«Весенним апрельским днём 1822 года жители Ачинска и крестьяне соседней деревни Мазульской сошлись на общий сбор и составили «приговор» о том, что они приняли «твёрдое и непоколебимое намерение соорудить за речкой Тебдяткой (Тептятка) по течению её по левой стороне в приличном месте вторую о двух этажах каменную церковь, в коей быть приделам – первому во имя пожертвованного для сей церкви ныне вдовой ачинской мещанской женой Марфой Юрьевцевой образа Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, нарекаемой Казанской, в серебряной ризе, убранной жемчугом и соответствующими в приличных местах камнями; — второму во имя Вознесения Господа нашего Бога Иисуса Христа».
Средства на постройку храма предполагалось собрать пожертвованиями. В своём приговоре ачинцы отмечали, что «бывает здесь в Ачинске ежегодно в летнее время немалое стечение народа как то от разных господ иногородных купцов для приёма кладей комиссионеров припащиков и у постройки судов иногородних разного рода людей и сплаву той клади по рекам Чулыму, Оби, Иртышу до города Тобольска, которые неоднократно советовали завести другую церковь, поэтому оную вознамериваемся возвести в недалёком расстоянии от судовой пристани, и охотно желают на сооружение оной жертвовать значительные суммы». Здесь же жители указали: «От усердия нашего в заведённую особую тетрадь подписано добровольно денег три тысячи рублей».
Ачинские граждане избрали «в строители оной церкви известных в добропорядочном поведении и усердных к Богу ачинских мещан Алексея Данилова Хворостова и помощником к нему Семёна Ермолаева Патюкова», которым было поручено «где следует испрашивать должное на сооружение оной позволение и для сего собирать сумму».
Алексей Хворостов подал прошение с общественным приговором в Красноярское Духовное правление. Однако в последовавшем затем указе Тобольской Духовной консистории сообщалось: «По прописанным обстоятельствам ачинским прихожанам в построении другой церкви отказать». В следующем, 1823 году, А. Хворостов подаёт новое прошение, уже непосредственно Архиепископу Тобольскому и Сибирскому Амвросию, в котором отмечает, что «обстоятельства сии, ест-ли и оказались неуважительными, то не от чего другого, как токмо от неведения изъяснить основательные наши нужды, которые истинно существенны и оправдываются непреклонным усердием, каковое не ослабевает в сердцах наших».
Настойчивость ачинцев оказала воздействие. В городе, окрестных деревнях: Мазульской, Нагорновской, Красновской – организуется сбор данных о числе жителей для образования будущего прихода. Из 167 горожан, пожелавших дать средства на строительство новой Церкви, выделяются купкц Алексей ильин Чеглов и мещанин Сергей Копьёв, фвмилиями которых впоследствии были названы улицы города. В результате 19 августа 1823 года вышел указ «О дозволении устроить просимую в городе Ачинске, за рекой Тебдяткой, вновь каменную церковь». А 10 августа 1826 года епископ Иркутский, Нерченский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трёхпрестольный храм». В сентябре этого же года А. Хворостов заключает контракт с мастером каменных зданий, енисейским мещанином Иваном Ивановым сыном Ишимцовым «о возведении означенного храма со всею отделкою, кроме иконостаса и крылосов». Об авторе проекта точных сведений нет. Но в контракте указывается, что контроль за соблюдением проекта возложен и со стороны архитектора. Им был первый енисейский губернский архитектор П. Ф. Воцкий.
О ходе строительства известно, что к концу февраля 1830 года «церковь Казанской Божией Матери выстроена и купол покрыт листовым железом, колокольня же и другие подобные одна другой на углах церкви малые купола не начаты по рисунку архитектора в нужных местах, колонны тоже не начаты, снаружи церкви и внутри оной не щекатурено, кроме одного придела Вознесения Господня; в средней же, то есть Казанской, полов не имеется, оконниц в церкви также не имеется; иконостас один сделан, иконы же пишет в Красноярске живописец мещанин Стефан Белозеров, суммы употреблено на строительство сей церкви 11874 рубля 91 копейка».
В октябре 1830 года один из трёх приделов, Вознесенский, был освящён, «хотя сам храм не приведён строением к окончанию». В июле 1831 года был закончен и освящён центральный придел – Казанской Божией Матери.
Осенью 1832 года умер Алексей Хворостов, посвятивший последние десять лет своей жизни возведению храма, показавший потомкам замечательный пример русского мастерства и служения благой цели. Прихожане избрали вместо умершего на должность строителя брата его Стефана Данилова Хворостова, купца, который ещё в 1818 году владел заводом по производству мыла с годовым доходом 10000 рублей. Ему и предстояло окончить колокольню и ограду церкви. В начале декабря 1832 года освящается последний из трёх приделов Казанской церкви – Святого Великомученика и Победоносца Георгия…
В конце февраля 1886 года епископ Енисейский и Красноярский Исаакий получил прошение ачинского, второй гильдии, купца Алексея Алексеевича Хворостова, сына строителя Казанской Церкви, который уведомлял о том, что имеет «душевное желание, на свои собственные средства, устроить в память Великомученика Пантелеимона каменную часовню в ограде церкви во имя Казанской Богоматери в городе Ачинске». Проект каменной часовни, представленный Алексеем Хворостовым, и составленный томским архитектором Хабаровым, был утверждён и строительство разрешено.
Комплекс Казанской церкви самый старый среди сохранившихся каменных построек. Она построена в строгих и монументальных формах стиля «ампир» с уникальной для Сибири центрочноосевой композицией, с массивным пятиглавием. На западном фасаде – четырехколонный портик. Высокий живописный объём церкви некогда был основным элементом, определяющим силуэт и выразительность заречной части города…».
Информация с сайта http://wikimapia.org/
История возникновения прихода
Ачинский Богородице-Казанский церкви приход открыт в 1829 году и выделен из прихода Ачинского Троицкого собора.
Описание церкви.
Церковь в приходе одна, каменная, построена в 1830 году. Престолов в церкви три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, правый во славу Вознесения Господня, левый во имя Великомученника и Победоносца Георгия. Церковная библиотека состоит из 538 томов. Церковная летопись ведется с 1867 года. В ризнице церкви хранятся св.Евангелие печати 1657 года и постная триодь 1656 года. Особым почитанием прихожан пользуется древняя икона Казанской Божией Матери, писанная в 18 столетии, и по предани, найденная том месте где и построен Казанский храм. В приходе две часовни: каменная при церкви, построена в 1889 году и деревянная, в деревне Мазуль, построена более 100 лет назад.
Состав прихода по поселениям.
В составе прихода кроме части города Ачинска, входят две деревни: Мазуль в 2.5 верстах от города и карповка в 8 верстах. Первая деревня существует более 100 лет, вторая основана в 1895 году.
Образование.
Церковная школа в приходе одна, в городе, помещается в наемном доме. Имеется в районе прихода и городское приходское училище. В приходе имеется церковно-приходское и церковно-школьное попечительство.
Описание причта.
Причт состоитпо штату из одного священникаи одного псаломщика. Кроме того, сверх штата причислены к церкви 1 священник, состоящий в должности уездного наблюдателя, и 1 псаломщик, с правом получения полной части доходов. Жалования причту не положено. Кружечных доходов за 1914 получено 1789 руб. Руги не выдается, хотя и положено от крестьян деревни Мазуль 324 пуда. Причтовых домов нет. Земли сенокосной 55 десятин. Церковных капиталов 2974 руб. Причтовых капиталов 1100 руб.
Общая информация о жителях прихода.
Населения в приходе 4049 человек, в том числе православных 2583 человек, католиков 78, лютеран 12, магометан 186, евреев 180. Большая часть прихожан коренные сибиряки. А жители деревни Карповки-переселенцы из Полтавской, Черниговской и Киевской губернии.
Источник:http://krskr.ru/?istorija_achinska_i_achinskogo_bogorodice-kazanskogo_prihoda&id=7780