«Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» наводится в бывшем дворце Великого Князя Николая Николаевича старшего — сына Императора Николая I. Ее освящение состоялось 24.10.1863 г. За образец была взята Спасская церковь в митрополичьих покоях Ростова Великого с необычайно высокой солеёй, которая очень понравилась путешествующему по России Великому Князю. Вернувшись из поездки во Св. Землю Николай Николаевич по проекту архитектора Ф.С.Харламова создал под алтарем церкви крипту — копию пещеры Гроба Господня, освященную 24.12.1874 г. Через год слева был устроен придел, освященный во имя Св. Вмц. Варвары, а еще через год, справа, во имя Св. Ап. Петра. В храме было много святынь: образ Вмч. Георгия с частицей мощей, преподнесенный Вел. Князю в г. Лидде, камни с Гроба Господня и Голгофы, крест с частицей Древа Креста Господня, частица мощей Мц. Александры. В крипте каждое воскресение служили молебен Живоносному Гробу. Когда Великий Князь умер, а его супруга постриглась в монахини с именем Анастасия, дворец перешел в казну. 25.03.1895 г. в нем был открыт Ксенинский институт для девочек-полусирот из дворян, который просуществовал до 1917 г. Храм был закрыт в конце апреля 1918 г. при прот. Дорофее Ярушевиче, отце митр. Николая Ярушевича. Первое Богослужение после закрытия храма с чином малого освящения совершилось 25.10.99 г.».
Эта статья перепечатана из буклета, который я приобрел в церкви вскоре после ее открытия. От себя добавлю следующее. С первых лет советской власти и до нашего времени в здании располагаются профсоюзные органы, оно известно под названием Дворца Труда. Церковь находится на верхнем этаже, вход в нее расположен на парадной лестнице. Интерьер церкви довольно хорошо сохранился, хотя и был запущен. Она действительно очень напоминает церковь Спаса на Сенях в Ростовском кремле. Луковичная главка церкви на заднем фасаде дворца до сих пор так и не восстановлена.
Николаевский Дворец был построен в 1853-61 гг. в стиле неоренессанс архитектором Штакеншнейдером для третьего сына Николая I и Александры Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича-старшего («старшим» его называли, чтобы не путать с его сыном, Николаем Николаевичем-младшим). Здание похоже на итальянские дворцы 16 века — дворец декорирован лепниной, скульптурными элементами, пилястрами и колоннадами, над парадным крыльцом — просторный балкон. Раньше на месте Николаевского Дворца находились морские казармы, построенные в 1790-х годах архитектором Ф. И. Волковым. Чтобы уместить дворец, не загромождая маленькую Благовещенскую площадь (сейчас — Площадь труда», пришлось отступить от золотого правила петербургского градостроения — сделать отступ от красной линии, вдоль которой равнялись все здания улиц.
14 декабря 1861 года дворец был освящен. Тогда же молодая великокняжеская чета — Николай Николаевич и его супруга княгиня Александра Петровна — переехала из Зимнего в новый дворец, который стал называться Николаевским. Свой домовой храм при дворце Великий Князь приказал сделать по подобию ростовской Спасской церкви в митрополичьих покоях — с необычайно высокой солеёй. Эту древнюю русскую церковь он видел, путешествуя по России. Ее освящение состоялось 24 октября 1863 года. Эта двусветная домовая церковь выполнена, как и дворец, в стиле итальянского неоренессанса. Она располагается в его восточной части, со стороны сада, вход в нее устроен с главной парадной лестницы. Церковь имела звонницу с семью колоколами. Живописные работы в интерьере храма выполнил немецкий профессор живописи Л. Тирш. Серебряная церковная утварь была изготовлена на фабрике поставщика Его Императорского дворца В. Сазонова. Окно над алтарем когда-то украшал замечательный витраж, в котором кроме разноцветных стёкол были вставлены и драгоценные камни. Церковь была рассчитана на 60 человек.
В храме было много святынь: образ Вмч. Георгия с частицей мощей, преподнесенный Вел. Князю в городе Лидде, камни с Гроба Господня и Голгофы, кусочек Мамврийского дуба, крест с частицей Древа Креста Господня.
Спустя несколько лет, совершив паломничество на Святую Землю Николай Николаевич поручил архитектору Ф.С.Харламову создать под алтарём крипту — копию пещеры Гроба Господня. Её освятили 24 декабря 1874 года. В этом нижнем храме хранились святыни, привезенные со Святой Земли. Через год слева был устроен придел, освященный во имя Св. Вмц. Варвары, а еще через год, справа — во имя Св. Ап. Петра. В самой крипте каждое воскресенье после Литургии служили молебен Живоносному Гробу.
Когда умер Великий Князь (13 апреля 1891 года), его супруга, Великая Княгиня Александра Петровна, приняла постриг и стала киевской инокиней Анастасией. Дворец перешел в казну. 25 марта 1895 года в нём был устроен Ксеньинский институт благородных девиц для девочек-полусирот из дворян, который просуществовал до 1917 года.
Храм был закрыт в конце апреля 1918 года. Во дворце разместили Дворец труда (центр профсоюзных организаций). Благодаря этому здание хорошо сохранилось, но церковь значительно пострадала: купол и крест были уничтожены, прямо в расписанные фресками стены вбили укрепления и бетонным перекрытием разделили на два этажа. Последующие десятилетия там находились кабинеты тех, кто работал во Дворце труда. Ныне из святынь храма сохранились только мраморный аналой, вырезанный из голгофского камня и фрагменты росписи на стенах.
В 1999 году службы в домовой церкви дворца были возобновлены по совместному соглашению Петербургской епархии и Федерации профсоюзов. Совсем недавно восстановлены купол и крест. Планируется восстановление внутреннего убранства храма.
http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=220