«…В юго-восточном углу ограды церкви Благовещения Пресвятой Богородицы стоит небольшая часовня, выстроенная из красного кирпича. По преданию, она была построена Николаем Алексеевичем Некрасовым как семейная усыпальница. Здесь до революции находилась могила отца поэта Алексея Сергеевича Некрасова (1794(5?)-1862), здесь же были похоронены первая жена брата Федора Алексеевича Софья Ивановна и племянники Николай и Мария, умершие в детском возрасте. В послереволюционные годы усыпальница была разорена. Само здание часовни устояло, но настенные росписи иссечены пулями, позолоченные звезды, украшавшие своды, сорваны. Со временем дощатый пол, под которым когда-то были установлены гробы, обрушился, и взгляду человека, ступившего на порог усыпальницы, открывался глубокий провал, почти всегда заполненный водой.
Строительство часовни относится, по всей очевидности, к 1863 году. Алексей Сергеевич Некрасов скончался в ноябре 1862 года. Гроб с его телом, по ряду свидетельств, на всю зиму был установлен в холодной церкви, а затем перенесен во вновь построенную фамильную усыпальницу. Произойти это могло весной 1863 года. Фресковая живопись, украшающая интерьер часовни, несмотря на вандализм людей и разрушительное действие времени, сохранилась, и даже многочисленные утраты не скрывают академическую строгость и выверенность живописных композиций. Имя мастера неизвестно. По поводу авторства высказывалось несколько очень осторожных предположений, начиная от некоего мастера из села Большие Соли и заканчивая академиком церковно-исторической живописи Василием Петровичем Верещагиным (1835-1909). Заметим сразу: этот вариант — легенда, не имеющая подтверждения. Более того, окончив в 1862 году Академию художеств, Василий Верещагин вплоть до 1869 года находился за границей, преимущественно в Италии, в качестве пенсионера Академии.
Вполне вероятно, что композиции, украсившие стены теплой церкви и усыпальницы выполнены по образцу, заимствованному у кого-то из мастеров академической школы. Это тем более вероятно, что разнообразные альбомы с подобными изображениями в середине — второй половине XIX века неоднократно издавались как в России, так и за рубежом и были широко доступны. Преждевременно говорить о принадлежности росписей руке одного и того же мастера, однако стилистическое сходство и некоторые общие почерковые особенности, безусловно, присутствуют. Ни фрески усыпальницы, ни роспись теплой церкви никогда не были предметом специального исследования, однако, бесспорно, его заслуживают. Современники, которые видели аббакумцевскую церковь и усыпальницу Некрасовых, когда их еще не коснулось разрушение, отмечали стенную роспись и иконостасы «высокой академической живописи, что можно назвать большой редкостью в сельском храме» («Ярославские епархиальные ведомости» от 15 октября 1880г. «Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном Епископом Ярославским и Ростовским»). Там же указывается: «Оба храмовых здания покрыты стенным письмом. Очень видное место дано уборке, которою покрыты все своды храма».
Долгие годы часовня находилась в самом печальном состоянии, но в 2012 году на нее обратил внимание предприниматель из села Вятское Олег Алексеевич Жаров. Его потрясение от безобразного состояния этого памятника рода Некрасовых усилилось тем, что, оказывается, часовня нигде не значилась и не учитывалась, то есть «не существовала» на бумаге. Поэтому на ней нельзя было вести никакие реставрационные работы. Больше года шла работа по постановке памятника на учет во всех инстанциях, а в 2013 году она была выкуплена Историко-культурным комплексом «Вятское» и на ней начались восстановительные противоаварийные работы. В первую очередь необходимо было откачать воду, сделать гидроизоляцию и высушить стены. В настоящее время создается проект реставрации, и после завершения реставрационных работ часовню предполагается передать государству, в рамках празднования 200-летия со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова».
Из статьи «Часовня-усыпальница рода Некрасовых в селе Аббакумцево» на сайте Историко-культорного комплекса «Вятское» имени Е.А. Анкудиновой: http://вятское-село.рф/nashi-proekty/usypalnica-nekrasovyh
В старинной заволжской усадьбе Некрасова — Аббакумцево, связанной с именем поэта, находится родовой склеп семьи Некрасовых. Он был устроен самим Николаем Алексеевичем при сельской Благовещенской церкви. Простой пятиглавый храм конца ХVIII века со звёздчатыми куполами стоит в стороне от дороги, не бросаясь в глаза проезжающим туристам. Некрасовы были прихожанами этого храма. У восточной стены — могила матери поэта, Елены Андреевны. Это про неё, несчастную в замужестве и отдавшую всю свою душу детям, Николай Алексеевич потом напишет: «…Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других…». Рядом был погребён дед и дядя поэта, его братья. Неудивительно, что вскоре возникла и фамильная усыпальница: небольшая часовенка в юго-восточном углу церковной ограды. В ней Некрасов похоронил отца — Алексея Сергеевича (умер поздней осенью 1862, часовня выстроена следующей весной), первую жену брата и племянников, умерших в детском возрасте. Увы, после революции захоронение было разорено. Вошедшим во вкус разграбления барских усадеб крестьянам не успели объяснить, что Некрасов в своих произведениях так радел об их судьбе.
Долгое время часовня была заброшена, ныне она приведена в порядок за 4 года, специально к фестивалю «Дни Некрасова» прошедшим в селе Аббакумцево. 10 декабря 2017 года, в день рождения великого русского поэта, в рамках Некрасовского фестиваля, после реставрации состоялось событие, которого краеведы и литераторы с нетерпением ждали 4 года — была открыта часовня усыпальницы семьи Некрасовых — исторический памятник удалось спасти от гибели усилиями реставраторов и сотрудников историко-культурного комплекса «Вятское».
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №396, ООО «Де Агостини», 2020