Усадебная Спасская церковь сооружена из кирпича в 1881-1882 гг. П.М. Самариным но эскизу В. Васнецова. По его же проекту в 1892 г. западный угол паперти был перестроен в часовню над могилой сына Мамонтова — Андрея. Здесь же в 1918 г. погребен С.И. Мамонтов. Художественные формы здания навеяны московско-новгородским зодчеством, резной белокаменный декор создан под влиянием владимиро-суздальских орнаментальных мотивов. Бесстолпный одноглавый храм с тремя апсидами разной высоты и звонницей на западной стене перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. К северной стене примыкают паперть и часовня. Вычурные формы последней, заимствованные отчасти у деревянного зодчества, отличные от архитектуры церкви, предвосхищают появление неорусского стиля; фасады щедро украшены цветной майоликой. В скупом наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие помимо Васнецова Поленов, Репин, Врубель, Антокольский и члены семьи Мамонтовых. Ими выполнен двухъярусный тябловый иконостас с иконами, киоты и роспись оконных амбразур и люнетов, бетонный пол с мозаичным орнаментом. Впоследствии забеленная живопись и элементы декора памятника реставрированы в 1970-х гг. под руководством Г.Е. Духаниной.
http://spasa-abramtsevo.cerkov.ru/
«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова. В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».
Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление. Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.
Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.
В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»
К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.
Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.
В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.
В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.
Источник: http://www.abramtsevo.net/guidway/charch.html
Маленькую домашнюю церковь Мамонтовых часто называют игрушечной, так не похожа она на иные храмы. Построена церковь Спаса Нерукотоврного Образа в 1882 году по проекту В. Васнецова, но в создании внутреннего убранства принимали участие Репин, Врубель, Поленов и другие художники абрамцевского сообщества. Первоначально проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице, что под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырёхскатную кровлю. Вход в портал в главном западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. Над порталом — изображение «Спаса Нерукотворного» работы Поленова. С восточной стороны располагались три апсиды. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы.
Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление, который не был завершён. Работу над окончанием поленовского проекта продолжил уже Виктор Васнецов. По рисункам Васнецова мозаичный пол выполнен со стилизованным цветком и датой строительства 1881-1882. Внутри храма — яркие краски, разноцветные коврики, диковинный орнамент на окнах и на клиросе. Для ликов святых в алтаре позировали, как и для большинства полотен, здесь создававшихся, дети Мамонтовых. В 1892 году в церкви поставили печь, изготовленную по рисунку М. А. Врубеля. В 1891-1892 годах ризницу храма перестроили под часовню над могилой сына Мамонтовых Андрея по проекту Васнецова и потом, после ряда печальных смертей, это место стало фамильной усыпальницей Мамонтовых. В 1918 году в часовне захоронили и самого Савву Ивановича.
Абрамцевская церковь — тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Храм Спаса Нерукотворного Образа считается первым произведением русского модерна. В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.
Из журнала: «Туризм и Отдых» №46 (383) ноябрь-декабрь 2005/Отдых в России/Абрамцево: Неугасимый очаг
Для того чтобы отдохнуть интересно, совсем необязательно ехать в далекие края. Любимое многими Подмосковье располагает в этом смысле подлинным богатством: к примеру, всего час езды от столицы в сторону Сергиева Посада – и вы в знаменитом Абрамцеве. Гуляйте по золотым осенним аллеям, загляните в усадебную гостиную, где был написан портрет девочки с персиками (той самой!), и обязательно посетите уникальную абрамцевскую церковь, которую возводили знаменитые ныне на весь мир русские художники.
В 1870 г. промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов приобретает усадьбу в подмосковном селе Абрамцево. Вокруг него постепенно складывается кружок творческой интеллигенции, который впоследствии будет называться «мамонтовским» или «абрамцевским». И.Е. Репин, В.М. Васнецов, М.М. Антокольский, В.А. Серов и другие художники, состоявшие в мамонтовском кружке, одной из задач своего творчества считали возрождение национального стиля в искусстве. Тесным художественным сообществом они изучали памятники древнерусского искусства: ездили в Троице-Сергиеву лавру, в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, собирали образцы декоративно-прикладного искусства. Главным идейным вдохновителем изучения быта и искусства Древней Руси стала супруга Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна. Известно, что она была человеком глубоко религиозным, – скорее всего, именно ей принадлежала идея построить в Абрамцеве церковь.
Впервые о постройке церкви в Абрамцеве заговорили в 1880 г., после разлива реки Вори, из-за чего жители соседних деревень лишились возможности ходить на службу в церковь села Ахтырки, расположенную на противоположном берегу. Кто-то из крестьян пришел в барский дом в Абрамцеве, зная, что здесь будут служить заутреню, и тогда Савва Иванович высказал мысль о необходимости строительства часовни. В.Д. Поленов создал несколько эскизов, но дальше этого поначалу дело не пошло. К идее создания храма вернулись лишь год спустя. Младшая дочь Мамонтовых Александра Саввишна вспоминала: «Абрамцево стало дорого для всех, и вот явилась мысль оставить здесь какой-нибудь памятник совместной их жизни, в котором главным интересом было искусство. Сначала думали построить общими силами часовню, но, по мере того как составлялись проекты, стало ясно, что малые размеры этой задачи не соответствовали тому творческому порыву, который был налицо… Решили строить церковь». Был объявлен домашний конкурс, в котором приняли участие В.Д. Поленов, А.В. Прахов, В.М. Васнецов и П.М. Самарин. Жюри конкурса составляли друзья Мамонтовых и сами хозяева. Лучшими были признаны проекты Виктора Васнецова и Василия Поленова, который предложил в качестве образца для строительства церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде, построенную в 1198 г.
Стоит отметить, что во многом интерес к древнерусскому зодчеству был вызван отменой в России крепостного права. Теперь народное искусство не только перестает рассматриваться как «низкое», но и начинает влиять на формирование нового художественного направления, которое впоследствии станет именоваться модерном. За решением строить церковь в древнерусском стиле кроется и более приземленная причина – официальная политика народности в области архитектуры. Можно сказать, что у художников той поры не было свободы выбора, а были лишь каноны, утвержденные сверху. В храмовом зодчестве преобладала одна традиция – национальная, «русский стиль». Безусловно, есть некая доля иронии в том, что обеспеченные люди, имеющие возможность регулярно посещать европейские столицы и любоваться античными шедеврами и сокровищами Средневековья, обратились к древнерусскому искусству с его суровыми, даже грубыми формами. Однако такая тенденция действительно была. Именно обращение образованного общества к традициям древнерусского искусства литературовед и богослов М. М. Дунаев впоследствии назовет «тоской по истине».
24 мая 1881 г. в Абрамцево для выбора места под постройку приезжает архитектор Павел Самарин. Закладка храма состоялась 1 сентября 1881 г. А уже весной 1882 г. приступили к внутренней отделке храма и возведению купола. Церковь освятили в июле 1882 г. в Спасов день. Процесс возведения абрамцевской церкви выявил новые творческие таланты знаменитых живописцев. Так, Виктор Васнецов выступил в роли архитектора, хотя и не имел навыков в области архитектурного проектирования, а Михаил Врубель работал над майоликовыми изразцами, за что еще ранее был шутливо прозван своим отцом «печных дел мастером». Многое создавалось буквально на ходу, носило оттенок импровизации. В июне 1881 г. В. Васнецов, В. Поленов и сын Саввы Ивановича А. Мамонтов разработали мотивы решеток для окон, оконных росписей и портала. На последней стадии возведения церкви не могли решить, какой материал лучше подойдет для пола – камень или чугунные плиты, и Васнецов предложил сделать мозаичный пол, на котором по-старославянски выложил дату строительства «1881–1882 гг.». Поленов принимал в работе самое живое участие. Он делал эскизы для церковной утвари, хоругвей, резного иконостаса. Кстати, вышивку на хоругвях выполнили жены художников.Для Царских врат храма В. Д. Поленов написал икону Благовещения, несколько образов и икону Спаса Нерукотворного над входной дверью. Иконостас был выполнен по его же рисунку, равно как и орнаменты по камню на наличниках окон и дверей. И.Е. Репин написал образ Спаса Нерукотворного на медной доске, а также образы Софии, Веры, Надежды и Любви, а М.М. Антокольский для одной из стен церкви создал рельеф из песчаника – «Голова Иоанна Крестителя».
Художники абрамцевского кружка работали на необычайном творческом подъеме, быстро и дружно. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, буквально «вылепленная» руками великих мастеров живописи, вошла в историю как первое сооружение русского модерна. Стилизованная под древние образцы и вместе с тем олицетворяющая собой зарождение нового национального стиля, она создавалась в легкой и свободной атмосфере мамонтовского художественного кружка, наполненной интеллектуальными и творческими поисками. Потому и результат получился поистине изумительным. А часовня церкви Спаса Нерукотворного все-таки тоже появилась – спустя десять лет. В 1891 г. умер сын Мамонтовых Андрей, и церковная ризница была перестроена в часовню (тоже по проекту В.М. Васнецова). Позднее у стен часовни были похоронены Вера Мамонтова, Елизавета Григорьевна, сын Веры Сергей, а в 1918 г. – хозяин усадьбы Савва Иванович. К этому времени вокруг Абрамцева бурлила уже совсем другая эпоха…
Наталия Безрукова, научный сотрудник Музея современной истории России Журнал «Живая история» № 10(16) 2016 г.