Адмиралтейский район. Собор Спиридона Тримифунтского при бывшем Главном Адмиралтействе.

В 1809 году в отстроенной восточной части Адмиралтейства отделывались помещения, сооружался восточный павильон. Тогда же началась реконструкция главной башни. В марте началась перепланировка церкви. Старый иконостас был разобран и передан «в предполагаемую к построению церковь на кладбище Ижорского завода»
Работы по проекту Захарова были завершены в 1819 году. В декабре архитектор Гомзин предоставил собственный проект отделки внутренних покоев Адмиралтейства. Он предлагал перепланировать некоторые из них с заделкой старых и пробивкой новых дверных проёмов, сооружением дополнительной лестницы, установкой голландских изразцовых печей. Всё это должно было быть осуществлено в 1820 году.
В связи с разборкой старого Исаакиевского собора и строительством нового министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын весной 1821 года обратился к морскому министру с предложением разместить в Адмиралтействе временный храм для прихожан Исаакиевского собора. Место для этого храма было определено там, где Захаров спроектировал вторую парадную лестницу напротив только что отстроенного архитектором О. Монферраном дома Лобанова-Ростовского. Монферрану же и поручили разработать проект новой адмиралтейской церкви, её устройством занялась Комиссия по построению Исаакиевского собора.
Сюда из старого Исаакиевского собора были перенесены престол, иконостас с царскими вратами и прочая утварь. Интерьер украсили 26 белых ионических колонн. Временная церковь настолько понравилась Александру I, что император распорядился её не закрывать и передать в Адмиралтейское ведомство. 12 декабря 1821 года главный придел церкви освятили в честь покровителя моряков Спиридона Тримифунтского, а второй — во имя Исаакия Далматского. Главными образами здесь стали образы Святых Константина и Елены в серебряном окладе, старинный образ «Коронование Божией Матери», большой образ святителя Николая Чудотворца. В этой церкви молились при закладке и спуске кораблей.
По повелению императора Александра II с 27 октября 1858 года церковь Святого Спиридона Тримифунтского стали именовать собором.
Через год его фронтон украсил крест на шаре, сделанный по рисунку И. К. Риглера. Он же в 1763 году создал здесь каменную звонницу с шестью колоколами.
Появление внутри Адмиралтейства уже собора, а не церкви, сыграло свою роль. Скульптурное убранство Адмиралтейство в начале 1860-х годов всё-таки не устояло перед его натиском. Главным инициатором расправы над языческими божествами стал главный священник армии и флота В. И. Кутневич. Благодаря его активным действиям Александр II наконец-то пошёл на поводу у церкви и приказал уничтожить скульптуры, олицетворяющие четыре континента, шесть рек и 12 месяцев. Уничтожение скульптур произошло несмотря на протесты многих известных художников, скульпторов и учёных.
Закрыт в 1920, убранство демонтировано, в помещении храма устроен актовый зал Высшего военно-морского инженерного института.
Помещение церкви святого Спиридона Тримифунтского в советское время использовалось в качестве конференц-зала.

Адмиралтейский собор во имя свт. Спиридона Тримифунтского был главным храмом Русского флота. Все новопостроенные корабли освящались его настоятелем, и фактически от его стен начинали свое дальнее плавание. Каждый год 17 ноября в соборе совершалась панихида по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях. Храм был построен в 1821 году по проекту архитекторов Ивана Гомзина и Огюста Монферрана, и в 1858 году по повелению Александра II получил статус собора.
Последним настоятелем собора до революции 1917 года был духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадтского, убиенный протоиерей Алексий Ставровский, пастырь исключительных личных качеств. Сам отец Иоанн неоднократно совершал здесь богослужения. В 1919 году собор был закрыт, и почти целый век его помещение было актовым залом Высшего военно-морского инженерного института.
25 декабря 2013 года впервые за последние 90 лет была совершена литургия. Ее возглавил настоятель храма, благочинный Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии, иеромонах Алексий (Ганьжин). Главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков, по инициативе которого было написано прошение митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру об открытии храма, передал иеромонаху Алексию (Ганьжину) ключи от воссоздаваемого Адмиралтейского собора.
Источник: сайт Санкт-Петербургской митрополии http://globus.aquaviva.ru/khram-spiridona-trimifuntskogo-v-zdanii-admiralteystva.

Петербург – город на море, и русские боевые корабли до середины прошлого века строились в самом его центре, на стапелях возведенного по проекту И.К. Коробова Адмиралтейства. В его башне зодчий С.И. Чевакинский по указу 1747 г. начал устраивать домовую церковь свв. Захарии и Елизаветы для работающих на верфи мастеровых. Иконы для нее написал известный художник М.Л. Колокольников. Освященная 10 мая 1755 г. церковь была закрыта в 1808 г., и ее убранство передано кладбищенскому храму в Колпине.
Вновь церковь в Адмиралтействе, перестроенном в его нынешнем виде А.Д. Захаровым, появилась в связи с возведением нового Исаакиевского собора и необходимостью продолжать службы. Всего за пять месяцев в зале на втором этаже, в юго-западном углу, была устроена по проекту О. Монферрана „без лишних украшений, с примерным благолепием“ двухпридельная церковь с хорами, освященная 12 декабря 1821 г. архимандритом лавры Товией (Моисеевым) в память о дне рождения Императора Александра I, приходившегося на день свт. Спиридона Тримифунтского. Новая церковь вмещала до 2000 человек.
Из „старого Исакия“ были перенесены престол, иконостас придела с царскими вратами и утварь. Интерьер храма был оформлен двумя рядами белых ионических колонн и украшен большими религиозными полотнами. Сюда же из Исаакия перешел и причт, в обязанность которого входили молебны при закладке и спуске кораблей. Вход в храм был отмечен двумя большими образами по сторонам. Когда новый Исаакиевский собор был построен, церковь в Адмиралтействе не только не закрыли, но в 1858 г. назвали собором морского ведомства и заново, после большого ремонта, 1 октября 1859 г. освятили. Через год фронтон собора украсился крестом на шаре, сделанным по рисунку И.К. Риглера, который в 1863 г. возвел и каменную звонницу, где были повешены шесть колоколов „старого Исакия“. Позднее в соборе появились еще три придела: в 1874 г. – во имя Зачатия прав. Анны, осенью 1889 г. – на хорах, во имя прор. Осии, в память спасения Императорской семьи в Борках, в 1891 г. – во имя свт. Николая. Особенно много для украшения собора, имевшего небольшой приход, сделал прот. Алексий Андреевич Ставровский, служивший настоятелем с 1896 г. до самой революции и написавший историю собора. В 1897 г. он капитально отремонтировал храм, а в следующем – украсил наружный крест лампочками, зажигавшимися во время всенощной, что было для того времени новинкой. В 1915 г. на собранные пожертвования была выполнена уникальная серебряная плащаница в стиле ампир с рельефными украшениями и сенью.
Собор обладал несколькими святынями: бархатной, шитой золотом туфлей свт. Спиридона, подушкой, бывшей некоторое время под его головой, частью его ризы, а также подаренной в 1900 г. иконой свв. Константина и Елены с частью Животворящего Древа с мощами. Началом XVIII века датировались два образа: запрестольный и „Коронование Божией Матери“, а также несколько сосудов. В 1863 г. акад. Ф.Г. Солнцев написал образ Спасителя, для которого ювелиры Ф.А. Верховцев и Ф. Бутц сделали дорогой оклад с бриллиантами. Этот образ напоминал о спасении вел. кн. генерал-адмирала Константина Николаевича от руки убийцы. 10 января 1837 г. в этом соборе венчался Ж. Дантес с Е.Н. Гончаровой, а спустя две недели в нем должно было состояться отпевание А.С. Пушкина, но по воле Императора оно было перенесено в Конюшенную церковь. 29 сентября 1910 г. в соборе, при множестве народа, отпевали погибшего летчика Л.М. Мациевича, морского офицера.
Закрыт собор, охраняемый как памятник архитектуры, 13 ноября 1920 г., после расстрела прот. А.А. Ставровского. Храмовые иконы в 1923 г. были свалены в подсобных помещениях, а два года спустя частично перевезены в Музей отжившего культа. Ныне церковь занята актовым залом Военно-морского инженерного института. В 1990-е гг. начальство института несколько раз позволяло проводить в нем молебны и панихиды.
http://www.encspb.ru/object/2804677783?dv=2853952566&lc=ru

Санкт-Петербургский собор во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе (недейств.).  Престолы: свт. Спиридона Тримифунтского (главный); прп. Исаакия Далматского; зачатия прв. Анны; пророка Осии; Свт. Николая Чудотворца. Храм был расположен в здании Санкт-Петербургского Адмиралтейства, возведенного по проекту И.К. Коробова, на стапелях которого до середины XIX века строились корабли. До 1808 года в Адмиралтействе действовала домовая церковь свв. Захарии и Елисаветы.
Вновь церковь в Адмиралтействе, перестроенном в его нынешнем виде А. Д. Захаровым, появилась в 1821 году, в связи с возведением нового Исаакиевского собора и необходимостью продолжать службы. Всего за пять месяцев в зале на втором этаже, в юго-западном углу, была устроена по проекту О. Монферрана «без лишних украшений, с примерным благолепием» двухпридельная церковь с хорами, главный придел которой был освящен 12 декабря 1821 года архимандритом лавры Товией (Моисеевым) в память о дне рождения императора Александра I, приходившегося на день Свт. Спиридона Тримифунтского. Придел прп. Исаакия Далматского был освящен 18 декабря того же года.
Храм вмещал до 2000 человек. Из старого Исакиевского собора были перенесены престол, иконостас придела с царскими вратами и утварь. Интерьер храма был оформлен двумя рядами белых ионических колонн и украшен большими религиозными полотнами. Сюда же из собора перешел и причт, в обязанность которого входили молебны при закладке и спуске кораблей.
Когда новый Исаакиевский собор был построен, церковь в Адмиралтействе не только не закрыли, но в 1858 году назвали собором морского ведомства («общий приход из всех чинов морского ведомства в Санкт-Петербурге находящихся», «главный священник просил Санкт-Петербургского митрополита объявить всем церквами столицы, чтобы они чинов морского ведомства не считали своими прихожанами») и заново, после большого ремонта, 1 октября 1859 года освятили. Через год фронтон собора украсился крестом на шаре, сделанным по рисунку И.К. Риглера, который в 1863 году возвел и каменную звонницу, где были повешены шесть колоколов старого Исаакиевского собора. Позднее в соборе появились еще три придела: в 1874 году – в честь зачатия прв. Анны; осенью 1889 года – на хорах, во имя пророка Осии, в память спасения императорской семьи в Борках; в 1891 году – во имя Свт. Николая Чудотворца.
В 1897 году храм был капитально отремонтирован, в 1898 году – украшен наружным крестом с лампочками, зажигавшимися во время всенощной, что было для того времени новинкой. В 1915 году на собранные пожертвования была выполнена уникальная серебряная плащаница в стиле ампир с рельефными украшениями и сенью.
Перед революцией 1917 года собор имел один из лучших в столице хоров, который пел, в частности, 17 ноября на ежегодной панихиде по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях.
13 ноября 1920 года собор был закрыт.
В 1923 году храмовые иконы были свалены в подсобных помещениях, а два года спустя частично перевезены в Музей отжившего культа.
Позднее помещение собора было занято актовым залом Военно-морского инженерного училища.
В 1990-е годы начальство училища несколько раз позволяло проводить в нем молебны и панихиды.
14 июня 2000 года в стенах собора был совершен первый общественный молебен Свт. Спиридону и св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Храмовый образ Свт. Спиридона (из иконостаса) сохраняется у благочестивых христиан в Санкт-Петербурге, которые готовы передать его в случае возрождения храма.
http://drevo-info.ru/articles/19946.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?