Адмиралтейский район. Собор Троицы Живоначальной («Измайловский»).

Первоначально в 1754 году на месте нынешнего храма была построена деревянная церковь для гвардейского Измайловского полка. Закладка строящейся церкви была сделана 1 июля 1754 г. Архиепископом Силивестром, им же и освящена церковь 1 июня 1756 года. Главный придел церкви освящен во имя Святой Троицы, второй во имя Святого Иоанна Воина. За семьдесят лет здание сильно обветшало, особенно сильно пострадало оно в наводнение 1824 года. Вместо него в 1828-1835 годах на личные средства Николая I, в память командования им Измайловским полком, был построен монументальный (общая высота около 80 метров) каменный пятикупольный храм. 13 мая 1828 года состоялась торжественная закладка храма. Храм строился 7 лет. Под капитальный фундамент храма шириною и глубиною в 3 аршина забито 5500 свай. Набивка свай, с соизволения Государя, сделана чинами 3 батальона, с платою им по вольной цене. В 1830 году стены храма довели до куполов, в 1832 году закончили купола и поставили кресты. Постройка храма уже близилась к окончанию, как 23 февраля 1834 г. страшною бурею повредило главный купол и снесло с него крест. Купол был укреплен на железных скреплениях. К 1835 году храм был вполне готов. Его автор В.П. Стасов в своем творении стремился сочетать формы классицизма с традиционными приемами русского зодчества. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест. Необычно были расставлены им вокруг главного купола и малые купола: не диагонально, а над рукавами креста, по странам света. Голубые купола, усеянные золотыми звездами тесно сдвинуты, благодаря чему издали их силуэт воспринимается как одно целое. Великолепный скульптурный фриз украшает здание; портики из коринфских колонн, чугунные треножники на балюстрадах придают зданию нарядность и пышность. Скульптуры ангелов в нишах изваял скульптор С.И. Гальберг.
Освящение храма состоялось 25 мая 1835 года. В этот день рано поутру раздался колокольный звон к водоосвящению, а в половине пятого начато было освящение придела Иоанна Воина, совершенное архимандритом Нилом. В половине восьмого началось освящение южного придела во имя Святой Марии Магдалины, которое совершал архимандрит Феодотий. В 10 часов началось освящение главного придела Святой Троицы, совершенное Митрополитом Московским Филаретом соборне с наместником лавры архимандритом Палладием и инспектором академии архимандритом Платоном. В 7 часов вечера Император с Императрицей и Наследником, возвратившись из Москвы, осмотрели церковь в подробностях, при чем Государь изъявил свое благоволение архитектору Стасову в самых милостивых выражениях. Постройка Троицкого собора оценивалась современниками как крупное достижение отечественного зодчества.
Троице-Измайловский собор представляет собой огромное пятикупольное здание с четырьмя белыми коринфского ордера портиками и вмещает более 3 000 человек. Его голубой купол, в прошлом усыпанный золотыми звездами, виден за 20 км от города. Главный купол собора – второй по величине деревянный купол в Европе – создан в 1834 году великими инженерами-строителями П.П. Мельниковым и П.П. Базеном. Этот просторный величественный храм являлся главной гарнизонной церковью Санкт-Петербурга. В 1836 году в стены собора были вмонтированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. Здесь же в соборе хранились знамена полка и ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также трофеи военных кампаний 1854, 1877-1878 годов. Интерьер собора просторный, светлый. 24 стройные коринфские колонны легко «поднимают вверх» барабан главного купола, словно парящего в воздухе и отделанного кессонами с розетками. Внутренние колонны и пилястры одеты в белый мрамор (колонны внутри храма, по первоначальной смете, предположено было по обыкновенной штукатурке, покрыть белой клеевой краской, но полк исходатайствовал разрешение облицевать колонны под белый мрамор). Малые купола, расписанные золотыми звездами по голубому фону, создают дополнительные подкупольные интерьеры, в одном из которых находится резной иконостас. Он был сооружен в виде закругленной стены и ныне, увы, частично погублен. Сень над престолом решена в виде полуротонды из четырёх колонн и составляет единую композицию с резным деревянным иконостасом. Собор может вмещать до 3 тысяч человек.
В 1938 году собор был закрыт и постепенно пришел в запустение от использования его подвалов в качестве овощехранилища и, особенно, – в годы блокады Ленинграда. Обширные восстановительные работы по фасадам здания были проведены после войны и были завершены в 1960-х годах. Внутреннее убранство от бесконечной перемены пользователей, не делавших ничего для его сохранения, пришло в полный упадок. Долгое время здание было складским помещением, не отапливалось и постепенно приходило в ветхость, несмотря на толстые стены. К настоящему времени из всего богатейшего имущества (многое было уникальным и бесценным по своим художественным данным) остались только стены храма. В 1990 году здание было возвращено Церкви и в нем возобновлены богослужения. Но перед общиной стоит множество проблем, связанных с сохранением здания. Почти напротив храма, на углу Измайловского проспекта и 1-й Красноармейской улицы расположена хороших пропорций часовня, выдержанная в стиле самого храма. Она сооружена в 1894-1895 годах архитектором С. П. Кондратьевым в память двух чудесных избавлении от смерти: спасения Александра III и императорской семьи во время крушения поезда в Борках, вблизи Харькова, в 1888 году и спасения будущего Императора Николая II в Японии. Можно без преувеличения сказать, что часовня и по архитектуре, и по внутреннему убранству, по высокохудожественному образу Христа Спасителя, выполненному из цветных стекол (витрин) в окне часовни, — одна из первых не только в Петербурге, но и во всей России. В 1924 году часовня была закрыта и долгое время использовалась не по своему назначению. В 1999 году она была восстановлена. Вновь засияли золотые звезды на ее голубом куполе, в часовне открылась православная иконная лавка.

Деревянный собор Святой Живоначальной Троицы в слободе Измайловского полка был построен по образцу пятикупольных церквей, представляющих в плане равноконечный крест. Купола располагались по сторонам света. Возможно, образцом послужила деревянная Скорбященская церковь в с. Керстово, принадлежавшем духовнику Елизаветы Петровны протоиерею Дубянскому. Стасов при строительстве каменного храма использовал тот же принцип расстановки куполов. Строительство велось по приказанию Николая I , на его средства и обошлось в три миллиона рублей. До своего восшествия на престол в декабре 1825 года великий князь Николай Павлович семь лет являлся командиром второй бригады Первой гвардии пехотной дивизии, к которой относился Измайловский полк.
В 1830 году возвели малые купола и покрыли их, по указанию Стасова, медью для долговечности. К октябрю 1831 года возвели металлический главный купол и установили на нем крест. Еще в августе 1826 г Николай I лично приказал, чтобы «все купола были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе». Существует легенда, что синий цвет куполов соответствует цвету мундира измайловцев. На большом куполе было 280 звезд, а на малых по 208. В ночь на 23 февраля 1834 года буря сбросила на землю крест и главку большого купола. Большая часть медной кровли была сорвана. Комиссия пришла к выводу, что ребра полосового железа, из которых состоял купол были недостаточной жесткости и сама конструкция была слишком тяжела. Император возместил убытки за свой счет. Составление проекта купола поручили гражданскому инженеру Петру Базену, который создал ставшую в последствии классической конструкцию из деревянных радиальных ферм, которую возвели за три месяца, без лесов, методом навесного монтажа, используя лишь внутренние подмостки. В то время собор часто называли «Болгарским», говорили что на его строительство собирались деньги по всем городам и сёлам Болгарии в благодарность за участие измайловцев в освобождении братского славянского народа от турецкого ига.
Собор был закрыт в 1938 году, на его месте планировалось построить, то Дом Трудящихся, то крематорий, то устроить трамвайное кольцо. До войны не успели. Во время войны собор пострадал от обстрелов, были разрушены металлические конструкции одного из малых куполов, которые были восстановлены в 1952 – 1953 годах. В здании устроили склады. В 1980-х годах возникла идея открыть в соборе зал Консерватории, но осуществлению этого помешали мокрые подвалы. В 1990 году храм вернули верующим. Было восстановлено отопление, осушены подвалы, начался ремонт. Придел св. мч. Иоанна Воина освящен малым чином 22 мая 2006 г. 25 августа 2006 года собор пострадал от пожара, возникшего на строительных лесах главного купола. Сгорели деревянные конструкции центрального купола, пострадал малый западный купол. Внутрь собора пожар не распространился. Уголовное дело, возбужденное по факту пожара приостановлено по причине невозможности определения виновных лиц. На восстановление храма было собрано более 3 миллионов рублей пожертвований, столько же передал приходу Святейший Патриарх Алексий II, участие в восстановлении приняло Русское Афонское общество, Папа Римский выделил 10 тысяч евро. И, разумеется, город.
Институт «Спецпроектреставрация» рассматривал три варианта восстановления купола собора — деревянный, металлический и железобетонный. От третьего варианта отказались сразу из-за трудностей ремонта и склонности к разрушению. Сложности возведения деревянных конструкций связаны с отсутствием необходимого материала, длительными сроками его подготовки и дороговизной, а так же с отсутствием квалифицированных плотников. Но в наличии обмерные чертежи и модель купола инженера Базена, сделанная в 1834 году, которая находится в Эрмитаже. Противники восстановления деревянных конструкций утверждали, что объекта охраны нет, он утрачен, а воссозданные купол все равно будет макетом в натуральную величину. Главный инженер проекта воссоздания купола Александр Серов отмечал, что в случае восстановления купола в металле возникнет проблема температурного расширения металла с северной и южной сторон собора, и перепад температур может составить до 50-60 градусов, но современные металлические конструкции легче деревянных. Росохранкультура не согласилась с применением металла.
К февралю 2007 г. решили восстанавливать купол с использованием клееного бруса. Выбор материала сделан, потому что клееный брус можно монтировать без сварки. В настоящее время работы уже ведутся: генеральным подрядчиком работ является реставрационная компания «Акме-дек». Работы ведутся совместно с НИИ клееных деревянных конструкций имени Кучеренко (Москва) и под наблюдением Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Купол собирается из широкопролетных арок из клееной армированной древесины (сосны). Все детали уже изготовлены в Нижнем Новгороде, на Деревообрабатывающем комбинате № 78. Элементы каркаса купола монтируются на земле и поднимаются на «барабан» купола с помощью башенного крана. Конструкция состоит из 32-х клееных деревянных ребер (каждое весом в 2,5 т). Работы контролируют представители КГИОП. После установки купол будет покрыт медью и начнется восстановление исторических золотых шестиугольных звезд.  Началось восстановление интерьеров собора, а в 2009 году начнется реставрация его фасадов. На проведение этих работ необходимо 100 млн рублей. Губернатор пообещала выделить данную сумму из городского бюджета. Здание храма внесено в охранный реестр ЮНЕСКО.
Информация: Синдаловский Н.А. Петербург. От дома к дому… От легенды к легенде… Путеводитель СПб.:»Норинт», 2002. «Вода живая» http://news.aquaviva.ru/news. СМИ Санкт-Петербурга. http://petersburg-history.ru

Восстановление купола, погибшего при пожаре, закончено в марте — начале апреля 2010 г., перед праздником Пасхи. В мае 2010 г. закончено воссоздание центрального иконостаса. Характерная черта храма — прекрасно выбранное для него место (выбор был сделан еще строителями прежней, деревянной Троицкой церкви в 1754-1756 гг.). Огромные купола Троицкого собора хорошо видны с далеких расстояний. Они стали неотъемлемой частью панорам реки Фонтанки на большей части ее протяжения (около 4 км) — примерно от середины отрезка между Аничковым и Чернышевым (Ломоносова) мостами до Калинкина моста (а на территории завода «Адмиралтейские верфи» храм можно увидеть и еще дальше вниз по течению). Заметим, что сам собор расположен в стороне от Фонтанки.

До построения церкви св. Троицы на этом месте в разное время существовали три деревянные церкви, история которых тесно связана с историей Лейб-гвардии Измайловского полка. Лейб-гвардии Измайловский полк основан императрицей Анною Иоанновною и сформирован в Москве в 1730 г.; название свое получил от села Измайлова, около Москвы, принадлежащее роду Романовых, где императрица в том году имела свое пребывание. В 1731 г. первые два батальона, а в 1734 и третий батальон переведены в С.-Петербург и расположены постоем по обывательским домам на Адмиралтейском и Петербургском островах; с 1743 г. полк помещался уже нераздельно во вновь выстроенной полковой слободе, в деревянных светлицах, где ныне улицы, называемые ротами, отчего вся местность получила название Измайловского полка. Так как полк не имел постоянных квартир, то положено было устроить церковь подвижную или походную и в 1731 г. приступлено было к построению палатки.
Усердием гг. офицеров полка заказаны были в Москве св. иконы для иконостаса московскому жителю иконописцу Ивану Адольскому. Построение церкви поручено было поручику Савелову, причем в данных ему ордерах упоминается, чтобы он: «приложил свое прилежное старание, дабы оная церковь построена была лучшим материалом». Вот документ, объясняющий происхождение настоящего наименования: «ее Величество Всемилостивейшая Государыня Императрица указала церковь построить св. Троицы. Подписал Варлаам Архимандрит Троицкий». При построении деревянной церкви в 1754 г. церковный капитал был довольно значительный, императрица Анна Иоанновна обогатила церковную ризницу принесением в дар риз.
В царствование императрицы Елисаветы Петровны снова сознана была необходимость построения постоянной в полку церкви. По повелению императрицы 1 июля 1754 г. на том самом месте, где ныне алтарь, заложена была деревянная церковь во имя св. Троицы с северным приделом св. муч. Иоанна воина и 1756 г. июля 1-го освящена.
Описываемая церковь была деревянная, холодная, крестообразная о пяти главах, крытых одинаково с куполом, белою жестью и снаружи обшита досками. В последствии времени, не раз предполагали устроить в этой церкви печи, но это оказалось неудобноисполнимым, и так поддерживаемая в первоначальном своем виде первая полковая церковь существовала 74 г., до 1828 г., и, приведенная временем в совершенную ветхость, была свидетельницей того, как императрица Мария Федоровна собственноручно от имени государя императора Николая I положила в основание нынешнего храма первый камень.
В 1813 г. с.-петербургский комендант генерал-майор Павел Яковлевич Башуцкий, бывший незадолго перед тем командиром Измайловского полка, исходатайствовал у военного генерал- губернатора дозволение возобновить пришедшую в ветхость временную церковь, и инженерный департамент нашел возможность ассигновать необходимую сумму на возобновление сей церкви. Работы тотчас начались, ветхая церковь была разобрана до основания, был заказан новый деревянный иконостас, и новая теплая деревянная церковь была воздвигнута и освящена в 1813 г. 8 ноября во имя св. Троицы. В таком виде существовала она 22 года, и в 1835 г. в мае месяце, упразднена незадолго до освящения настоящей каменной, в которую поступило и все церковное имущество.
Император Николай Павлович, бывший с 1800 г. шефом лейб-гвардии Измайловского полка до вступления своего на престол, 2 октября 1827 г. повелел соизволить приступить к построению новой каменной теплой церкви и построить оную на счет кабинета его Величества, в память командования его полком.
К построению церкви государь назначил главным архитектором В. П. Стасова, причем, государю было угодно, чтобы при составлении плана и фасада новой церкви на 3 000 человек, внутреннее расположение было «по подражанию деревянной». Одобрив поднесенные архитектором Стасовым план и фасад, император повелел начать по оным с 1828 г. строить на месте прежней церкви новую каменную теплую церковь во имя св. Живоначальной Троицы, с двумя приделами: северным — во имя Иоанна воина, южным — во имя св. равноап. Марии Магдалины. Церковь была заложена и в 6 лет совершенно окончена.
Заблаговременно, по высочайше утвержденным рисункам, заказаны были с.-петербургскому купцу Тарасову иконостасы, тщательной резьбы и лучшей позолоты, образа в главный иконостас и по одному престольному образу в приделы, всего 20, заказаны были известным художникам, из них большая часть академику Майкову, все на 50 000 руб. Работы шли успешно, заказы в 1834 г. приходили к окончанию, но в ночь на 23 февраля сильной бурей повредило главный купол так, что за возведением нового купола, по проекту генерала Базена, на деревянном основании, более прочном, освящение церкви отложено до 1835 г. Ко дню освящения 26 мая 1835 г. деревянная церковь была разобрана, временная колокольня сломана и колокола с нее с добавлением новых большей величины, повешены на западном куполе. Площадь вокруг поднята, церковь обсажена деревьями и обнесена чугунною решеткою и тротуаром.
Причт состоял из 1 священника. Увеличение причта 2 священниками вероятно состоялось после 1813 г., когда была построена другая деревянная теплая церковь. В год освящения нового каменного храма состоявшим на лицо 2 священникам определены священник и диакон. Содержание причта состоит из жалования от полка и из доходов, получаемых за службы и требы. Казенное жалование с 1860 г. получают в размере: протоиерей 468 руб., священники и протоиереи в священнических вакансиях 393 руб., диаконы 243 руб., псаломщики по 54 руб. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, выпуск третий. Санкт-Петербург, 1873 г.

Столетний путь от походной палатки до одного из красивейших соборов Санкт-Петербурга — такова история создания Троице-Измаиловского храма. В его ампирном облике знаменитый архитектор Василий Петрович Стасов предвосхитил черты того стиля, что впоследствии станет называться «русским». Высочайший указ о создании лейб-гвардии Измаиловского полка издала императрица Анна Иоановна в сентябре 1730 года. Название ему было присвоено по подмосковному селу Измаилову, летней резиденции царя Алексея Михайловича, где выросла будущая самодержица. Через полгода почти две с половиной тысячи гвардейцев были приведены к присяге. И, конечно, в первую очередь они озаботились созданием полковой церкви. Единственная загвозка заключалась в том, что полк не имел постоянных квартир. Устраивать походную церковь-палатку поручили некоему поручику Савелову, с указанием приложить «о строении той церкви прилежное старание, дабы оная построена была самым добрым мастерством». Однако ещё через полгода Измаиловский полк перевели в Санкт-Петербург. Солдатам приходилось посещать разные городские храмы. А церквей не хватало — ведь город только строился, и приезжих в нём было очень много. Так что измаиловцы зачастую всю службу отстаивали на улице… Даже появление осенью 1732 года походной церкви на лугу у Фонтанки не стало выходом из создавшегося положения. Это был летний храм — с наступлением холодов его разбирали. Так продолжалось несколько лет. Даже в поход под Очаков вместе с гвардейцами отправилась их церковь-палатка со всеми необходимыми для богослужения утварью и облачением. И так получилось, что измаиловский храм стал общим для всех гвардейских подразделений.
После побед, в том числе после взятия Хотина, трофеи всегда приносили и складывали возле Измаиловской церкви, и полковой священник совершал благодарственные богослужения. Когда измаиловцы вернулись из похода в Петербург, то узнали, что императрица даровала полку землю и средства на постройку постоянных полковых помещений. К 1734 году в устроенной слободе поселились военные вместе со своими семьями. Тут же возвели и первую «круглогодичную» деревянную церковь, но она оказалась слишком мала для пяти тысяч гвардейцев (это без учёта членов их семей!). Поэтому в скором времени полк направил императрице Елизавете Петровне письмо с просьбой дозволить строительство нового деревянного храма. Царица не только согласилась, но даже попросила прислать ей чертежи. Строительство началось в 1754 году по распоряжению Бартоломео Растрелли, занимавшего в то время пост обер-архитектора императорского двора; согласно дальновидной мысли придворного зодчего фундамент расчитали так, чтобы он смого выдержать впоследствии и каменный храм. Возвели церковь достаточно быстро — всего за два года, и 1 июня 1756 года состоялось её торжественное освящение. Сама царица на церемонию не приехала, но прислала в подарок измайловцам священные сосуды и вышитые ею самой покровы на потир и дискос. За время своего существования этот Измайловский храм пережил два серьёзных наводнения (1777 и 1824).
Спустя три года старая деревянная постройка высочайшим повелением была разобрана, а на её месте началось строительство каменного храма. Это случилось 13 мая 1828 года — в день Святой Троицы. Первый камень заложила императрица Мария Фёдоровна, супруга покойного Павла I и мать Николая I. Божественную литургию отслужил духовник царской семьи отец Павел Креницкий. Правда, на торжестве присутствовал лишь один батальон — два другие находились в турецком походе. Руководил возведением нового храма архитектор Василий Петрович Стасов. Спустя три месяца император Николай I лично посетил стройку и раздал всем трудившимся там по серебряному рублю — чтобы работа лучше спорилась. Царь высказался за то, чтобы новая церковь «по подражанию деревянной была бы в три придела: главный — во имя Святой Троицы, южный — Марии Магдалины, северный — Иоанна Воина». Строители, и правда, не мешкали — они вбили под фундамент пять с половиной тысяч свай, возвели стены, поставили купола и кресты всего за четыре года. Кстати, с куполами вышла любопытная история: Стасов хотел покрасить их светло-зелёной краской, а главки вызолотить. Но здесь мнение императора не совпало с мнением зодчего. Николай I предложил светло-синий цвет — по одной из легенд, по цвету воротников на мундирах Семёновского полка, по другой — по цвету измайловской формы. Разумеется, высочайшая точка зрения взяла верх. Примечательно, что когда купола покрасили, то на несколько дней запретили конное движение по прилегающим улицам, а сами улицы всё время поливали водой — так боялись, что голубые купола покроет слой пыли! Работу уже заканчивали, когда в судьбу храма опять вмешалась стихия. Только на сей раз это была страшная февральская буря. Ураганный ветер сорвал с собора медную кровлю, а главное — золочёный крест, который разбился от удара о землю. Стасова даже на какое-то время взяли под стражу… Вышла задержка — строительство было завершено только через год.
Освящение Троице-Измаиловского храма назначили на 25 мая — день полкового праздника. Церемонию освящени проводил лично митрополит Московский Филарет (Дроздов). К вечеру в храм прибыл император со своей семьёй. Он осмотрел церковь и остался ею весьма доволен, что и понятно — прекрасный белоснежный собор царил над столицей. Да и внутри поражал величием своего убранства: грандиозного и одновременно простого, с благородным сочетанием белого и золотого цветов… А над престолом установили сень с крестом и надписью «Сим знамением победиши». Николай I очень хотел, чтобы именно на эти слова падал взгляд молящегося. Снаружи Троице-Измаиловский собор, с архитектурной точки зрения, — типичный представитель русского ампира в его «петербургской» интерпретации.
Перед нами классический крестообразный в плане храм с пятью мощными куполами, без традиционной колокольни. Основной акцент создатель Троице-Измаиловского собора довольно бесстрашно перенёс вверх, на купольную «семью» собирая её воедино и делая крестообразное тело собора как бы вторичным: всё внимание — на колоннаду и сине-звёздчатые полусферы. Впрочем, эта «вторичность» основания собора тоже оказывается фикцией, если присмотреться к нему повнимательней. Двадцать четыре колонны — по шесть на каждый монументальный портик, украшающий достаточно далеко отходящие нефы (в них алтарь, вход и два придела), скульптурный фриз по стенам — это ведь и есть квинтэсссенция ампира, символ величия и могущества России. В этих величественных колоннах и портиках слышатся античные мотивы. сквозит имперский дух. Лучший ракурс храма — угловой. С этих точек яснее всего открывается вольный, или «исподвольный» замысел архитектора: собрать весь этот мощный пятикупольный композиционный центр вокруг единой оси, организующей огромный собор не по горизонтали, а всё-таки по вертикали. Именно потому боковые купола, увенчивающие нефы, поставлены так близко к главному куполу; именно потому их полушария вытянуты вверх.
Если стоять вблизи, то храм представляется этакой многоярусной практически правильной пирамидой; если смотреть издали или сверху — например, с колоннады Исаакиевского собора, — это мощное, увесистое сфорцандо в архитектурной симфонии города, один из акцентов, и поныне определяющих панораму Петербурга. Громадные купола, гений воинской славы на мемориальной колонне у собора — всё это отсылки к итальянскому Ренессансу, очень характерные для русского «столичного» ампира. Скульптурный фриз Троице-Измайловского собора — отдельное произведение искусства. В нишах западного портала установлены фигуры ангелов работы скульптора С. Гальберга. В плане — собор представляет собой геометрически правильный крест. Однако назначение у каждой из сторон этого креста — различные. Огромный собор был построен весьма быстро для технологий того времени: всего за семь лет, от закладки первого камня до освящения. Для сравнения: Исаакиевский собор строился 40 лет, с 1818 по 1858 год; храм Христа Спасителя — 44 года, с 1839 по 1883 год. Строительство храма обошлось в 2,5 миллиона рублей. На момент освящения Троице-Измайловский собор являлся самым большим храмом в России, он вмещал 3000 человек. Высота храма — более 80 метров, он был виден с расстояния свыше 20 километров (сейчас это можно оценить, приближаясь к городу с моря).
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №54, 2013 г.

В 1886 году перед Свято-Троицким собором по проекту архитектора Д. И. Гримма был возвигнут строгий памятник Славы в честь подвигов русских солдат в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Сложенный из 140 трофейных пушек, он завершался крылатой фигурой Победы — Ники Самофракийской с лавровым венком и пальмовой ветвью в руках. На семиметровом пьедестале памятника находились бронзовые доски с выбитыми на них наименованиями войсковых частей, участвовавших в этой войне. Два столба, составленных из трофейных пушек, стояли на Измаиловском проспекте. В 1894-1895 годах напротив собора по проекту С. П. Кондратьева была выстроена часовня, оформленная в стиле классицизма. Белый с золотом иконостас для неё вырезал П. С. Абросимов, образа написал академик И. А. Тюрин. В целом интерьер часовни отличался благородной простотой линий. В советское время памятник Славы был демонтирован. Вновь восстановлен и торжественно открыт в октябре 2005 года.
Из книги: Крюковских А. П. Петербургские храмы. — Санкт-Петербург. Издательство: «Паритет», 2008

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?