Адмиралтейский район. Церковь Гефсиманского борения Христа Спасителя и Николая Чудотворца.

Храм Спас-на-водах в Петербурге
В наше время уже мало кто знает, что Православный храм Спаса-на-Водах в Петербурге – уникальный памятник погибшим морякам во время русско-японской войны 1904-1905 гг. – был построен на берегу Невы, на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала в 1910-1911 гг. на народные пожертвования…
Его строительству предшествовало образование в Санкт-Петербурге небольшого кружка лиц, поставивших задачу добиться “высочайшего разрешения” на это благое дело. Кружку покровительствовал контр-адмирал Н.М. Яковлев – начальник Главного морского штаба, доклад императору Николаю II с проектом строительства представил министр внутренних дел, статс-секретарь П.А. Столыпин. “Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков”, – собственноручно начертал император на докладе 22 ноября 1908 г. Из рескрипта Е.И.В. Николая II на имя министра внутренних дел Российской Империи П.А.Столыпину, 19 февраля 1909 года, Царское село.
Своею волею Николай II учредил ” Особый комитет для повсеместного в России сбора пожертвований на постройку храма в память русских моряков, погибших в Цусимском и других боях” под почетным председательством великой княжны Ольги Константиновны – греческой королевы, дочери великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича, создателя парового флота (“Королева эллинов” великая княжна Ольга Константиновна была попечительницей многих морских кораблей, экипажей, создательницей мемориального кладбища русских моряков, погибших за освобождение Греции.
Строительную коммисию возглавил великий князь Константин Константинович Романов. Разработкой проекта занимался М.М. Перетяткович – видный петербургский архитектор, крупнейший представитель стиля модерн ; инженером-строителем был назначен С.Н. Смирнов – губернатор Павловска, археолог и знаток старины.
По замыслу строителей, новый храм должен был воскресить трудиции древнерусского строительства. В качестве прообраза будущей постройки были выбраны древние домоногольские храмы XII в. Владимиро-Суздальской земли: Покрова-на-Нерли и Дмитриевский собор, возведенный во Владимире. Новый храм проектировался двухэтажным: он должен был состоять из нижнего храма (во имя Св. Николая Чудотворца) и верхнего (во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя), соединяться крытой галереей с башней, где должен был располагаться морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, также галереей с домом причта.
Уникальность новому храму придавало огромное мозаичное изображение Спасителя, предполагаемое для размещения в его заалтарной части. В эскизном виде оно было выполнено Н.А. Бруни – академиком живописи – по сюжету известной евангельской притчи о Спасителе, шествующем по Водам и благословляющем всех пришедших к Нему под своды храма. Благодаря этому главному изображению Спасителя, храм и получил народное название Спаса-на-Водах. Три мозаичные иконы также на сюжеты “Несение Креста”, “Моление о Чаше” и “Нерукотворный Спас”, выполненные по эскизам великого русского художника В.М. Васнецова его дочерью Татьяной, предполагалось соответственно разместить на столбах внутри храма и над воротами звонницы. Иконостас, был задуман в византийском стиле, а завесой ЦарскихВрат должен был служить Андреевский флаг.
Мозаика главного изображения из долговечной отполированной смальты, способной образовывать приглушенное матовое изображение внутри храма и передавать живую картину различных световых эффектов, например, огня свечей, была изготовлена в Берлине и доставлена в Санкт-Петербург по железной дороге. Она состояла из набора мозаичных фрагментов, которые скреплялись между собой и алтарной стеной здания, превращая кирпичный массив тела храма и изображение Спасителя в единый монолит. Благодаря небольшому иконостасу, точно повторяющему размеры иконостасов древних храмов, это мозаичное изображение была хорошо видно со всех точек главного зала. На стенах и пилонах храма были укреплены бронзовые доски с именами всех павших моряков: 12 тысяч имен от флотоводца вице-адмирала С.О. Макарова до безвестного матроса. Их сбор по спискам Морского штаба выполнил капитан 2 ранга Г.Н. Мазуров (В 1918 г. Г.Н. Мазурова вместе с сотнями других мучеников большевики сбросили в море у Толбухина маяка). Над каждой доской было начертано название судна и сражения с его участием, а также размещались иконы и их копии из корабельных церквей крейсеров “Варяг”, “Севастополь”, “Ретвизан” и др.
В архиве строителя храма инженера С. Н. Смирнова хранится список наиболее отличившихся при постройке людей. Приведем лишь некоторые строки: “Глазунов Илья Иванович. Санкт-Петербургский городской голова. В качестве которого очень способствовал получению от города пожертвования в 22 500 рублей… Григорьев Николай Илларионович. Доктор медицины. Безвозмездно пользовал всех рабочих, уберег постройку от эпидемии. Сын его был врачом в Порт-Артуре… Пятаков Тихон. Крестьянин Московской губернии. Наблюдал за ломкой белого камня на Волге, около города Старицы. Проявил редкую добросовестность… Пожертвовал на храм все необходимые при постройке металлические балки коммерции советник Эбергардт Виктор Федорович… Бруни Николай Александрович, профессор Академии Художеств. Изготовил все картоны под мозаику. Чрезвычайно сочувственно относится к сооружению, определил свое вознаграждение лишь суммой, потребной на оплату помощников”.
22 октября 1909 г. с разрешения Священного Синода был устроен церковный сбор в пользу сооружаемого храма-памятника. Благодаря этому на берега Невы стали приходить пожертвования со всех концов Российской империи. Сбор средств продолжался недолго – всего около года. В ходе него было собрано 302 888 руб. 73 копейки (на 25 тыс. руб. больше сметной стоимости).
По предложению вице-aдмирaла И.К. Григоровича – будущего морского министра (1911-1917 гг.) – для строительства храма Морское ведомство выделило свою территорию, расположенную вблизи Ново-Адмиралтейского завода, напротив Морского кадетского корпуса, где со стапелей сходили на воду корабли российского военного флота. Надо заметить, что это предложение было восторженно принято всеми членами Строительной комиссии храма и одобрено императором: “Пусть видят юноши – будущие флотские офицеры, как Родина помнит и благоговейно чтит имена их старших братьев и товарищей, погибших на войне”. Кроме того, храм, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печерской лавры (ныне – подворье Оптиной Пустыни), должен был символизировать южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.
15 мая 1910 г., в день 5-й годовщины Цусимского сражения, была осуществлена закладка храма. Ее освящение произвел епископ Вологодский Никон. В углубление закладной доски королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.
14 сентября 1910 г. на купол возведенного храма был поднят и установлен золоченный крест, в силуэте которого отчетливо просматривались стилизованные штурвал и якоря. 29 июля 1911 г. в день памяти великомученика Пантелеимона, считавшегося с петровских времен покровителем русского флота, из Адмиралтейского собора Св. Спиридона в храм Спаса-на-Водах в сопровождении моряков 2-го Балтийского экипажа было торжественно перенесено знамя Квантунского флотского экипажа, спасенного в Порт-Артуре в 1904 г. Его установили у иконостаса. На следующий день состоялось освящение нижнего храма и поднятие колоколов.
31 июля 1911 г. в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня был освящен верхний и собственно храм. В этот день в Неву вошли и встали на якоря напротив нового храма расцвеченные флагами боевые корабли: крейсера “Адмирал Макаров” и “Богатырь”, миноносцы 1-ой минной дивизии, вспомогательные суда. На Английской набережной, близ храма, были выстроены “со знаменами, штандартами и хорами музыки, при начальствующих лицах” рота Морского кадетского корпуса и Морского инженерного училища, роты Гвардейского и 2-го Балтийского флотского экипажей, морские команды стоящих рядом кораблей.
В 10 часов утра на яхте “Александрия” из Петергофа на торжество прибыл император Николай II с великими княжнами, дочерьми Ольгой и Татьяной и великим князем Михаилом Александровичем. Присутствие на освящении храма-памятника государя, облаченного в морской мундир с Андреевской лентой, придавало этому торжественному событию государственное значение. К освящению храма королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной была пожертвована Шуйская икона Божьей Матери, написанная в 1655 г.
С того времени величавый, облицованный белым камнем, златоглавый храм Спаса-на-Водах, стал символическим пантеоном, погибшим в морской пучине наших соотечественников “за Веру, Царя и Отечество”, символом благодарной народной памяти. Одновременно он стал местом, где собирались для общения родственники погибших, ветераны флота, моряки и их семьи. В храме и созданном при нем музее хранилось собрание Православных святынь и морских реликвий. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. на бронзовых досках храма стали появляться новые скорбные ряды имен погибших моряков.
После Октябрьского переворота 1917 г. большевики запретили службы, неоднократно закрывали и опечатывали храм, изымали, а то и просто разворовывали, ценности, уникальные утварь и предметы убранства, арестовывали священников, в числе которых был последний настоятель храма о. Владимир (Александрович) Рыбаков (О. Владимир Рыбаков – выходец из сельского духовенства, служил в сельских приходах, в 37 лет поступил в Петербургскую Духовную академию, из которой вышел кандидатом богословия. По ее окончании был назначен настоятелем храма Спаса-на-Водах. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. о. Владимир был призван на защиту Отечества и стал старшим священником Генерального штаба русской армии. В 1917 г. вернулся в Спас-на-Водах, где одновременно с исполнением своих прямых обязанностей священника стал работать над трудом о гимнографе IX века Св. Иосифе Сицилийце, который закончил в 1926 г. (один экземпляр книги о. Владимира “Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность” ныне хранится в музее Московского института инженеров транспорта). О. Владимир – известный в академических кругах ученый-богослов – дважды отклонял предложения уехать за границу, хотя, наверное, и понимал, как рискует: арестованный большевиками, он умер от побоев в тюрьме в марте 1934 г).
В 1918 г. бронзовые доски с именами павших моряков были пущены на переплавку, а в 1931 г. по инициативе руководства завода “Судомех” и “Инспекции по делам культов” было принято решение Октябрьского районного Совета Ленинграда и Президиума Ленсовета о сносе храма под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 г. храм Спаса-на-Водах – неотъемлемая часть истории российского военно-морского флота – и мост через Ново-Адмиралтейский канал, были взорваны. В облаке грязной пыли рухнули некогда белоснежные стены, близлежащие берег Невы и ее набережная были усыпаны ковром смальты от разлетевшихся на мелкие части драгоценных мозаик. Как вспоминали очевидцы, люди еще долго приходили к руинам, чтобы взять на память “священные камушки”, а со дна неглубокого Ново-Адмиралтейского канала смотрел Лик Христа, но потом и его не стало.
Источник с сокращениями http://drugoypiter.ru/lost/spas-na-vodah.htm

Церковь Спаса-на-Водах — Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца — ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление.
Храм был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении. Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904-1905 годов.
21 ноября 1908 года министр внутренних дел П.А. Столыпин подал доклад императору Николаю II об учреждении комитета по сбору пожертвований на постройку храма. Ответ Николая II: «Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков». Подготовкой строительства и сбором пожертвований руководил Комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны, дочери создателя парового флота великого князя Константина Николаевича, внучки императора Николая I, и под председательством сенатора П.Н. Огарёва, чей сын погиб при Цусиме. Строительную комиссию возглавил князь Константин Константинович. Средства собирали около года, по смете строительство стоило 277 723 рубля, было собрано 302 888 рублей.
Место для храма на территории Ново-Адмиралтейского завода, невдалеке от верфей, в конце Английской набережной, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года. Церковь Спаса-на-Водах, фото 1911 г.
Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы. Предварительно состоялся крестный ход из Никольского собора до места строительства. В углубление закладной доски Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.
Одноглавый храм с золотым куполом, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печёрской лавры (ныне — подворье Оптиной Пустыни) символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга. Архитектором храма является Мариан Марианович Перетяткович — крупнейший зодчий начала ХХ века, работавший, в основном, в стиле модерн. В создании проекта участвовали Н.В. Покровский и инженер — Сергей Николаевич Смирнов, губернатор Павловска. 14 сентября 1910 года на строящийся храм был поднят крест. 28 июля (10 августа н.ст.) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г.И. Шавельским был освящён нижний храм и подняты колокола. Через три дня — 31 июля (13 августа) 1911 года — в присутствии императора Николая II с дочерьми, королевы Ольги Константиновны, её брата — великого князя Константина Константиновича и других членов императорской семьи был освящён верхний храм и состоялся военно-морской парад.
Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта «Спаса-на Водах». Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль.
Двухэтажным храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, наподобие братской могилы. Фасады однокупольного 2-этажного здания были облицованы белым старицким камнем, расчленены на прясла полуколоннами, украшены аркатурно-колончатым поясом и белокаменной резьбой (скульптор Б.М. Микешин).
Вместе с храмом был выстроен целый комплекс монастырского типа. Двухэтажная церковь, колокольня и служебный корпус были соединены в духе XVII века крытыми переходами. В колокольне располагался морской музей, и звонница, связанная, в свою очередь, галереей с домом причта.
В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В.М. Васнецова. Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью буквального воспроизведения подлинников владимирской резьбы XII века. Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.
Храм состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего — во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.
Храм был не такой уж большой: он был рассчитан на 300-400 прихожан. В народе этот храм называли: «Храм-на-водах», «Спас-на-водах», «Цусимская церковь». В память о подвиге моряков на фронтоне храма было начертанно: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия: эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»; крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»; миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»; транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля. Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8 269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, вмурованных в стены.
Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова. На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран, полученных в Японии.
В отделке храма участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б.М. Микешин. На алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н.А. Бруни, мозаика «Спаситель, шествующий по водам». Огромная мозаичная картина была прекрасно видна со всех точек помещения верхнего храма. Спаситель, шествующий по водам — известная евангельская притча, благодаря этому образу, храм стали называть Спасом-на-Водах. Мозаика по картинам Бруни была выполнена в Германии на фабрике «Пуль и Вагнер». Патриотически настроенная общественность не одобряла то, что изготовление образа было поручено иностранцам, а не отечественным мастерам. Но экономические соображения — цена и сроки исполнения — победили. Готовая мозаика была доставлена по железной дороге вовремя и состояла из набора мозаичных фрагментов. Эти фрагменты с помощью специальных цементных растворов и арматуры скрепили между собой и алтарной стеной здания, превратив и кирпичный массив тела храма, и изображение Спасителя — в единый монолит.
Невысокий двухъярусный иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня. Его украшали копии старинных образов, написанные в московской мастерской В.П. Гурьянова. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг. Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В.М. Васнецова и Н.А. Бруни — «Моление о Чаше» и «Несение Креста». Множество ценных икон и утвари подарили храму близкие погибших моряков. Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере «Светлана»» А.Н. Новоскольцева.
Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие подарила княгиня С.М. Волконская, мать погибшего при Цусиме; Хоругви — вдова адмирала З.П. Рожественского.
Вход в нижний храм был через узкий коридор. В низкосводчатой подвальной церкви, напоминавшей палаты царя Алексея Михайловича, хранились воинские реликвии. Стены и своды крипты, а так же иконостас были расписаны в стиле второй половины XVIII века художником М.М. Адамовичем. Сплошная роспись храма, изображала Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца. Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Кроме того, в нижнем храме хранилась почитаемая старинная икона Казанской Божией Матери была шита золотом.
В храме служил протоиерей М.К. Прудников, бывший капитан 1-го ранга, которого почитали как прозорливого праведника. В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство.
20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова передана верующим. В период 1930-1931 годов коллектив рабочих расположенного рядом завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под заводской клуб или столовую.
В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода «Судомех» и «Инспекции по делам культов» было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря.
Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной «Цусимской церкви».
В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога.
Источник http://palmernw.ru/spas_na_vodah/spas_na_vodah.html

Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и свт. Николая Чудотворца (Спас-на-водах)
Постройкой храмов в России отмечались не только победы, но и поражения, дабы народ не забывал о павших на поле боя. Потому не прошло и двух месяцев после Цусимского боя, как в Гавани, в деревянном манеже Дерябинских казарм, 14 июля 1905 военный протопресвитер А.А. Желобовский освятил временную церковь свт. Николая в память погибших моряков с приютом-школой для их сирот. Настоятелем этой церкви стал известный проповедник-миссионер о. И.Л. Лопухилов.
Этот домовой храм был задуман еще до сражения капитаном Игнациусом, командиром броненосца „Князь Суворов“. Иконы в небольшом одноярусном иконостасе написал матрос Владимиров. Церковь была почти закончена при уходе эскадры на Дальний Восток, где „Князь Суворов“ погиб в Цусимском бою.
Для постройки каменного храма – „символа братской могилы для погибших без погребения героев-моряков“ – осенью 1908 был образован комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны во главе с сенатором П.Н. Огаревым (его сын погиб при Цусиме). 19 февраля 1909 на территории Ново-Адмиралтейского завода было освящено место для двухэтажного храма на 400 человек. Его возводил по проекту арх. М.М. Перетятковича, выполненному при участии Н.В. Покровского, инж. С.Н. Смирнов. Закладка епископом Вологодским Никоном состоялась 15 мая 1910, в годовщину Цусимы, с крестным ходом из Никольского собора. В закладной камень греческая королева положила солдатский Георгиевский крест.
Облицованный старицким камнем белоснежный храм в неорусском стиле, подражавший Покрову на Нерли и Дмитровскому собору во Владимире, красиво смотрелся с Невы. В него вели ворота со звонницей и мозаичной иконой Нерукотворного Спаса по эскизу В.М. Васнецова, перед которой горела неугасимая лампада. Обложенные медными листами двери с рельефами имитировали двери XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Они были изготовлены в московской мастерской О.С. Кошкиной. Белокаменные рельефы на фасаде и барабане вырезал Б.М. Микешин, взяв за образец все тот же Дмитровский собор. Главку церкви покрывала золотая смальта.
Войдя, молящийся сразу видел в алтаре огромную мозаику „Спаситель, шествующий по водам“, изготовленную в мастерской В.А. Фролова по эскизу акад. Н.А. Бруни. Она-то и дала народное название храму, праздником которого был первый Спас. Две мозаики на столбах – „Моление о чаше“ и „Несение креста“ – были выполнены по эскизам Васнецова. Небольшой, в древнем стиле иконостас из резного светло-серого камня имел два яруса. Обложенные басмой образа – списки старинных, создала мастерская известного московского иконописца В. П. Гурьянова. Царские врата были из чеканной бронзы; алтарную завесу заменял Андреевский флаг. Утварь тоже подражала старинным образцам.
В стены церкви были вделаны бронзовые доски с именами павших. Над каждой доской висела копия или подлинник судовой иконы с лампадой и было начертано название корабля и сражения с его участием. Расписать интерьер не успели, но одну из стен украшала большая картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере „Светлана“» акад. А.Н. Новоскольцева. Храм освещался бронзовыми паникадилами-хоросами, висевшими на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие в филигранном окладе мастерской Овчинникова подарила княгиня С.М. Волконская, чей сын погиб при Цусиме; большой красивый ковер вышили разные знатные дамы, хоругви – вдова адмирала З.П. Рожественского.
Нижний сводчатый храм свт. Николая, куда вел узкий коридор, был сплошь расписан М.М. Адамовичем сценами из Евангелия и жизни святого покровителя моряков. Двухъярусный деревянный иконостас был обит парчой и украшен бронзовыми накладками; царские врата, подаренные строителем – инженером Смирновым, датировались XVI веком. Рядом с ними находился замечательный образ Казанской Божией Матери, шитый золотом в мастерской Кошкиной. Смирнов поднес также древний складень и старинные иконы, поставленные в особый киот.
Нижний храм освятил 28 июля 1911 военный протопресвитер Г.И. Шавельский в присутствии родственников погибших, а торжественное освящение верхнего последовало через три дня. На нем присутствовал Государь с дочерьми, королева Ольга Константиновна, поднесшая икону Шуйской Божией Матери 1655 года, ее отец – вел. кн. Константин Константинович, много сделавший для постройки, и другие члены императорской семьи.
В 1913 при храме открыто благотворительное братство. 31 марта служилась панихида по адмиралу Макарову и экипажу погибшего броненосца „Петропавловск“, на которой обычно присутствовали вел. кнн. Борис и Кирилл Владимировичи, участники войны.
Настоятелем был назначен прот. Владимир Александрович Рыбаков, увидевший разрушение церкви и умерший в 1932 в тюрьме, сверхштатным священником – о. Михаил Кириллович Прудников, бывший капитан I ранга, известный своей прозорливостью.
Недолго довелось красоваться этому замечательному памятнику русским морякам. 20 декабря 1919 храм стал приходским, через пять лет был закрыт, затем снова открыт. 8 марта 1932, несмотря на тысячи собранных подписей, храм окончательно закрыт и вскоре взорван. Городская легенда гласит, что доски с именами погибших моряков были брошены на дно или использованы при рубке мяса в магазинах. Причт и часть прихожан были репрессированы. На части фундамента разрушенного здания стоит ныне промышленный корпус Адмиралтейского завода…
В 1990 создан фонд возрождения храма, который начал отмечать панихидой Цусимскую годовщину и нашел в запасниках Русского музея четыре мозаики из разрушенного здания. К 1995 арх. Д.А. Бутырин подготовил проект восстановления церкви и постройки часовни на незастроенной территории. 27 мая 1998 часовня была заложена, 23 мая 2002 на нее поднят крест, 24 мая 2003 освящена.
http://www.encspb.ru/object/2804676342?dv=2853952566&lc=ru

«Храм рекомендован к воссозданию»
10.10.2011. Совет по сохранению культурного наследия поддержал предложение о возрождении «Спаса-на-водах»
6 октября 2011 года на заседании Совета по сохранению культурного наследия было поддержано предложение о реконструкции православного храма на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала – Храма Спас-на-водах, сообщает сайт телеканала «Санкт-Петербург». Большинством голосов Совет, как сообщает «Эхо Москвы», принял компромиссное решение: в проекте планировки оставили место для воссоздания церкви, а уж самим воссозданием – как было сказано на заседании – «пусть займутся потомки». По словам председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Веры Дементьевой, «не было никаких исследований, где остатки фундамента Спаса-на-водах. Но есть страницы экспертизы, и он рекомендован к воссозданию».
Историческая справка: Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца («Спас-на-водах») была построена в память моряков, погибших в Цусимском сражении. Место храма в конце Английской набережной, невдалеке от верфей, где рождались корабли Русского флота, было освящено 19 февраля 1909 года на территории Ново-Адмиралтейского завода. Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы, с крестным ходом из Никольского собора. В закладной камень греческой королевой был положен солдатский Георгиевский крест. Архитектором храма является М. М. Перетяткович. В создании проекта участвовали Н.В. Покровский и С.Н. Смирнов.
Сначала 28 июля 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером отцом Георгием Шавельским был освящён нижний храм. Торжественное освящение верхнего храма состоялось 31 июля 1911 года. На нём присутствовал Император Николай Второй с дочерьми, королева Ольга Константиновна, её брат – Великий князь Константин Константинович и другие члены Императорской Семьи. В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство. 20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова была передана верующим. В 1924 году в храме принёс покаяние и был принят в общение с Православной Церковью в сане иеромонаха обновленческий епископ Владимир (Пищулин). В январе 1928 года причт церкви примкнул к «непоминающим», а в 1931 году вернулся в подчинение Московскому Патриархату. 8 марта 1932 года храм был закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей в его защиту. Причт и часть прихожан были репрессированы.
Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его возведение являлось первой попыткой научной реставрации древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить замечательные традиции древнерусского зодчества. Место расположения храма было выбрано удачно. Облицованный белым камнем, он очень красиво смотрелся с Невы, замыкая перспективу набережной. Храм был рассчитан на 300-400 прихожан. В отделке участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б.М. Микешин, взяв за образец Дмитриевский собор. В церковь вели ворота, над которыми находилась звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В. М. Васнецова. Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.
Храм был двухэтажным и состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего – во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя. В верхнем храме на алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н.А. Бруни, мозаика «Спаситель, шествующий по водам». Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В.М. Васнецова и Н.А. Бруни – «Моление о Чаше» и «Несение Креста». Иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня и имел два яруса. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг. Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере «Светлана» А.Н. Новоскольцева.
Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Вход в нижний храм был через узкий коридор. Низкие своды нижнего храма покрывала выполненной М.М. Адамовичем сплошная роспись, изображавшая Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца. Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Местный образ Казанской Божией Матери был шит золотом. Крытой галереей храм соединялся с башней, где располагался морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, галереей с домом причта.
Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в Русско-японской войне 1904-1905 годов. В память об их подвиге на фронтоне храма было начертано: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия: эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»; крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»; миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»; транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров – всего 91 корабля. Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, замурованных в стены. Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменялись копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова. На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран в Японии. И как бы благословляя их, заливавших собственной кровью палубы, задыхавшихся от дыма в башнях, захлёбывавшихся в тесных отсеках, опускавшихся на дно в наглухо закупоренных кочегарках тонущих кораблей, шествовал по водам Христос Спаситель. Многая церковная утварь храма была поднесена в память участников Цусимского сражения: Евангелие подарила княгиня С.М. Волконская, мать погибшего при Цусиме; Хоругви – вдова адмирала З.П. Рожественского. Помимо обычных поминальных служб, в храме традиционно ежегодно 31 марта (13 апреля) служилась панихида по адмиралу С.О. Макарову и экипажу погибшего броненосца «Петропавловск».
В 1990 году был создан Комитет по восстановлению храма «Спас-на-водах». Восстановление храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус «Адмиралтейских верфей». Поэтому, хотя в своё время храм не имел часовни, комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с возрождённым храмом. В 1995 году сотрудники Государственного Русского музея обнаружили в подвалах Русского музея четыре мозаики храма Спас-на-водах, ранее считавшиеся утраченными. В том же году архитектор Д.А. Бутырин подготовил проект восстановления церкви и постройки часовни.
27 мая 1998 года, в 93-ю годовщину Цусимского сражения, на месте храма была заложена часовня. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спаса-на-водах. 23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря. 24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена. После освящения в часовню были переданы в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров. В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.
23 мая 2002 года состоялось освящение и поднятие креста часовни Спаса-на-водах. В церемонии приняли участие потомки эмигрировавших из России после революции русских морских офицеров, моряки, ветераны флота и курсанты военно-морских заведений Северной столицы. Часовня восстанавливалась Общественной организацией «Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-водах». Крест, установленный на часовне, повторяет очертания креста, венчавшего Спас-на-Водах в начале XX века.
http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/10/hram_rekomendovan_k_vossozdaniyu/

Храм, по предложению И. К. Григоровича, был выстроен на территории Нового Адмиралтейства, напротив Морского Пажеского корпуса (ныне С-Пб Военно-Морской институт) на самом окончании Английской набережной. Дума безвозмездно пожаловала участок стоимостью в 22500 руб. Освятили место строительства 19 февраля 1909 г.
Николай II в августе 1909 г. повелел создать комиссию строительства. Занималась эта комиссия наблюдением по строительству самого храма и зданий, принадлежавших ему. В начале комиссия собирала материалы по архитектуре древнерусских церквей. Работа велась под руководством П. В. Покровского. Обследовав древние памятники зодчества Владимиро-Суздальской Руси, комиссия пришла к выводу, что наиболее сохранившейся была церковь Покрова на Нерли. И именно он стал прототипом для создававшегося храма. При проектировании архитектор придерживался пропорций церкви Покрова, только увеличив основные размеры в 1,5 раза. Немного видоизменились главка, двери, окна, иконостас и немногие другие элементы здания. Поручен план создания М. М. Перетятковичу. К марту 1910 г. был представлен в Академию художеств. Одобрен Советом Академии. Строительство началось. Греческая королева Ольга Константиновна заложила первый камень с Георгиевским крестом. Под наружные стены выполнен бетонный фундамент в 1 аршин толщиной с предварительной укладкой в него 3 рядов металлических балок. Под пилоны уложены бетонные подушки.
Строительство велось с удивительной скоростью. Стены, столбы, пилоны, своды выложили кирпичом Ижорского завода. Белый камень для наружных работ поставлялся из каменоломен Тверской области. 14 сентября уже поднимали и освящали крест на строящемся храме. К моменту установки креста уже были сооружены башня, звонница, галерея и причтовый дом. В течение зимы 1910 г., весны и лета следующего года разрабатывались рисунки входных дверей, пола, досок с именами погибших моряков, иконостасы, украшения, облачения, церковной утвари. Кроме этого в храме велись работы по распределению судовых икон.
26 июля 1911 г. в присутствие царской фамилии и родственников погибших освятили нижний храм и колокола, поднятые на звонницу матросами 2-го Балтийского экипажа. На 31 июля была назначено освящение верхнего храма. Освящение верхнего и нижнего храма совершал протопресвитер духовенства армии и флота отец Г. И. Шавельский, Георгиевский кавалер.
И вот на берегу Невы, замыкая перспективу Английской набережной, выдержанный в стиле владимирских церквей, возвысился белоснежный храм. Большие поверхности стен разделялись на 3 части стройными полуколонками, увенчанные капителями коринфского ордера. Сверху они соединялись арками, что создавало полукруглое завершение каждой части стены, где в небольших углублениях разместились рельефные композиции. Украшения «звериного» стиля являлись обязательным элементом владимиро-суздальского стиля. Верх барабана был отделан орнаментальной кладкой в виде бегунца и поребрика. Ряд не больших кокошников украшал трибун и служил визуально как бы основанием купола. Окна в храме были щелевидные. По одному в каждой аспиде. Украшением простенков между окнами в трибуне, которых было 8, служили колонки, арочки, различные орнаменты, золотая мозаика. В 4 простенках были размещены изображения (по 4 в ряд) святых покровителей судов, принимавших участие в русско-японской войне: лики Спасителя, Богоматери, святого Архангела Михаила, Николая Чудотворца, апостолов Павла, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского и других святых православной церкви.
Церковь Спаса на водах состояла из 2 храмов: верхнего – Храма Христа Спасителя в память его Гефсиманского борения и нижнего – во имя святого Николая Мирликийского.
Особое очарование храму придавали мозаичные работы, осуществлённые по рисункам Н. А. Бруни и В. М. Васнецова. Почти вся мозаика для храма производилась в Диксдорфе, недалеко от Берлина, в мастерской товарищества «пуль и Вагнер». Удивительно красив был и пол храма, выполненный Н. Д. Вишневской. Одобрил рисунки пола сам Н. К. Рерих.
Самую большую ценность храма представляли его стены и столбы. Их нижняя часть была отделана тёмно-зелёными и тёмно-красными панелями мрамора, поверх которых проходил мраморный карниз. Над ним размещались четырёхметровые пластины белого камня. В них было вмонтировано 27 бронзовых досок с именами погибших моряков, а так же врачей и священников. Всего около 8 тысяч имён. Среди них имена адмирала С. О. Макарова, , художника В. В. Верещагина , погибших на «Петропавловске». Над каждой доской помещались судовые иконы, которые были на корабле в бою. Иконостас был выполнен в византийском стиле. Завесой царских ворот служил Андреевский флаг. Возле иконостаса было установлено спасенное из Порт-Артура знамя Квантунского флотского экипажа.
В 1932 г. церковь закрыта и взорвана под предлогом расширения территории Адмиралтейских верфей. Часть участка всё-таки занята производственным корпусом Адмиралтейского объединения. Перед сносом храма три мозаики: «Несение креста» , «Моление о Чаше» и «Голова Спасителя в терновом венце», созданные по эскизам Виктора Васнецова, были тайно демонтированы и переданы в запасники Русского музея. четвертый мозаичный образ — «Спаситель, шествующий по Водам» — по эскизу Николая Бруни, при взрыве храма оказался на дне Ново-Адмиралтейского канала. Причем сам лик не пострадал, хотя по краям мозаики имеются серьёзные повреждения. Затем он был тайно поднят со дна и тоже скрыт в запасниках Русского музея неизвестными спасителями.
Существует легенда, которую еще можно услышать из уст старожилов: весь берег Ново-Адмиралтейского канала и Невы был усыпан сплошным ковром из битой смальты, люди долго еще ходили сюда, чтобы взять себе «священный камушек». Но чудо состояло не в этом: мощный взрыв уничтожил здание храма, но не мозаичные панно. Обломок главной мозаики с ликом Спасителя (по сути, это кусок стены весом больше тонны) был обнаружен на дне канала и ночью в сопровождении спецслужб доставлен в хранилище Русского музея. Там же впоследствии таинственным образом оказались и васнецовские мозаики (это тоже каменные плиты весом по нескольку центнеров).
В 1990 г. созданы община и фонд восстановления церкви. Автор проекта часовни архитектор Д. А. Бутырин. До 1995 г. о судьбе мозаик никто ничего не знал — неопознанными они хранились в запасниках Русского музея. Это был пятый год работы Санкт-Петербургского комитета восстановления храма «Спас-на-Водах». Обнаружение мозаик, наряду с ведением архивных и проектных работ, было первым большим его достижением. Сейчас три мозаики В. Васнецова, а также вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения «Лик Спаса-на-Водах» авторства Н. Бруни выставлены в Военно-морской академии. Мозаики по-прежнему имеют статус музейных экспонатов, однако по согласованию с администрацией Русского музея они будут экспонироваться в выставочном павильоне при часовне храма Спас-на-Водах. После обнаружения мозаики были отреставрированы В. А. Шершнёвым — главным реставратором мозаик Спаса-на-Крови.
В 1998-2002 гг. на участке возведена каменная Никольская часовня.
Представители общественного Комитета восстановления храма «Спас-на-Водах» уверены, что за открытием комплекса часовни Св. Николая Чудотворца непременно последует восстановление храма. Возможно, процесс займет несколько лет, поскольку на бывшем фундаменте храма сейчас расположено производственное здание ФГУП «Адмиралтейские верфи».
Использовались материалы свободного доступа, сайты ЦГАКФФД, книга Баторевич Н. И., Т. Д. Кожицева «Храмы-памятники Санкт-Петербурга» https://interesniy-spb.livejournal.com/161809.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?