Церковь Афанасия Александрийского, 1902—1917 гг., ул. Красных Партизан,
4, поселке Афанасьево.
Через 20 лет после освящения деревянного храма в селе был
учрежден строительный комитет по сооружению каменной церкви. Отвод места под
постройку выполнил архитектор И. А. Чарушин. Он выбрал участок с северной
стороны от существующего храма, приблизив закладку нового здания к трассе
красной линии прилегающей улицы под углом к ней. Такая идея привязки имела
целью организовать площадь в центре села, но, не получив дальнейшего развития,
заглохла, и только расширение ул. Красных Партизан в месте ее пересечения с ул.
Советской напоминает об этом.
Проект каменного храма, составленный И. А.
Чарушиным, был утвержден в феврале 1902 г. Вскоре заключили контракт с
подрядчиком Братухиным и произвели закладку фундамента. Однако финансовые
затруднения постоянно тормозили строительство и работы затянулись до 1917 г.,
после чего больше уже не возобновлялись. Церковь осталось недостроенной,
десятилетиями использовалась не по назначению, и только в 90-е годы XX века,
после передачи здания приходской общине, северный придел был освящен. Построенная
часть здания — прямоугольный в плане одноэтажный объем под простой двускатной кровле.
Его культовую принадлежность выдает полукруглая апсида с восточного фасада и
специфический характер архитектурного декора, относящий постройку к произведениям
псевдорусского стиля.
Внутреннее пространство сооружения
поделено на три нефа четырьмя опорными столпами, на которых предполагалось
возвести второй ярус наметившегося в плане четверика. Сохранившийся в архиве
проект церкви дает представление о замысле архитектора.
Верхней части четверика, завершенной изящным пятиглавием, отводилась роль главного
композиционного акцента здания. Его дополняла четырехъярусная шатровая
колокольня, фланкированная в основании палатками и соединенная крытым переходом
в две оси проемов с основным церковным помещением. Особую живописность облику
постройки должны были придавать декоративные шатры, поставленные над угловыми
секциями нижнего яруса храма. Западный вход предполагалось оформить крыльцом на
двух пилонах с гирьками в арочных проемах. Боковые порталы выделялись
лучковыми изгибами карнизов и обогащались индивидуальными наличниками. Не менее
выразительно был задуман декор других частей памятника, основными мотивами,
которого являются ширинки, колонки, перебитые валиками, килевидные очертания
проемов, сухарики, поребрики. Тщательная прорисовка очертаний луковичных маковиц
на сложных по набору профилей шейках, щипцовых поясков в основании шатров и
тумб-постаментов главок, украшенных килевидными кокошниками, сообщает
выразительность силуэтному абрису фасада.
archidesignfrom.ru