В Ачитской крепости церковь появилась в 1790 году. В клировой ведомости за 1838 год, самой ранней из найденных в архивах, сказано, что «тщанием прихожан была построена церковь. Престолов в церкви два: во имя Архангела Михаила и второй во имя Илии Пророка. Вокруг погоста деревянная ограда, выкрашена краскою. Зданием деревянная с такою же колокольнею, сама по себе крепка и обшиты стены вокруг тесом; крыша как на церкви, так и на колокольне выкрашена красной и местами белой краскою».
Причта положено по штату: священник, дьякон и два причетника. Предполагается, что самым первым священником Ачитской церкви был Алексей Серебренников, который служил до 1796 года, а затем был переведен третьим священником в Петро-Павловский храм Полевского завода. Служители получали жалованье от прихожан, а также имели хлебный сбор.
Новая каменная церковь была построена в 1863 году «тщанием прихожан при особом содействии церковнослужителей с употреблением и расходованием на то церковных сумм».
Как отмечается в Ведомости о церкви Михайлово-Архангельской, состоящей в 1-м округе Красноуфимского уезда Пермской Епархии в селе Ачит за 1916 год, церковь была построена «каменная, крытая железом, с таковою же в одной связи колокольнею». В 1890 году церковь была обнесена каменной оградой с тремя железными воротами. Новая церковь имела три престола: 1-й – в честь Сретенья Господня, 2-й – во имя Архистратига Божия Михаила и 3-й – во имя пророка Божия Илии.
По штату в церкви положены: священник, дьякон, псаломщик и просфорня.
В 1916 году в Ачитский приход входило три населенных пункта: с. Ачит, в котором насчитывалось 537 дворов с 1517 душ мужского и 1580 душ женского пола, деревня Нижний Выселок с 12 дворами, в которых проживало 37 душ мужского и 35 душ женского пола и деревня Усть-Ут, находящуюся в 2-х верстах (так в клировой ведомости)с 9 дворами и населением 29 душ мужского и 30 душ женского пола.
Старожилы вспоминают о том, как сбрасывались колокола с церкви в Ачите, как выбрасывались и сжигались иконы. Народ стоял и, глядя на это святотатство, плакал. Говорят, что те, кто участвовал в сбрасывании колокола и разгроме церкви в Ачите, вскоре заболели и умерли или трагически погибли по причинам одному Богу известным, или сами покончили с собой.
Судьбу церкви разделили и священнослужители. Священник Ачитской церкви Павел Владимирович Лутков, оставшийся без прихода, в 1936 году был направлен в приход Беляевской церкви Ординского района, Пермской области, и осенью этого же года принял обязанности благочинного по Ординскому району. В августе 1937 года арестован. Из материалов двух допросов, которые проводились 27 августа и 9 сентября 1937 года видно, что Луткову пытались навязать обвинения в контрреволюционной деятельности. 1 октября 1937 года священнослужитель Павел Владимирович Лутков был расстрелян. Не оставили в покое власти и его жену Савелову Лидию Васильевну. Она была арестована в том же 1937 году и решением Тройки заключена на 10 лет в ИТЛ.
Здание церкви подверглось капитальной перестройке. Купол и колокольня были снесены, Внутри здания был встроен второй этаж. На первом этаже был устроен зрительный зал для просмотра кинофильмов, а в алтарной части была расположена кинобудка. На втором этаже построили сцену и там обустроился народный драматический театр и библиотека. Долгие годы в здании бывшей церкви располагались эти учреждения культуры.
В 1972 году в Ачите был построен типовой Дом Культуры на 600 мест. Новоселье справили кинозал, народный драмтеатр, библиотека получила свое новое помещение в деревянном здании, а здание бывшей церкви перешло к новым хозяевам: на первом этаже оборудовали спортивный зал, а на втором этаже разместился районный Дом пионеров и школьников.
2 августа 1997 года можно назвать вторым днем рождения Ачитской церкви во имя Архистратига Михаила. В этот день в присутствии представителей Екатеринбургской епархии была проведена первая, после многих десятилетий забвения, божественная служба. Её провел иерей Владимир Кисяков совместно со священнослужителями г. Красноуфимска. Церковные службы с этого дня стали проводиться регулярно, правда только в малой части первого этажа, где ранее располагалась художественная мастерская, тренажерный зал. Но это уже был успех. Хотя борьба за здание продолжалась еще почти десять лет. И только в 2006 году Дом школьника и спортивная школа перешли в другие помещения, а здание церкви полностью возвращено прихожанам. Настоятелем церкви стал иерей Владимир Кисяков.
Благодаря стараниям отца Владимира церковь стала приобретать вид настоящей церкви, причем отец Владимир хочет сделать её именно такой, какая она была до разрушения. Хотя это сделать оказалось нелегко. Нигде не осталось никакой проектно-строительной документации, не нашлось ни одной фотографии, как выглядел храм снаружи. Правда, по решению областных властей, прежде чем разрушать или перестраивать здания, власти на местах обязаны были составить чертежи внешнего и внутреннего вида храма. Но увы, в Ачите тогда не нашлось специалистов… Осталось надеяться на воспоминания старожилов. Кое-что вспомнили. Сделали заказ на архитектурный проект. Появился эскиз храма, старожилы говорят, что таким и было здание церкви. Отец Владимир осуществляет реконструкцию на основе этого проекта. Уже убраны промежуточные стены, убран второй этаж. Алтарь занял свое место, оборудованы клиросы, амвон. Передняя часть церкви уже оборудована и обустроена по-настоящему: здесь проводятся службы, осуществляются церковные таинства крещения, венчания, отпевания.
Поселок Ачит стоит на святом месте. Здесь сходятся три большие дороги. Благодаря этому, жители Ачита являются свидетелями многих крестных ходов, которые теперь почти ежегодно проходят через Ачит. В 1999 году через Ачит проходил крестный ход в честь 2000-летия Рождества Христова. На пути следования участники крестного хода у зданий церквей ставили поклонные кресты. Установлен такой крест и у здания Ачитской церкви.
По материалам сайта http://ksk66.ru/news/1370-istoriya-achitskoj-cerkvi.html