Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка
Выйдя из Царскосельского (ныне Витебского) вокзала на площадь, прибывший в столицу Империи видел перед собой высокий белый пятикупольный храм, который принадлежал одному из самых известных и старых российских гвардейских полков – Семеновскому. Он был создан в 1682 г. из „потешных“ будущего царя Петра Алексеевича и квартировал в подмосковной деревне Семеновской. В 1700 г. полк стал лейб-гвардейским, участвовал во многих войнах, подавлении мятежей и дворцовых переворотах; в нем начинали военную службу генералиссимус А.В. Суворов-Рымникский, флотоводец А. Г. Орлов-Чесменский и фельдмаршал И.И. Дибич-Забалканский; его шефами были Императоры и великие князья.
После перевода полка в 1718 г. в Петербург для полка была поставлена походная церковь-палатка с белым атласным иконостасом. В 1730-е гг. она находилась у Синего моста через Мойку. Здесь семеновцы молились до 1742 г., когда им отвели место за Фонтанкой, в Московской части. Здесь, в центре Семеновской слободы, на правой стороне нынешнего Клинского проспекта, между Можайской и Верейской улицами, 1 июня 1745 г. была заложена „деревянная, на каменном фундаменте церковь“, освященная архиепископом Феодосием 20 ноября 1746 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. В 1764 г. это здание разобрали и, несколько переделав, перенесли ближе к полковому плацу, поставив на Загородном проспекте. В канун полкового праздника в церкви на богослужении почти всегда бывала Екатерина II.
Планируя в 1797–1799 гг. комплекс Семеновских казарм, арх. В.И. Баженов, а затем Ф.И. Демерцов предусмотрели большой купольный храм, но их проекты не были осуществлены.
При прокладке Царскосельской железной дороги в 1836 г. выяснилось, что деревянная церковь ей мешает, и Николай I повелел выстроить каменный трехпридельный храм близ полкового госпиталя на средства (около 1 млн. руб.), главным образом, Императорской казны. Он был заложен 22 августа 1837 г. по проекту К.А. Тона, которому помогали ему А.К. Росси, Н.Л. Бенуа, Ф.И. Эппингер и К.К. Мейснер. Строительную комиссию возглавил министр двора кн. П.М. Волконский, генерал по спискам полка. Осенью 1839 г. выдержанная в русско-византийском стиле постройка была вчерне готова, но ее отделка продлилась до 21 ноября 1842 г., когда обер-священник армии и флота Кутневич в присутствии Императора произвел освящение. Южный придел был посвящен благ. кн. Александру Невскому, северный – правв. Захарии и Елизавете.
Трехъярусный главный иконостас и одноярусные в приделах были сделаны по рисунку Тона в мастерской Е. Скворцова резчиком Иваном Игумновым. Столярные и позолотные работы произвели Николай Тарасов и Василий Бобков. Лепку внутри исполнил крепостной Ф.П. Дылев, барельефы на фасадах – скульпторы Н.А. Рамазанов, И.И. Реймерс, М.Г. Крылов и А.И. Мануйлов. Образа написали академики: П.В. Басин, В.К. Шебуев, Я.Ф. Яненко, Т.А. Нефф, А.К. Виги, Ф.П. Брюлло; паруса расписал А.Т. Марков, купол – В.К. Сазонов.
Из прежней церкви в приделы взяли часть икон, в том числе две „греческого письма“: Нерукотворный Спас и Знамение, бывшие с Семеновским полком в битвах при Полтаве и Лесной и висевшие некогда в его московском храме. Николай I подарил церкви шпалеру „Поклонение пастухов“, копию с известной картины Корреджо; в 1877 г. было пожертвовано „Введение во Храм“, сделанное из перламутра. В 1914 г. Иерусалимский Патриарх Дамиан подарил храму образ „Воскресение Христово“ с частицей Гроба Господня. Гробницу для плащаницы изготовил в 1888 г. из золоченой бронзы известный мастер И. В. Софронов, а сама плащаница была отбита в 1812 г. семеновцами у французов, похитивших ее из древнего московского храма. Праздничное Евангелие весило 2,5 пуда, потому что в 1796 г. оно было обложено золоченым серебром и украшено драгоценными камнями и эмалевыми вставками.
16 декабря 1906 г. в подвальном этаже был освящен расписанный ликами святых и орнаментами нижний придел сщмч. Иакова с походным иконостасом Александра I. Здесь в двух мраморных гробницах были похоронены: убитый в 1906 г. террористкой командир полка генерал-майор Г.А. Мин и трое семеновцев, павших при подавлении восстания 1905 в Москве. На гробнице Мина находился образ „Спаситель в терновом венце“ кисти В. М. Васнецова, на стене была написана сочиненная генералом молитва. Ранее в церкви были погребены: командир полка гр. В.П. Клейнмихель (1882), и кн. П.М. Волконский (1852), гробница которого была сделана по эскизу К.А. Тона.
В 1907 г. в храме был произведен большой реставрационный ремонт, а 18 ноября 1912 г. на его хорах освящен придел новопрославленного свт. Иоасафа Белгородского и вмц. Екатерины. В 1913 г. церковь стала собором. К храму было приписано три часовни. Одна – на Загородном проспекте, у церкви, имела вид мраморного киота и была освящена в 1885 г. (арх. Н.В. Набоков); вторая – во имя св. Александра Невского, в память спасения в Борках, была выстроена севернее храма гражд. инж. С.А. Баранкеевым в 1893–1894 гг. Третью, небольшую шатровую часовню слева от вокзала освятили в 1898 г. в память о спасении Цесаревича Николая в Отсу.
Весной 1915 г. в нижней церкви было разрешено хоронить офицеров полка, павших на войне. В конце 1916 г. в ней был освящен мраморный иконостас по проекту В.Н. Боброва. По собранным сведениям, было погребено 26 человек, среди них командир полка генерал С.И. Соваж. Летом 1930 г. эти останки были перенесены на кладбище. В верхней церкви среди полковых знамен висели доски с именами павших ранее офицеров; в витринах лежали мундиры августейших шефов, а также фельдмаршальские жезлы кн. П.М. Волконского и вел. кн. Николая Николаевича-старшего.
Традиционно 19 июля по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 г. 10 ноября служилась панихида по погибшим в Русско-турецкую войну 1877 г., в кровопролитном бою под Правцем. С 1873 г. при храме работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек. Последним до революции настоятелем был в 1908–1919 гг. прот. Александр Иоаннович Алексеев.
Собор – самое крупное произведение К.А. Тона в Петербурге, находившееся под охраной как памятник архитектуры, был закрыт 8 марта 1932 г. (решение Леноблисполкома от 21 февраля 1932 г.) и к марту 1933 г. снесен. Год спустя за счет освободившегося места расширен Введенский сквер. Часть ценностей собора хранится в музеях Петербурга и Москвы.
Ныне на месте здания находится большой сквер с установленным в 1997 г. памятным крестом. 1 июня 2003 г. открыта памятная колонна, созданная скульптором А.Г. Демой и архитекторами Н.Н. Соколовым, С.Л. Михайловым и И. Вержбицкой.
encspb.ru
Введенская лейб-гвардии Семеновского полка церковь располагалась на правой стороне Загородного пр., между Гороховой ул. и Введенским каналом. Первый период истории Семеновской полковой церкви, так же как и истории самого полка, принадлежит Москве. Первой полковой церковью Семеновцев была приходская церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы в селе Семеновском около Москвы.
После перевода Семеновского полка из Москвы в Санкт-Петербург, весною 1745 г. был высочайше одобрен план обустройства в Семеновской солдатской слободе небольшой деревянной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, который был освящен 20 ноября (по ст. стилю) 1746 г. Но церковь в слободе оставалась недолго, в 1764 г. храм перенесли на Большую Загородную ул. (Загородный пр.). В 1842 г. обветшавшая деревянная церковь была разобрана. Но сначала последовал высочайший рескрипт Николая I от 31 января 1837 г. о построении нового каменного храма на имя тогдашнего министра двора князя П.М. Волконского, который числился в списках полка. Затем Высочайше утвержден и комитет, под наблюдением которого происходила постройка храма, его возглавил князь Волконский……
План и фасад нового каменного храма были составлены арх. К.А. Тоном, которому было поручено возглавить и все работы по строительству. Закладка храма состоялась 22-го августа 1837 г., а освящение совершено 20-го ноября 1842 г. На построение новой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также на ее отделку и снабжение иконами, ризницею, сосудами и прочей церковной утварью было потрачено около миллиона рублей, «из коих семьсот тысяч рублей были получены от щедрот Августейшего Шефа полка, Императора Николая Павловича, из собственного Его Величества кабинета».
Пятиглавый храм был выполнен в византийском стиле, имел три престола: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и северный — во имя Святых праведных Захария и Елисаветы.
Иконостасы во всех приделах были деревянные, резной работы, золоченые. Для них были выполнены живописные работы , но в иконостасе правого придела большинство икон были перенесены из старой деревянной церкви. Новые живописные работы были произведены известными мастерами среди них академики Неф, Брюлов, Шебуев, Сазонов, профессора — Басин, Гобель-Цетелль, Марков и пр. В куполе храма по кругу располаголись 16 фресок: Спасителя, 12 апостолов и 3 святителей, которые были выполнены акад. Сазоновым.
Особого внимания в церкви заслуживали две исторические иконы в серебряных ризах, старинного греческого письма выполненные на деревянных досках — Нерукотворенного Спаса и Знамения Божией Матери, которые были помещены в главном алтаре по обеим сторонам запрестольного образа. Внизу каждой из них выгравирована одинаковая надпись: «Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 г.». Именно эти иконы, по свидетельству историков Семеновского полка, «постоянно сопутствовали Петру I в походах и воодушевляли Семеновцев в геройских битвах при деревне Лесной и под Полтавой». Из других святынь заслуживали особого внимания две плащаницы: одна по своей ценности (около 6 тыс. рублей), а другая — по своей исторической судьбе. Она была похищена французами в 1812 г. из какой-то, вероятно, Московской церкви, «плащаница сия была отбита у них казаками во время бегства Наполеоновской армии, при переправе через реку Березину, и передана, для благоговейного хранения, в церковь лейб-гвардии Семеновского полка».
К 1912 г. к числу достопримечательностей храма относились: «а) Семеновские мундиры Шефов полка, блаженной памяти Императоров: Александра I, Николая I и Александра II, — Высочайше пожалованные полку и, по распоряжению военного начальства, хранящиеся в церкви, в устроенных для того киотах; б) драгоценный фельдмаршальский жезл Великого Князя Николая Николаевича старшего, вделанный в стену и заложенный каменным стеклом и железною решеткою; в) гробницы над могильными склепами: светлейшего князя П. М. Волконского, который председательствовал в комитете по построению храма, бывшего командира полка графа В. П. Клейнмихеля; в нижней церкви, под сводами храма (во имя Св. Мученика Иакова) в левой стороне был особый склеп, где покоились кости убитых во время Московских мятежей трех нижних чинов. Над этой могилой была помещена художественная икона Спасителя в терновом венце, написанная Васнецовым и оцененная в 10 тыс. рублей. Тут же покоился прах бывшего командира полка генерал-майора Георгия Александровича Мина», убитого в 1906 г. революционеркой-террористкой.
К 1912 г. стены храма украшали четыре мраморные памятные доски с именами Семеновских офицеров, павших в битвах со времени сформирования полка. К 1917 г. прибавились памятные доски с именами погибших воинов в Первую мировую войну, но информация о них пока остается неизвестной.
С 1816 г. Введенская церковь была в ведомстве Обер-священника, а до этого времени в церковно-иерархическом отношении она подчинялась местной епархиальной власти. Точных юридических сведений о границах прихода не имелось. На основании же долговременной клировой практики принято было считать Введенским приходом часть города Санкт-Петербурга, лежавшую между Забалканским пр., Фонтанкой, Лештуковым пер., Ивановской, Николаевской и Звенигородской улицами и Обводным каналом (употребляемые названия улиц старые, на 1912 г.). «В черте этого прихода и у границ его располагалось 15 казенных или домовых церквей. При всем том, число прихожан обоего пола, бывающих у исповеди и Святого Причастия, простирается, по клировым ведомостям, за последние годы (с нач. XX в. – по 1912 г.) до 6 тысяч. Все это, как и подобает окраине города, преимущественно простые чернорабочие люди.
По материалам Г.А. Цитович. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание в двух частях. Пятигорск. Типо-литография А.П. Нагорова. 1913
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что в лейб-гвардии Семеновском полку, находится в С.-Петербурге, в Московской части, в 4 квартале, на Загородном проспекте. В 1718 г. Семеновский полк перемещен был из Москвы в С.-Петербург, и с того времени богослужение для воинов совершалось в походной полковой церкви сперва священниками ближайших приходских церквей по приглашению полкового начальства, а с 1737 г. по благословению св. Синода приезжавшими из Москвы священниками Введения, что в Московской солдатской слободе церкви, и чередовавшимися погодно.
1 июля 1745 г. была заложена, а в 1748 г. освящена в честь Введения во храм Божией Матери однопрестольная деревянная церковь. Она находилась на том месте, где 3 рота Семеновского полка (ныне Можайская улица) пересекается Загородным проспектом, а в 1764 г. перенесена на то место, где теперь площадка перед станциею С.-Петербургской железной дороги.
Настоящий храм каменный, пятиглавый, в византийском стиле, имеет три престола: главный в честь Введения Божией Матери, южный во имя св. благоверного князя Александра Невского, северный во имя праведных Захарии и Елисаветы. Он построен по повелению в бозе почившего императора Николая I, изображенному в высочайшем рескринте 31 января 1837 г. на имя князя П.М. Волконского. План и фасад составлены архитектором К.А. Тоном, заведывавшим и производством работ. Закладка церкви последовала 22 августа 1837 г., а освящение 20 ноября 1842 г. Постройка происходила под наблюдением и распоряжением высочайше утвержденного комитета под председательством бывшего министра двора князя Петра Михайловича Волконского. От местного духовенства членом комитета был протоиерей Симеон Наумов. Издержки на построение настоящей церкви, отделку ее и снабжение иконами, утварью и ризницею простирались до миллиона руб. ассиг.
Иконостасы как в главной церкви, так и в приделах деревянные, резной работы, покрытые сплошной позолотой. Главный иконостас состоит из трех неравных ярусов: нижний и верхний большого размера, средний — малого. Из св. икон, украшающих храм, одни перенесены из старого упраздненного храма, другие писаны вновь для настоящего. К последнему разряду принадлежат все иконы главного иконостаса, большая часть в боковых, и некоторые другие, занимающие наиболее видные и постоянные места. Все они кисти известных художников. В главной церкви: запрестольный образ «Снятие с креста» работы Гобель-Цеттеля: перенесен сюда из Эрмитажа; на царских дверях изображение Благовещения и четырех евангелистов — академика Неффа; по сторонам царских врат изображения Спасителя и Божией Матери — кисти того же художника на южной двери изображение архистратига Михаила, попирающего сатану; на северной — великомученика Георгия на коне, поражающего змея, — работы академика Виги; возле южной двери против правого клироса, вне иконостаса, большой образ Введения Божией Матери и соответственный ему, против левого клироса, такого же размера образ св. Троицы в виде трех странников, принятых Авраамом, оба кисти профессора Басина; во втором промежуточном ярусе образа малого размера: над царскими вратами изображение Тайной вечери академика Нефа; вправо, по южному крылу иконостаса, изображение Рождества Христова, Крещения и Входа в Иерусалим; на северном крыле Рождества Божией Матери, Сретения и Успения, все кисти академика Александра Брюлло; в верхнем ярусе, над царскими вратами, образ Воскресения Христова — ректора академии Шебуева; того же художника по правую сторону — образ Вознесения Господня, по левую – Преображения; в том же ярусе вправо — изображение св. апостолов Петра и Павла, слева — святителя Николая и царицы Александры — академика Брюлло. Над образом Воскресения в фронтоне небольшой круглой формы образ крещения Господня — Брюлло; в куполе 16 изображений стенных фресок: Спасителя, 12 апостолов и трех святителей — академика Сазонова. Под куполом (в парусах) четыре изображения: св. Софии и дщерей ее — профессора Маркова; на хоругвях изображение Крещения и Воскресения Христова — Сазонова.
Из икон, перемещенных из упраздненной церкви, замечательны две, помещенные по сторонам запрестольного образа, именно: нерукотворенный образ и Знамение Божией Матери: обе на деках, греческого иконного письма. Они обозначены 1705 г. и, как видно из надписей, находились в походной церкви блаженной памяти императора Петра I в день Полтавского сражения.
Утварью церковною храм снабжен достаточно. Ризница поддерживается на счет церковных доходов в таком виде, какой приличен храму Божию в столичном городе. Причт храма состоит из трех священников, диакона и трех причетников или псаломщиков. С перемещением полка из Москвы в С.-Петербург в 1718 г. богослужение совершалось в походной полковой церкви, как выше сказано, священниками ближайших приходских церквей, а с 1737 г. приезжавшими из Москвы от церкви Введения, что в Московской солдатской слободе, и очередовавшимися погодно. Постоянный же местный священник определен только с устройством постоянной полковой церкви, т.е. с 1748 г., вместо псаломщиков служили церковники из полковых нижних чинов.
Для помещения духовенства имеется при церкви в ближайшем от нее расстоянии церковный дом, выстроенный в 1851 г. на счет церковных сумм и доходов, при помощи займа в Государственном банке и из сумм церкви лейб-гвардии московского полка. За помещением причта с просвирнею, церковником от полка и церковными сторожами несколько небольших квартир отдается внаем, и сбор с них поступает в церковный доход. Земля, на которой выстроен дом, принадлежит полку, которому и уплачивается за нее ежегодно по 143 руб. из домовых доходов.
Церковь не содержит под своим ведением особых учебных заведений, но жертвует ежегодно по 800 руб. на содержание полкового приюта для солдатских дочерей; священнослужители же ее безвоздмездно преподают закон Божий в трех школах, состоящих при полку. Число прихожан разного звания, кроме полковых чинов, по исповедным книгам простирается до 4 000 душ обоего пола.
В здании полкового госпиталя, отделяющемся от церкви Введения пространством всего в несколько саженей, находится особая церковь во имя апостолов Петра и Павла: в ней богослужение по праздничным дням совершается причтом церкви Введения.
Сверх того, в пределах прихода находятся следующие богослужебные здания: Церковь при мужском отделении градской Обуховской больницы, внутри здания больницы: при ней священник с причетником. Церковь при женском отделении той же больницы, в здании больницы, также с особым священником и причетником. Церковь при Технологическом институте, в здании заведения; при ней священник с диаконом и причетником. Церковь лейб-гвардии гатчинского полка, стоящая особо от казарм: при ней священник с диаконом. Часовня от Коневского монастыря, на углу Обуховского и Клинского проспектов. Сверх того, в пределах прихода находится латышская лютеранская кирка, на углу Верейской улицы и Загородного проспекта.
Протоиерей Аполлос Знаменский
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г. Напечатано в синодальной типографии.
Часовня Александра Невского при соборе Введения Пресвятой Богородицы во храм
Часовня в память чудесного спасения в Борках. Выстроена восточнее Введенского храма Семёновского полка в 1893-1894 гг. (гражд. инж. С. А. Баранкеев). Снесена в советское время.
http://svyatayarus.su/church/detail/52533/
Старая деревянная однопрестольная полковая церковь, построенная для расквартированного за рекой Фонтанкой Семеновского полка еще при императрице Елизавете Петровне в 1748 г., первоначально располагалась на углу Загородного проспекта и Можайской улицы, а затем, в 1764 г. по распоряжению Екатерины II была перенесена восточнее, к засыпанному теперь Введенскому каналу. В канун полкового праздника в церкви на богослужении почти всегда бывала Екатерина II. В 1800 г., проектируя новый комплекс Семеновских казарм, Ф. И. Демерцов задумал посреди него большой купольный храм, который так и не был построен. Старая же церковь мешала строительству Царскосельского вокзала, и к тому же вместимость её была недостаточной.
Место для нового полкового храма выбрали по другую сторону Загородного проспекта, близ полкового госпиталя. 22 августа 1837 г. он был заложен. Строительство храма по проекту Константина Тона, датированному 1834-1836 гг., велось под личным наблюдением министра Императорского двора князя П. М. Волконского. Помощниками Тона при возведении храма были Н. Л. Бенуа, К. К. Мейснер и А. К. Росси — сын знаменитого архитектора. К осени 1839 г. выдержанная в русско-византийском стиле постройка была вчерне готова, но ее отделка длилась еще три года, закончившись освящением 20 ноября 1842 г. в присутствии самого Императора, который дал от себя две трети из того миллиона рублей, что стоил храм. В 1843 г., вскоре после постройки каменного храма, здание деревянной церкви было разобрано. Художественный образ новой церкви был своеобразной интерпретацией московского XVI и владимиро-суздальского XVII вв. храмового зодчества. Собор был первоначальной, своего рода макетной в материале, или вариантной, проработкой архитектурного решения для храма Христа Спасителя в Москве, ставшего крупнейшим произведением К. А. Тона.Стены массивного, почти кубического основного объема Введенского собора, так же как у московского храма, завершались традиционными для древнего русского зодчества закомарами. В композиции здания Тон сочетал приемы, традиционные для русской архитектуры XV — XVI вв. (пятиглавие, луковичные золоченые главы, кокошники, тонкие колонки, членящие фасады), с отдельными отголосками классицизма — сравнительно большими нерасчлененными плоскостями гладко оштукатуренных стен, колоннами подкупольных барабанов, горизонтальным аттиковым завершением основного куба храма. В силуэте доминировала крупная центральная глава, а ей аккомпанировали четыре боковые. Оригинально интерпретировал здесь архитектор восходящую еще к византийскому зодчеству четырехстолпную опорную конструкцию купола. Разложив опоры по диагоналям подкупольного квадрата и связав их со стенами, Тон сумел тем самым усилить пространственную жесткость сооружения, соответственно уменьшить сечение опор, сделать интерьер просторнее и привести таким образом архитектурную композицию к лучшему согласованию с конструктивной системой. В храме было три придела: главный — Введенский, южный — во имя Святого князя Александра Невского, северный — в честь святых праведных Захарии и Елисаветы. Они были освящены одновременно 20 ноября 1842 г.
Живописное убранство храма отличалось особой изысканностью. Трехъярусный иконостас в нем был вырезан по рисунку К. А. Тона в мастерской охтинских резчиков Николая Тарасова, Василия Бобкова и Егора Скворцова. Лепку внутри исполнил известный Федор Дылев, рельефы снаружи — скульпторы Н. А. Рамазанов, И. И. Реймерс, М. Г. Крылов, А. И. Мануйлов. Образа написали академики П. В. Басин, В. К. Шебуев, Ф. И. Яненко, Т. А. Нефф, А. К. Виги, Ф. П. Брюлло; паруса расписал А. Т. Марков, купол — В. К. Сазонов. Из прежней церкви в приделы взяли часть икон, в том числе две бережно сохраняемые иконы «греческого письма»: Нерукотворный Спас и Знамение Божией Матери, бывшие с Семеновским полком в битвах при Полтаве и Лесной и висевшие некогда в его московском храме. Они были размещены в главном алтаре по сторонам запрестольного образа. Главный запрестольный образ «Снятие с Креста», копия с картины Даниила де Вальтера работы Гобель-Цеттеля, был передан из Эрмитажа. В другом приделе находился запрестольный образ «Рождество Христово», копия с известной «Ночи» Корреджо, тканый на Императорской Шпалерной фабрике. В 1877 г. храму было пожертвовано оригинальное, сделанное из перламутра «Введение»; в 1914 г. Иерусалимским патриархом Дамианом — образ Воскресения Христова с частицей Гроба Господня. Гробницу для плащаницы изготовил в 1888 г. из золоченой бронзы известный мастер И. В. Софронов, сама же плащаница была отбита семеновцами у французов, похитивших ее из древнего московского храма. Праздничное Евангелие весило 2,5 пуда, потому что в 1796 г. оно все было обложено золоченым серебром и украшено драгоценными камнями.
16 декабря 1906 г. в подвальном этаже был освящен расписанный ликами святых и орнаментом нижний храм сщмч. Иакова с походным иконостасом николаевского времени. Здесь в мраморной гробнице были похоронены убитый революционерами-террористами командир полка генерал-майор Г. А. Мин и трое павших при подавлении восстания в Москве семеновцев. На гробнице находился образ «Спаситель в терновом венце» кисти В. М. Васнецова, а на стене была написана сочиненная Г. А. Мином молитва. Кроме того, в церкви были погребены другой командир полка — гр. В. П. Клейнмихель и министр Императорского Двора кн. П. М. Волконский, ведавший ее постройкой. Кроме того, в верхнем храме среди полковых знамен были установлены мраморные доски с именами офицеров, павших во время военных кампаний. Там же в витринах лежали мундиры августейших шефов и фельдмаршальский жезл вел. кн. Николая Николаевича (старшего).
Архитектурная критика середины XIX века отзывалась о Введенской церкви в самых восторженных выражениях. Особенно отмечалось конструктивное совершенство постройки. В 1907 г. в храме был произведен большой реставрационный ремонт, а 18 ноября 1912 г. на его хорах освящен придел новопрославленного свт. Иоасафа Белгородского и вмц. Екатерины. В 1913 г. полковая церковь получила статус собора. В конце 1916 г. В. Н. Бобров сделал проект мраморного иконостаса в память погибших в Мировую войну офицеров, которых хоронили в нижней церкви.
К храму было приписано три часовни: на Загородном, напротив Семеновских казарм, имевшая вид мраморного киота и освященная в 1885 г (арх. Н. В. Набоков); рядом с храмом — во имя св. Александра Невского, в память спасения в Борках, выстроенная в 1893-1894 гг. (арх. С. А. Баранкеев); шатровая, слева от вокзала, освященная в 1898 г. в память о спасении Цесаревича в Отсу. С 1873 г. при храме существовало благотворительное общество, которое содержало богадельню и школу-приют для бедных девочек. Церковь ежегодно жертвовала по 300 рублей на содержание полкового приюта для солдатских дочерей.
Находившийся первое время после революции, ввиду высокой художественной ценности росписей и интерьеров, под охраной государства как памятник архитектуры, храм снесен в 1933 г. Годом позже за счет освободившегося места расширили соседний сквер. Снесли и все три часовни. В 2001 г. на месте алтаря собора в сквере установлен памятный крест. На месте Александро-Невской часовни в 1997 г. выстроено здание ресторана «Макдональдс».
http://piters.in/nohram