Село, расположенное вдоль дороги в Палех, известно с 1554 г., когда оно входило в дворцовое ведомство. Раньше за церковью Воскресения (1808 г.) в глубине церковного участка стояла ныне утраченная Никольская церковь (1796 г.), построенная вместо деревянной, сгоревшей в 1790 г. В 1895 г. у самой дороги была возведена колокольня. Ограда, главными воротами в которой служил первый ярус колокольни, как и бывшая при церкви богадельня (1829 г.) на 20 человек, разобраны; границы участка отмечают старые липы. Сохранившиеся здания — кирпичные, стены церкви побелены по обмазке. Церковь Воскресения — небольшое сооружение в формах провинциального барокко с относительно редкой двухапсидной формой алтаря. В остальном церковь имеет традиционную, вытянутую по главной оси трёхчастную композицию и арочный портик крыльца на западном фасаде. Фасады основного четверика (второй ярус утрачен) делятся на три прясла лопатками, более узкими у скруглённых углов объёмов. В несколько меньших по ширине центральных пряслах расположены боковые входы. Наличники окон с лучковыми перемычками небольшого подъёма дополнены ушками и фартуками, в карнизе ряд крупных сухариков. Интерьер квадратного в плане четверика объединён широким арочным проёмом с небольшой поперечно ориентированной трапезной под сомкнутым сводом. Алтарь, перекрытый коробовым сводом с двойной конхой и распалубками, раскрыт в храм тремя проёмами (центральный значительно шире боковых). Колокольня выполнена в лицевой кладке в формах русского стиля. Композицию из четырёх ярусов венчает небольшой купол с главкой на цилиндрическом барабане. В отличие от нижних, четвериковых, ярусов, верхний облегчен срезанными углами. Проёмы арок, прорезающих грани, обрамлены парными пилястрами и широкими архивольтами. Наиболее детализировано убранство нижнего яруса, где среди поясков, нишек и сухариков выделяются крупные декоративные арки с килевидным подвышением и равноконечным крестом в тимпане. Грани верхнего яруса завершены килевидными кокошниками. Березин, Добронравов, 1898, с. 48-50″Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3″. М, Наука, 2000, с. 537-538
До революции в храме находились древние почитаемые иконы Святого Афанасия Великого, Владимирской Богоматери (приложена крестьянами деревни Харитоново в память избавления от холеры в 1848 г.), Преображения Господня (приложена крестьянами деревни Пустошь в память избавления от холеры в 1862 г.). Сейчас сохранилась колокольня (1903 г.) и перестроенная в советское время Воскресенская летняя церковь (1808 г). Глава колокольни с крестом возобновлена в нач. XXI века. Афанасьевский приход был достаточно крупным — в нем состояли в 1899 г. жители 532 дворов деревень в радиусе 7 верст (включая Пустошь, где своя церковь появилась только в 1910-х гг.). Число прихожан — 2107 лиц мужского и 2383 женского пола, в том числе раскольников 117 мужчин и 109 женщин (также значительное количество в крупном Шуйском уезде). В Афанасьевском в конце XIX века открыта земская народная школа (с 1885 г.в Харитоново, с 1893 г. в Пустоши).
Село Афанасьевское находится в 9 верстах от уездного города Шуя и в 120 верстах от Владимира. В селе существуют две каменные церкви: холодная – Воскресенская и теплая – Никольская. Холодная пятиглавая церковь построена в 1808 г., а теплая с колокольнею построена в 1796 г. Обе церкви построены вместо бывших в XVIII ст. деревянных церквей того же наименования и сгоревших около 1790 г.
В холодной церкви два престола: главный – в честь Обновления Храма Воскресения Христова и придельный – в честь Успения Божией Матери. В теплой церкви также два престола: во имя св. и чудотв. Николая и придельный – во имя муч. Параскевы, устроен в 1831 г. Из св. икон особенным почитанием от прихожан пользуются: древняя икона св. Афанасия Великого, икона Владимирской Божией Матери, устроенная крестьянами дер. Харитонова в память избавления их от холеры в 1848 г., и икона Преображения Господня, устроенная крестьянами дер. Пустоши в память избавления их от холеры в 1862 г. В церковной библиотеке хранятся три старинные Евангелия: одно – печати 1735 г., другое – 1748 г. и третье – печати 1751 г.
Церкви принадлежит деревянная, на каменном фундаменте, крытая железом, церковная сторожка. К сей церкви приписана церковь – школа, устроенная в 1895 г. в дер. Пустоши и освященная в честь Преображения Господня; зданием деревянная, на каменном фундаменте, крытая железом. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1895 г. и хранится в церкви.
Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается 1384 руб. в год. Дома у причта собственные, построенные на земле, пожертвованной причту в вечное владение помещиком Хотенцовым. Приход состоит из села и деревень: Дубки, Харитоново, Кочнево, Арефино, Павлюково, Плехово, Жизнево, Алешево, Михалково, Запрудново, Филатовка, Недановка, Максимцево, Гори, Колобово, Кудряково и Пустошь. Всех дворов в приходе 532, душ муж. пола 2107 и жен. пола 2383 души.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.