановлена древняя высота купола. В 1999 году на средства греческого правительства была отреставрирована колокольня. В 1955 году во время работ в восточном углу храма было обнаружено кладбище с костницей, где, согласно источникам, были похоронены киевляне, проданные татарами в Константинополе. Останки перенесены в крипту церкви.
Сотира Ликодимос — самое большое средневековое здание в Афинах. Крестово-купольный храм доминирует в районе. По форме он восьмиугольный с круглым куполом в центре. Стены украшены кирпичными орнаментами, псевдо-куфтскими буквами и зубцами. По тянущемуся вдоль северной и южной стен фризу также разместилась арабская вязь. До настоящего момента сохранились первые украшения здания, например, образы Христа, святого Стефана и апостола Иоанна Богослова на южной стене. Нижняя половина храма коричневого цвета, верхняя — красного. Своды покрыты голубой краской, украшены звёздами. В церкви три придела: главный — Пресвятой Троицы, левый — праведного Никодима, правый — святителя Николая Чудотворца.
Византийский мраморный невысокий иконостас был заменен высоким русского типа из светлого паросского и пентелийского мрамора. Работы производил Флоримон Буланже. Царские врата вырезаны из дерева по эскизу Р. И. Кузьмина. 18 икон иконостаса были написаны П. М. Шамшиным. Среди святых — шесть русских: трое из северной России и трое из южной. Роспись немецкого художника романтического направления Людовика Тирса заменила в 1847 году сохранившиеся к тому времени византийские фрески.
Крипта облицована плоским «римским» кирпичом. Здесь, на глубине пяти метров, аккуратно разложены найденные там обломки античных плит с надписями, капители от мраморных колонн и другие археологические находки.
Трёхъярусная колокольня возведена из жёлтого камня, красного кирпича и белого мрамора. Колокола были отлиты в Триесте. Самый большой колокол, «Никодим», весит 280 пудов. Этот уникальный колокол имеет такую силу звука, что в 1999 году, когда на колокола поставили электрический механизм боя — мастера долго выставляли удар на самый минимум, потому как стоило ударить в колокол чуть сильнее, и во всей округе вылетали стекла.
Ранее территория храма была окружена чугунной решёткой, специально отлитой в Санкт-Петербурге. Она была убрана по приказу греческих властей и перенесена к Русскому дому в квартале Аргируполис. Возле стен храма похоронены последний царский посол в Греции Елим Демидов, князь Сан-Донато и его жена Софья Воронцова-Дашкова.
http://sta.org.gr/about-us/